Текучесть кадров, анализ мотивов текучести кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении текучести кадров в организации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение кадровой политики на предприятии;
- изучение понятия, видов и мотивов текучести кадров;
- рассмотрение методики управления процессом текучести кадров;
- проведение анализа мотивов текучести кадров в организации;
- предложения методов снижения текучести кадров в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….… 3
Глава 1 «Теоретические изучения текучести кадров на предприятиях»….....4
1.1.Кадровая политика на предприятии ………………………………………...4
1.2. Понятие, виды и мотивы текучести кадров………………………………..7
1.3. Управление процессом текучести кадров и роль руководителей
в ее предотвращение………………………………………………………….....10
Глава 2 «Анализ мотивов текучести кадров и методы ее снижения
в магазине «Проходной двор» ………………………………………………...16
2.1. Общая характеристика магазина «Проходной двор»……………………16
2.2 Анализ текучести кадров в магазине «Проходной двор»
и возможность решения данной проблемы……………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по управлению персоналом.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

 

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 

ТОМСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

 

 

 

 

Междисциплинарная

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплинам «Управление персоналом», «Управленческая психология»

 

  Тема: «Текучесть кадров, анализ мотивов текучести кадров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                                                     Проверила:

Студент гр.                                                                                            преподаватель

                                                                                                               

 

 

 

 

 

ТОМСК – 2012 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….… 3

Глава 1 «Теоретические   изучения текучести кадров на предприятиях»….....4

1.1.Кадровая политика на предприятии ………………………………………...4

1.2. Понятие, виды и мотивы текучести кадров………………………………..7

1.3. Управление процессом текучести кадров и роль руководителей

в ее предотвращение………………………………………………………….....10

Глава 2 «Анализ мотивов текучести кадров и методы ее снижения

в магазине «Проходной двор» ………………………………………………...16

2.1. Общая  характеристика магазина «Проходной двор»……………………16

2.2 Анализ  текучести кадров в магазине  «Проходной двор»

и возможность решения данной проблемы……………………………………19

Заключение ……………………………………………………………………..22

Список литературы ……………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что эффективность производительности труда каждой организации (предприятия) зависит от ряда факторов. Одним из таких факторов являются кадры (персонал) организации.

Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность организации зависит от квалификации персонала, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, увеличение объемов товарооборота.

Цель данной работы заключается в изучении текучести кадров в организации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучение кадровой политики на предприятии;

- изучение понятия, видов и мотивов текучести кадров;

- рассмотрение методики  управления процессом текучести кадров;

- проведение анализа мотивов текучести кадров в организации;

- предложения методов снижения текучести кадров в организации.

Предметом данной работы является анализ мотивов текучести кадров в организации.

Объектом исследования является магазин «Проходной двор»

При выполнении данной работы использовались научные и учебно-методические работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Артеменко В.Г., Виханский О.С., Глазов М.М., Голубкова Е. П. и других авторов.

 

 

 

 

 

 

Глава 1 «Теоретические   изучения текучести кадров на предприятиях»

 

1.1 Кадровая политика на предприятии

Кадровое планирование - система подбора квалифицированных кадров, имеющая своей целью обеспечить потребность организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки. План по трудовым ресурсам разрабатывается с целью произвести расчёты относительно служащих, которые потребуются организации и профессиональной структуры, которая будем необходима в данный период. Следует также принять решение об источниках потенциального набора, установить и поддерживать контакты для обеспечения того, чтобы потребности организации и потенциальное вознаграждение за труд денежное или моральное были известны будущему составу служащих.

Каждая организация использует кадровое планирование явно или не явно, некоторые организации проделывают в этом плане серьёзные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала. Одна из главных задач планирования персонала - это направить имеющиеся цели планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, то есть работников из планов организации и определить время в которое они будут затребованы. И как только эти потребности будут определены в рамках кадрового планирования, необходимо составить планы достижения этих потребностей. Недобросовестное выполнение и тем более вовсе проигнорированное кадровое планирование способно спровоцировать серьёзные проблемы в самое короткое время. С помощью эффективного кадрового планирования можно укомплектовать вакантные места и уменьшить текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специалистов в пределах компании.

Реформа предприятия предполагает наряду с достижением других целей эффективное распределение и использование занятых на предприятии работников то есть рационализацию их численности. При этом необходимо определять максимально допустимую численность работников на предприятии, при которой может быть обеспечено выполнение принятой стратегии развития предприятия и фактически избыток (дефицит) численности работников к моменту начала реализации данной стратегии.

Управление персоналом как и любым сложным процессом невозможно без использования необходимых для этого инструментов: взаимосвязанных экономических, организационных и социально - психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности в соответствии с требованиями производства. Руководитель, стремящийся эффективно управлять предприятием всегда заинтересован в специалистах выполняющих свои обязанности с наибольшей отдачей.

Максимально полное использование трудового потенциала работников любого предприятия ключевой фактор для успешной деятельности в условиях рыночных отношений. Кадровое планирование способно оказать значительную поддержку стратегическому процессу планирования предприятия при обеспечении средствами для достижения желаемых результатов.

Управление людьми - одна из самых сложных и одновременно существующих подсистем каждого производственного процесса. Система мер способствующая эффективному использованию персонала организации, фирмы, учреждения, не может быть однонаправлено сводящейся с каким - либо отдельным мероприятием. Работа с кадрами тогда принесёт успех, когда она будет системой и неразрывной во времени. Управление кадрами будет наиболее эффективным если этот процесс разделить на отдельные задачи являющиеся составной частью кадровой политики организации.

Структура кадровой политики имеет два основных аспекта функциональный и организационный. В функциональном отношении подразумевается следующие важные элементы: определение общей стратегии, планирование потребностей предприятия в персонале с учётом существующего кадрового состава, привлечение, отбор и оценка персонала, повышение квалификации персонала, построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержание и последовательности выполнения работ, условий труда, политика заработной платы и социальных услуг.

В организационном отношении кадровая политика охватывает всех работников и все структуры, подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.

Кадровое планирование должно отвечать на следующие вопросы: сколько работников, уровень квалификации, когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале), каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал (планирование, привлечение или сокращение штатов), каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями (планирование, использование кадров), каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к изменяющимся требованиям (планирование кадрового развития), каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала).

Основные задачи кадрового планирования: разработка процедуры кадрового планирования, увязка кадрового планирования с планированием организации в целом, проведение в жизнь решений способствующих успешному осуществлению стратегии организации, содействие организации выявлении главных кадровых проблем и потребности при стратегическом планировании, улучшение обмена информации по персоналу между всеми подразделениями организации. Кадровое планирование включает в себя: прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям), изучения рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы), анализ системы рабочих мест организации, разработка программ и мероприятий по развитию персонала. При осуществлении кадрового планирования организация преследует следующие цели: получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве, наилучшим образом использовать потенциал своего персонала, быть способной предвидеть проблемы возникающие из - за возможного избытка или нехватки персонала.

Поскольку кадровое планирование неразрывно связано с другими процессами планирования, протекающими в организации, временные рамки кадрового планирования должны соотносится с аналогичными характеристиками планирования в организации.

Организационные планы часто квалифицируются следующим образом: краткосрочные (от 0 до 2-х лет), среднесрочные (от 2-х до 5 лет), долгосрочные (более 5 лет). Организации необходимо составлять планы на каждый из этих периодов, для более успешного ведения предпринимательской деятельности.

 

1.2. Понятие, виды и мотивы текучести кадров

Текучесть кадров - в управлении персоналом норма, показывающая, как часто работник приобретает и теряет работу. Проще говоря, она показывает, как долго работник находится на своем рабочем месте, ее еще называют «индексом крутящихся дверей».

Можно выделить четыре вида текучести кадров – физическую, внутриорганизационную, естественную и скрытую (умственную).

Физическая текучесть охватывает тех служащих, которые покидают организацию и уходят.

Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации, и внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.

Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Скрытая (Умственная, психологическая)  текучесть кадров возникает у тех служащих, которые внешне не покидают организацию, но фактически уходят из нее. Этот вид текучести кадров не отражается в документации, но может нанести значительный вред производительности труда.

Служащие демонстрируют пассивное сопротивление, они присутствуют физически, но умственно отсутствуют. Они редко основательно работают в течение дня, делая лишь самое необходимое, или хуже того, работая недостаточно качественно.

Основная мотивы текучести - недовольство работников своим положением. В частности, речь идет о:

- неудовлетворенности заработной платой, условиями и организацией труда;

- нерешенности социальных проблем;

- отдаленности работы от дома;

- отсутствии условий для отдыха, детских учреждений;

- неуважительном отношении со стороны руководства;

- не оправдавшихся притязаниях;

- неустойчивости служебного положения и невозможности сделать карьеру.

Таким образом, текучесть кадров связана не только с социальной и бытовой неустроенностью, но и со сложностями самореализации или самоутверждения.

Факторы, вызывающие движение персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния различна, изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке.

Их можно разделить на три группы:

1) факторы, возникающие на самом предприятии (величина заработанной платы, условия труда, уровень автоматизации труда, перспектива профессионального роста и т.п.);

2) личностные факторы (возраст работников, уровень их образования, опыт работы и т.п.);

3) факторы, внешние по отношению к предприятию (экономическая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий и т.п.).

В свою очередь, в каждой из этих групп можно выделить факторы, отличающиеся по силе и характеру их влияния на мобильность работников.

Обстоятельства, обусловливающие текучесть кадров, могут быть полностью управляемыми (условия труда и быта), частично управляемыми (удовлетворенность коллективом, взаимоотношениями, формами мотивации) неуправляемыми (природно-климатические факторы).

Целенаправленно воздействуя на первые и вторые, можно существенно снизить текучесть. Для этого применяются различные меры: технические (совершенствование техники и технологии, улучшающие условия труда); организационные (нахождение каждому работнику наиболее соответствующего ему места, поскольку, например, при ощущении невостребованности и перегруженности текучесть увеличивается); социально-психологические (предоставление дополнительных льгот и гарантий, улучшение внутреннего климата); культурно-бытовые (повышение уровня медицинского обслуживания).

Замечено, что предварительный инструктаж снижает текучесть кадров, а ощущение невостребованности или перегруженности ее увеличивает. Снижает текучесть кадров уверенность работника, что он может воздействовать на производственные процессы. Сотрудники добросовестнее и с большим внутренним желанием выполнят ту или иную работу, если сами в полной мере будут отвечать за нее, получат возможность довести ее до конца. Удовлетворенность приносит свобода в выборе темпа и очередности выполнения задания, возможность внесения в процесс своего, нового.

Информация о работе Текучесть кадров, анализ мотивов текучести кадров