Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 06:11, курсовая работа
Тема курсовой работы – «Тенденции развития менеджмента от зарождения до современности». Актуальность данной темы заключается в том, что в динамично развивающемся современном мире успешному специалисту – менеджеру необходимо знать о всех имеющихся разработках и теориях. Практическая деятельность не может обойтись без теоретической основы. Цель работы – проследить тенденции в развитии менеджмента. Для ее достижения были рассмотрены основные этапы развития менеджмента, проанализированы основные школы управления, а также проведена сравнительная характеристика систем менеджмента трех стран.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе дается определение термину «менеджмент» и описываются основные этапы его развития. Во второй главе представлена характеристика основных школ управления, а также описание современных идей и концепций в менеджменте. В третьей главе представлена сравнительная характеристика систем менеджмента трех стран: Японии, США и России.
Имеет свои особенности и американский стиль управления. Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель отвечает лично за выполнение директивно установленных показателей. Особенностью является и то, что зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании. Стратегическое планирование в американских фирмах сосредоточено на разработке конкурентных сегментов рынка, которые носят название стратегических центров хозяйствования (СЦХ). На первых этапах фирма исследует рынок с точки зрения нормы прибыли в перспективе и вне связи со своей текущей деятельностью [9, С. 359]. На втором этапе определяется конкурентоспособность фирмы. Сейчас в таких известных компаниях, как «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Форд мотор» предприятия в составе производственных отделений лишены самостоятельности. Руководители таких предприятий полностью находятся в зависимости от руководителей производственных отделений. В функции производственного отделения входит распределение заказов между предприятиями, материально-техническое снабжение, контроль за выполнением планов выпуска продукции, а также за выполнением таких общих функций, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами.
Успех японских компаний на рынке стал причиной интереса американских специалистов к японскому опыту управления. Возникли дискуссии о применимости в Америке японских моделей управления. Успешный опыт внедрения японских систем управления есть у многих американских компаний. Среди компаний, давно и успешно их применяющих на практике, можно выделить: «Camco inc», «Citibank», «GE Energy», «Sony Corporation», «Johnson and Johnson» и др. Кроме того, известен негативный опыт американских менеджеров внедрения на своих предприятиях японских систем. Американская система менеджмента оказалась невосприимчивой к применению японских форм и методов управления.
Таблица 1 – Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента
Японская модель |
Американская модель | ||
1. Философия фирмы | |||
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» |
Замена руководства фирмы | ||
2. Цель фирмы | |||
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы |
Рост прибыли фирмы и
| ||
3. Организационная структура | |||
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления |
Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления | ||
4. Наём и кадровая политика | |||
Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирмы (так называемая уравнительная зарплата). |
Наем работников на рынке труда через сеть университетов-школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника. | ||
5. Организация производства труда | |||
Основное внимание уделяется цеху - низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены.; |
Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставка зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда | ||
6. Стимулирование работников |
Продолжение таблицы 1
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, |
Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы | ||
7. Внутрифирменное планирование | |||
Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. |
Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течении года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры(СХЦ)» | ||
8. Финансовая политика | |||
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, |
Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций |
В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50-60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. «Кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В тоже время другое американское нововведение - американские методы управления «человеческими ресурсами» - не нашло применения в Японии. В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Но не все методы управления укрепились в американской системе. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы «фондов для удовлетворения нужд работников и др.
Проведенный анализ позволяет сделать важный вывод: национальная ментальность как система является важным фактором для успешности использования различных зарубежных моделей управления персоналом, но не решающим. В пользу этого вывода говорит опыт международных компаний При сравнении моделей менеджмента Японии и США, приходим к выводу, что они являются прямыми противоположностями друг другу во всех важных моментах [9, С. 362].
Особенности российского менеджмента
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.
Характерные черты русского менеджмента.
1) Социальные ожидания – поощрение исполнительности, личной преданности. Руководитель в российской системе воспринимается в первую очередь как отец, царь, духовный лидер.
2) Психология – коллективизм и импульсивность.
3) Портрет руководителя. Стиль поведения: автократичный, агрессивный; отношение к покупателям неуважительное, на первом месте объем продаж, а не качество обслуживания; отношение к сотрудникам: гиперопека, пренебрежение.
4) Управление – иерархизм.
5) Русского человека отличает смекалка, практичность, материальный расчет, беспечность, необязательность (сроки выполнения поставленных задач, как правило, не соблюдаются), недальновидность, нечестность (по отношению к партнерам, власти, подчиненным), сильно развитое коллективное мышление, слабовыраженный индивидуализм, интуитивный стиль принятия решений.
6) Типичные проблемы российских организаций: несвоевременное исполнение приказов и распоряжений руководства, их игнорирование; нарушение трудовой, производственной и технологической дисциплины; допущение брака, частые простои из-за организационной неразберихи; наличие краж; аварии, преждевременный выход оборудования из строя; неполный доход вследствие низких объемов производства и реализации готовой продукции [10, С. 78 - 85].
За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество российского бизнеса было бы бессмысленным.
К настоящему времени выработаны определенные направления для решения проблем российского менеджмента.
1) Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес-школ. Но с реализацией этого направления есть проблемы: сопутствующие затраты; недостаточное число отраслевых преподавательских кадров, подготовленных обучать новейшим методам менеджмента.
2) Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров. Здесь также возникают проблемы: нехватка у российских предприятий валютных средств для финансирования этого направления, отсутствие свободного владения иностранными языками российскими управленческими работниками, несоответствие менталитета старых управленческих кадров сегодняшним реалиям.
3) Применение опыта предприятий — мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров. В России уже есть предприятия, следующие этому примеру, однако существуют проблемы: отсутствие финансовых средств, нежелание высшего руководства реализовывать такие программы, а порой сопротивление рядовых сотрудников, боящихся перемен.
4) Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.
5) Использование корпоративной культуры как средства управления. Сильная корпоративная культура позволяет привлекать и удерживать талантливых сотрудников, а плоды их труда создают положительную репутацию фирме, притягивают новых потребителей и высококвалифицированных работников.
В течение следующего десятилетия в России ожидается радикальный сдвиг: от сложившихся профессиональных ролевых стереотипов (администратора-бюрократа и руководителя реактивного стиля) к принципиально новым ролям (стратега, предпринимателя и маркетолога). Главная задача менеджмента — увеличение прибыли, сокращение издержек внутри компании. Для достижения максимальной эффективности, рентабельности, конкурентоспособности бизнеса и максимизации его стоимости владельцам и топ-менеджерам российских компаний необходимо строить системы управления компаниями не на западной классической, а на уникальной специализированной российской теории менеджмента, основы которой закладываются отечественными учеными и предпринимателями. Эта теория, безусловно, будет включать в себя отдельные элементы западной классической теории. Например, такие законы административного менеджмента, как принцип единоначалия, принцип неукоснительного исполнения распоряжений руководителей, принцип вертикального и горизонтального разделения труда.
Суть современного менеджмента заключается в принципиально новом отношении к людям в организации. На смену человеку экономическому (США, Европа) и социальному (Япония) приходит человек информационный, или самореализующийся. Для успешного ведения бизнеса необходимо создавать и развивать корпоративную культуру, управленческую и организационную идеологии. Мотивация должна быть направлена на систему ценностей работника и гармонию его интересов и целей с миссией и целями компании. Такая модель управления позволит использовать человеческие ресурсы наиболее эффективно. Россия может очень многому научиться как у других культур, так и у себя, заглянув в историю, где содержится огромный потенциал для будущего развития [10, С. 85 - 91].
Информация о работе Тенденции развития менеджмента от зарождения до современности