Теоретические аспекты стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является поставка целей стратегического менеджмента в развитии российского туризма.
Для достижения поставленной цели были выбраны следующие задачи:
Определение понятий и подходов стратегического менеджмента
Изучение теории и практики становления стратегического менеджмента
Постановление задач стратегического менеджмента в туризме

Файлы: 1 файл

стратегический м-нт.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В деятельности любого предприятия  главную роль играет четко выбранная  стратегия. Стратегия – это своеобразный «путь» по которому движется фирма. Многое зависит и от отрасли, в которой «обитает» данная фирма.

 В данной работе  стратегический менеджмент рассматривается  на примере туризма. Туризм  – это отрасль, которая подвержена  изменениям, скачкам. 

Туризм имеет ряд своих  особенностей. Для наибольшей эффективности  работы туристской фирмы ставятся определенные задачи стратегического менеджмента, именно они и могут повлиять на то, как долго она пробудет на туристском рынке – именно и это  и является актуальность данной курсовой работы.

Объектом является -  российский туризм, предметом же – задачи отечественного стратегического менеджмента.

Основной целью курсовой работы  является поставка целей стратегического менеджмента в развитии российского туризма.

Для достижения поставленной цели были выбраны следующие задачи:

  1. Определение понятий и подходов стратегического менеджмента
  2. Изучение теории и практики становления стратегического менеджмента
  3. Рассмотрение предпосылок развития стратегического менеджмента на российских предприятиях
  4. Выявление тенденций развития туризма в России
  5. Постановление задач стратегического менеджмента в туризме

Курсовая работа состоит  из 2 частей. В первой части рассматриваются  теоретические аспекты стратегического  менеджмента как науки, во второй части – применение стратегического  менеджмента к туристкой области.

Для написания курсовой работы были использованы учебные пособия, лекции по дисциплине стратегический менеджмент и источники сети Интернет.

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты стратегического менеджмента

    1. Стратегический менеджмент. Основные  подходы и задачи

Понятие «стратегия» (от греческого «strategos» – вести войска) имеет древнее происхождение и изначально использовалось в военной сфере. Следуя военному словоупотреблению, стратегия – это область военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, её планирования и ведения, исследующая закономерности войны.

Сегодня стратегия – это  одна из атрибутов эффективности  бизнеса. Как показывает практика, ни одна организация не может четко  и эффективно действовать без  правильного определения стратегии.

Говорят о термине «стратегии»  в менеджменте выделяют понятие  стратегия организации.

Стратегия организации  – это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижения организационных целей.[5]

В свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии  называется стратегическим менеджментом.

Стратегический менеджмент в целом представляет собой научно-сбалансированный синтез процессов стратегического  анализа, прогнозирования, планирования и реализации стратегических целей  и стратегических задач.

 Важнейшее значение  стратегического менеджмента: обеспечить в долгосрочном периоде устойчивость развития и высокую конкурентоспособность сложных социально-экономических систем на основе мотивации персонала, инноваций, роста и эффективности использования экономического и человеческого потенциалов, противостояния внешним угрозам, достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Стратегический менеджмент является основным средством, определения главных направлений, ключевых результатов, способов их достижения сложных социально-экономических систем различного уровня (фирмы, города, регионы, государства) в долгосрочном периоде развития (3,5,10 и более лет). [8]

Важнейшими  задачами стратегического менеджмента  можно назвать:

    1. Формирование концепции стратегических целей и направления развития;
    2. определение главной стратегии организации и обеспечивающих ее  стратегий подразделений;
    3. планирование реализации стратегии и распределение ресурсов;
    4. управление реализацией стратегического плана;
    5. контроль стратегических результатов;
    6. коррекция стратегии, ее изменение или переход к новой стратегии.

В теории и практике понятия  стратегического менеджмента, стратегического  планирования и стратегического  маркетинга нередко используют как  взаимозаменяемые. Однако между этими  понятиями имеются существенные различия. В стратегическом маркетинге используется ряд методов стратегического  менеджмента, но сфера маркетинга гораздо  уже. Он ориентирован на изучение перспективных  рынков и клиентов, анализ конкурентов, анализ и прогноз разработки новых  продуктов, освоение новых рынков, продвижение  продуктов, продажи.

Д.Кревенс описывает главную цель стратегического маркетинга: «Стратегический маркетинг – это процесс разработки стратегии, учитывающей изменчивость факторов внешней среды и направленный на повышение степени удовлетворения нужд потребителя. Цель стратегического маркетинга – создание исключительной потребительной ценности путем комбинирования корпоративной и маркетинговой стратегии в комплексную программу рыночной ориентации компании». В последние годы наблюдается усиление интеграции стратегического менеджмента и маркетинга. Он же отмечает: «Стратегический маркетинг служит звеном, соединяющим компанию с ее внешним окружением, и рассматривает функцию маркетинга как фундаментальную основу деятельности организации в целом. Стратегический маркетинг отвечает за такие функции как мониторинг внешнего окружения, определение целевых сегментов рынка, установление необходимых свойств предлагаемого товара и выработку решения относительно того, против каких конкурентов компания будет себя позиционировать».[10]

 Стратегический менеджмент, включая в себя стратегическое планирование и стратегический маркетинг как составные части, направлен на решение многих проблем, выходящих за рамки стратегического маркетинга, к их числу относятся, в частности, распределение ресурсов и стратегическое инвестирование, обеспечение синергии различных видов бизнеса и управленческой деятельности, развитие человеческого капитала и управление потенциалом компании,  социальная ответственность бизнеса, подбор и расстановка кадров на ключевых должностях, разработка долгосрочного плана развития организации и ее подразделений, обеспечение роста экономических показателей, финансовой стабильности и устойчивости.[3]

Существует много подходов к определению сущности стратегического  менеджмента. Выделяют основные подходы к определению сущности стратегического менеджмента. Их  группируют по следующим основным направлениям:

1. Стратегический менеджмент определяют с позиций процессного подхода и различных процессов.

Ученые Томпсон и Стрикленд рассматривают стратегический менеджмент как процесс решения пяти основных задач:[11]

  1. Формирование стратегического видения будущего компании.
  2. Постановка целей.
  3. Разработка стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей.

2. Стратегический менеджмент также определяют с позиций акцента на формулировку и реализации стратегий.

И.Ансофф определил стратегический менеджмент следующим образом, что он состоит из: формулировки стратегий, развития деловых способностей компании, управления внедрением стратегий и развитие способностей.  [2]

М.Портер видит основные задачи в разработке и реализации стратегии выбора и поддержания выигрышных позиций в рыночной среде.

3. Стратегический менеджмент определяют на основе комплексного подхода, объединяющего различные аспекты управления развитием организации, включая формулировку стратегий, распределение ресурсов, другие процессы. И.Ансофф указывает, что «наиболее комплексный подход к проблеме обеспечивает стратегическое управление, которое получает распространение в настоящее время. Оно включает две взаимодополняющие системы: анализ и выбор стратегических позиций и управление в реальном масштабе времен системы».[1]

В целом в определениях сущности стратегического управления подчеркивается необходимость разработки и реализации стратегий на основе постановки стратегических целей, решения ряда задач распределения ресурсов и достижения конкурентоспособности.

Одной из главных черт является научное обоснование стратегий, применение современных научных средств для управления развитием организаций.

 Стратегический менеджмент фирмы – это наука и практика разработки и реализации на основе системного подхода главных целей и направлений развития фирмы, стратегий и стратегических планов организации, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивость развития, экономическую эффективность, инновационное превосходство в долгосрочном периоде.

С учетом новых условий  развития мировой экономики стратегический менеджмент характеризуют следующие черты:

  1. глобальность и системность влияния стратегий на объект управления как на систему. Стратегические воздействия влияют на фирму в целом, изменяя ее главные системообразующие переменные;
  2. долгосрочность и перспективность. Менеджмент нацелен на будущее, на периоды развития не менее 3 лет в неустойчивой среде, 5 лет и более в условиях относительно стабильной среды;
  3. критичность для жизнеспособности организации. Если ошибки оперативного управления, как правило, не критичны для развития организации и могут быть быстро исправлены, то стратегические ошибки ведут к гибели или резкому ухудшению положения фирмы;
  4. высший уровень приоритета среди всех других видов управления фирмой. Стратегические решения и планы определяют характер всех других видов управления (тактического, оперативного, функционального).
  5. рост сложности стратегического анализа, прогнозирования и многоальтернативность стратегического выбора. Чем больше период стратегического планирования, тем больше факторов влияют на модель будущего. В связи с этим возникает множество сценариев развития, из которых для эффективного управления нужно выбрать всего несколько.

Виды стратегического  менеджмента:[7]

    1. Государственное стратегическое управление (важный фактор влияния на деятельность фирм посредством создания благоприятных или неблагоприятных условий для развития среды конкуренции, налогообложения, обеспечения безопасности бизнеса);
    2. стратегический менеджмент  фирмы (компании);
    3. стратегический менеджмент развития личности – направлен на рост человеческого капитала руководителей и менеджеров, формирование прогрессивных внутренних ценностей, социальную ответственность личности и является важнейшим средством подготовки персонала для разработки и внедрения стратегий развития фирмы;
    4. стратегическое самоуправление территории, представляет собой разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития территории (влияет на фирмы посредством развития инфраструктуры, стратегий налогообложения, привлечения бизнеса к реализации социально-экономических проектов.).

На стратегическое управление развитием фирмы влияют ее собственники, менеджеры и персонал. Следует  различать внешний менеджмент, осуществляемый ее собственниками и инвесторами  и внутренний менеджмент, реализуемый  ее руководителем и менеджерами.

 В отличие от собственников и инвесторов руководители и менеджеры строят стратегию на основе комплекса стратегических задач, включающих рост конкурентоспособности на основе инноваций, развитие и рост отдачи человеческого капитала, совершенствование системы управления, развитие обучения и самообучения персонала, рост внутреннего потенциала фирмы.

Таким образом, компания для  четкой и эффективной работы должна разрабатывать свою стратегию. Она должна определять цели, задачи, и перспективы для наибольшей продуктивности, подбирать высококвалифицированный персонал, определять свои подходы для развития компании и борьбы с конкуренцией.

 

    1. Развитие теории и практики стратегического менеджмента

Появление новых научных теорий и разработанных на их основе методов  стратегического управления всегда носило прикладной характер, и было направлено на решение проблем, с  которыми сталкивались организации  в текущей деятельности. Изменялись условия, в которых функционировали  организации, изменялись и сами организации. 

Первые работы в области стратегического  менеджмента появились в 60-х годах  ХХ века. Это был относительно стабильный период развития, в большинстве своем  американских компаний. Динамичное развитие требовало адекватного управления, обеспечения взаимосвязи между  долгосрочным развитием и текущими операциями.  Проводились измерения и мониторинг текущего поведения компании в целом и ее отдельных подразделений, оптимизировалось распределение ресурсов между различными бизнес - направлениями деятельности в портфеле компании. В конце 60 - х неудовлетворительные результаты применения разработанных к тому времени методов управления потребовали по - новому взглянуть на организацию и ее развитие.[15]

Информация о работе Теоретические аспекты стратегического менеджмента