Теоретические аспекты стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является поставка целей стратегического менеджмента в развитии российского туризма.
Для достижения поставленной цели были выбраны следующие задачи:
Определение понятий и подходов стратегического менеджмента
Изучение теории и практики становления стратегического менеджмента
Постановление задач стратегического менеджмента в туризме

Файлы: 1 файл

стратегический м-нт.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

Стратегия должна стать «"нитью  времени", связывающей прошлое  и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию».

 В самом общем виде стратегия  может быть определена как  эффективная деловая концепция  (концепция бизнеса), дополненная  набором реальных действий, который  способен привести эту деловую  концепцию к достижению реального  конкурентного преимущества, способного  сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.[6]

В командной экономике при разработке своих планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов, которые  автоматически закладывались в  основу разработки планов. Сама плановая работа сводилась к поиску эффективных  путей выполнения заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней  среды. Такая задача остается и в  переходной экономике, но в условиях рынка это только часть плановой работы.

Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры  внешней среды, ассортимент продукции  и услуг, цены, поставщиков, рынки  сбыта, а самое главное — свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического  плана. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым  компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают, многие новые  компании исчезли или, достигнув  определенного уровня, перестали  расти. Поэтому как руководители новых компаний, так и директора  многих бывших государственных предприятий  подходят к пониманию необходимости  разработки стратегии развития. Этому  способствует идентификация предприятия  как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок  и интересов предприятия и  его работников.

Быстрые изменения внешней среды  отечественных предприятий также  стимулируют появление новых  методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически  стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство  российских предприятий работают в  быстро изменяющемся и трудно предсказуемом  окружении, следовательно, нуждаются  в методах стратегического менеджмента.

Необходимость становления системы  стратегического менеджмента в  отечественной практике обусловливается  также происходящими интеграционными  процессами. В российском бизнесе  возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования  финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием  основного бизнеса начали организовывать финансово-коммерческие группы. Коммерческие фирмы наряду с группами, за многими  из которых стоят коммерческие банки, стали приобретать промышленные предприятия, участвуя в приватизации, инвестиционных конкурсах, активно  проводя скупку акций привлекательных  предприятий.   Центральная задача теперь будет состоять в том, чтобы от нынешнего состояния интеграции перейти к устойчивому и эффективному развитию интеграционных процессов, что невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.[7]

Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул Российскую Федерацию. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления.

Таким образом, у директоров бывших государственных предприятий и  руководителей новых компаний растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития в  долгосрочной перспективе.

 С одной стороны, обилие  неупорядоченной внешней информации, с другой — отсутствие систематизированных  ориентиров для выбора направлений  развития. Кроме того, инструменты  разработки и реализации собственной  стратегии существенно отличаются  от принятой ранее системы  планирования и известно о  них пока сравнительно мало, так  как на практике они не стали  общепринятыми методами плановой  работы. Большая часть отечественных производителей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом.

Проблемы развития стратегического  менеджмента в России:

  1. Ситуация в области стратегического управления: большая часть российских компаний развивается без стратегических планов или используют планы, которые нельзя назвать стратегическими. В значительной мере это связано с ориентацией российских предпринимателей и менеджеров на краткосрочные результаты.
  2. Разработка ключевых ценностей: лишь в отдельных фирма руководители пытаются разработать элементы ключевых ценностей, но целостной ключевой идеологии и модели будущего не создают. В результате персонал часто остается дезориентированным, проявляет низкую творческую активность, стремиться уклониться от инноваций и стратегических изменений.
  3. Роль прибыли в стратегическом планировании: критика прибыли как главного стратегического критерия развития компании была начата еще в 70-е годы прошлого века. Но большая часть российских компаний до сих пор считает это показатель главным стратегическим критерием развития. Сегодня ключевые ценности во многих российских компаниях понимаются утилитарно и сводятся в основном к финансовым результатам, доминированию на рынке, материальным благам.
  4. Для российских компаний преобразования в направлениях самоорганизации наиболее болезненны в связи с исторически высоким уровнем бюрократии, традиционной склонностью руководителей к злоупотреблению властью, автократией, неподготовленностью работников к условиям реальной демократии и самоорганизации в управлении.
  5. Многие российские компании сегодня работают в условиях слабой конкуренции, что влечет низкие темпы инноваций, производство товаров и услуг низкого качества.

Исходя из вышеизложенного можно  сделать вывод, что в России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. 

 

2.2. Тенденции развития  туризма в Российской Федерации

Туризм в России — развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд.

Массовое развитие туризма —  одна из примет современности. Туризм играет важную роль в развитии взаимопонимания  между народами и вносит свой вклад  в процветание многих стран и  регионов. Развитие туризма является крупнейшим генератором валового мирового продукта, способствует занятости населения. На туризм приходится почти десятая  часть этих мировых показателей, причем объемы инвестиций в туризм, как и раньше, остаются весьма значительными.

Туристические поездки в Россию в целом носят познавательный характер. Социологические опросы иностранных туристов, посещающих нашу страну, подтверждают этот вывод. Потенциальных туристов сегодня интересуют как исторические памятники России так и ее культурное наследие, так и общественно-политические процессы. Среди них можно увидеть политологов, социологов, общественных деятелей, преподавателей высших и специальных учебных заведений, юристов, врачей, студентов, инженерно-технических работников, религиозных деятелей, бизнесменов, представителей культуры и театра. Для этих туристов знакомство с Россией имеет особое значение, поскольку участие в экскурсионных программах дает возможность через личные контакты и оценки получить объективное представление о жизни страны, ее людей.

Программы поездок заключаются  с учетом аудитории, социально-демографических  особенностей туристской аудитории  и страны постоянного места проживания туристов, их интересов и предпочтений. Для туристов, прибывающих группами, программы готовят заранее, как  по заявкам иностранных фирм, так  и самостоятельно турфирмы с учетом цели поездки конкретной группы (познавательные поездки, отдых и лечение, спорт, охота, деловые поездки, встречи  с родственниками, участие в международных  выставках , конференциях, фестивалях, обучение и паломничество, инсентив-туры), ее состав и маршрут.

В настоящее время в России сфера  услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной  целевой программе «Развитие  внутреннего и въездного туризма  в Российской Федерации (2011—2018 годы)». В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса.

С 1995 года по 2011 год иностранный  туризм в Россию вырос на 27 %: число иностранных туристов увеличилось с 1,8 до 2,3 млн человек в год . В 2011 году лидером по количеству туристов, приезжающих в Россию, является Германия, второе место занимает Китай, а третье — США. Данные Росстата говорят о том, что въездной поток в Россию в последнее время увеличивается, прежде всего, за счет Китая, показавшего в 2011 году самый большой рост — 48 % . При этом общее число иностранцев, посетивших страну с разными целями, в 2011 году составило 24,9 миллиона, что на 11 % больше, чем годом ранее . Внутренний туризм в России во много раз превышает въездной : так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, однако его рост в последнее время замедлился.

По данным министерства спорта, туризма  и молодежной политики РФ доля туристической  отрасли в общем объеме ВВП  России по итогам 2010 года составила 3 %, с учетом смежных отраслей — 6,5 %

Согласно Федеральной  целевой программе "Развитие внутреннего  и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы" в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около 100 млрд рублей. Деньги будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристически-рекреационным потенциалом. Средства будут направляться, в том числе, и на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов.

Количество иностранных  туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно вырасти более чем  в шесть раз - до 23 миллионов человек, а отпуск в России будут проводить 45 миллионов человек. Соответственно, вырастет и объем рынка туристических  услуг - в 4,7 раза, до 417 млрд рублей.

Развитие туризма в России несколько  отстает от развития в экономически развитых странах, хотя по своему туристско-рекреационным  потенциалу Россия имеет все возможности  стать туристической державой мирового уровня. Расширение международных связей открывает большие возможности  для продвижения национального  туристического продукта на мировой  рынок, привлечения к мировому информационному  пространству, передового опыта организации  туристической деятельности.

2.3. Задачи стратегического менеджмента в туризме и её особенности

Одной из основных задач стратегического менеджмента в туризме состоит в том, чтобы вывести общие закономерности и перспективу его развития, а также выявить особенности, вытекающие из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими организациями.

Кроме данной поставленной задачи, в стратегическом менеджменте  в сфере туризма выделяют 5 взаимосвязанных  задач:

  1. Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития – то есть необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития.
  2. Превращение общих целей в конкретные направления работы.
  3. Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей.
  4. Эффективная реализация выбранной стратегии.
  5. Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.[6]

При достижении поставленных задач необходимо учитывать специфичность  данной отрасли и её особенности.

Первая особенность туристской деятельности, как объекта стратегического  управления, заключается в большой  глубине ее  проникновения и сложности взаимосвязей между ее составными элементами.

Вторая особенность туристской деятельности, как объекта стратегического  управления, выражается в комплексности  туристских услуг.

Третью особенность туристской деятельности, как объекта управления, можно представить в виде стоящих  перед турфирмами трудно измеримых  целей. Как правило, организации  ставят перед собой и реализуют  не одну, а несколько целей, которые  важны для их функционирования и  развития. Наряду со стратегическими им приходится решать текущие и оперативные цели и задачи. Кроме экономических перед туристскими организациями стоят социальные, организационные, инновационные и технологические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента  настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению  их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида и формы собственности. В качестве апробированного на практике построения цели турфирмы можно использовать модель в виде дерева целей.

Посредством дерева целей  описывается их упорядоченная иерархия.

Количество уровней иерархии зависит  от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации  структуры и построения ее менеджмента.

Четвертая особенность туристской деятельности, как объекта стратегического  управления, заключается в сильном  влиянии со стороны заинтересованной клиентуры.

Информация о работе Теоретические аспекты стратегического менеджмента