Теоретические аспекты управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретических аспектов управления персоналом на предприятии, анализ организации управления на ОАО «ЧМК» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления персоналом;
- изучить состояние системы управления персоналом в ОАО «ЧМК»;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию работы с персоналом в исследуемой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.................................................................... 5
1.1. Роль персонала на предприятии.......................................................... 5
1.2. Значение мотивации персонала для эффективной реализации стратегии................................................................... 7
1.3. Значение корпоративной культуры в реализации стратегии пред-приятия................................................................... 12
1.4. Проведение стратегических изменений............................................. 14
ГЛАВА 2. АНЛИЗ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В РЕАЛИЗА-ЦИИ СТРАТЕГИИ ОАО «ЧМК»............................................... 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ЧМК»................................................................. 19
2.2. Организация управления персоналом и её влияние на реализацию стратегии............................................................. 27
2.3. Проблемы управления персоналом, влияющие на реализацию стратегии ОАО «ЧМК».................................................. 30
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕР-СОНАЛОМ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ................................................................................................ 32
3.1. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ОАО «ЧМК»....................................................... 32
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала ОАО «ЧМК»................................................. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................... 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................

3

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....................................................................................................

5

1.1. Роль персонала на предприятии..........................................................

5

1.2. Значение мотивации  персонала для эффективной реализации  стратегии.................................................................................................................

7

1.3. Значение корпоративной культуры в реализации стратегии предприятия....................................................................................................................

12

1.4. Проведение стратегических  изменений.............................................

14

ГЛАВА 2. АНЛИЗ РОЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ФАКТОРА В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОАО «ЧМК».........................................................................

19

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ЧМК»...........................................................................................................

19

2.2. Организация управления персоналом и её влияние на реализацию стратегии.................................................................................................................

27

2.3. Проблемы управления  персоналом, влияющие на реализацию  стратегии ОАО «ЧМК».........................................................................................

30

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ................................................................................................

32

3.1. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ОАО «ЧМК»...........................................................................................................

32

3.2. Рекомендации по  совершенствованию системы мотивации  персонала ОАО «ЧМК»...............................................................................................

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................

38


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап научно-технической революции привел к  принципиальному изменению  роли человека в производстве, превращению  его  в решающий фактор последнего.

Любая организация – это, прежде всего, люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ  еще не представляет собой организации. Для того чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы и работников между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в организационной структуре. Но далеко неполно рассматривать организацию только с точки зрения ее структуры. Успешная организация – это единый организм и связующим звеном этого аппарата является стратегия. Стратегия – это директивный документ, продукт системного, многовариантного проектирования будущего, обеспечивающий синергетический эффект. Но точного представления о том, что же есть стратегия, пока не существует. Это понятие в российской действительности относительно новое, в то время как за рубежом уже развились многие области знания, связанные со стратегией.

Человеческие  ресурсы – один из ключевых видов  ресурсов в любом организационном процессе. Тщательное исследование возможностей этих ресурсов является важной частью стратегического анализа. Человеческие ресурсы – одно из наиболее широко используемых средств для достижения стратегических целей.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что сегодня функционирование и развитие любого предприятия (организации) немыслимо без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его корпоративную культуру.

Объектом исследования является человеческий фактор в реализации стратегии ООО «Мечел-Кокс».

Предметом исследования является изучение возможности развития системы управления персоналом в организации.

Цель курсовой работы: изучение теоретических аспектов управления персоналом на предприятии, анализ организации управления на ОАО «ЧМК» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы управления персоналом;

- изучить состояние системы управления персоналом в ОАО «ЧМК»;

- сформулировать рекомендации по совершенствованию работы с персоналом в исследуемой организации.

 

 

 

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Роль персонала  на предприятии

В XXI веке персонал рассматривается  как основная ценность компании, как  стратегический ресурс, без которого нет и не может быть достигнуто конкурентное превосходство.

Выделяется ряд факторов, которые обозначили роль персонала  в современном обществе. Во-первых, бурное развитие научно-технической революции резко изменило характер и содержание труда. Труд все в большей степени требует высочайших профессиональных навыков, все в меньшей степени является механическим, рутинным. Современная техника, технологии, образ жизни заставляют рассматривать персонал не только и не столько с точки зрения технократических позиций, а видеть в нем высокую долю интеллектуальной составляющей, все больше и больше персонализируя его. От работников и менеджеров в современных условиях требуется культура общения, чувство коллективизма, корпоративный дух, забота о предприятии в целом. Повышение требований к работнику одновременно означает и возрастание его роли в производственном процессе.

Во-вторых, повышению  значимости персонала в XXI веке способствует изменение возможностей контроля над персоналом и повышение значимости самоконтроля. Современные технологии и рост профессионализма создают ситуацию, когда жесткий контроль руководителей за подчиненными теряет свой смысл. Поэтому роль каждого конкретного менеджера или работника в реализации стратегии весьма существенно возрастает. Поиск новых, эффективных путей достижения стратегических и финансовых целей - скорее творчество, чем рутинная работа, поэтому проконтролировать рождение идеи, способной укрепить конкурентные позиции компании в современных условиях, практически невозможно.

Третий фактор связан с изменением характера потребительского спроса, обострением конкуренции, необходимостью быстрой адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Изменение макроэкономического окружения фирмы накладывает на персонал большую ответственность за быстрое принятие решений. Великолепно проработанное, но запоздалое решение значительно хуже своевременного, основанного на интуиции и знании окружающей ситуации. Все это, в свою очередь, требует непрерывного обучения работников, развития у них способностей к творчеству и постоянному совершенствованию.

Четвертый фактор, определяющий роль персонала в современном  обществе, связан с изменением форм организации труда. Сегодня недостаточно быть просто высококлассным специалистом, надо быть готовым к работе в команде, уметь находить компромисс в конфликтных ситуациях.

Пятый фактор связан с  повышением общей культуры общества и работников в частности. Работа становится не только источником существования, но и возможностью проявить себя в решении непростых задач. Уровень развития общества переводит потребности работника на ступень самовыражения, когда объективные факторы карьеры (материальное благополучие, социальный статус) все больше уступают место субъективным (удовлетворенность от сделанного).

Шестой фактор, влияющий на возрастание роли персонала, связан с развитием демократии, когда происходят изменения организационной структуры компании, стираются межклассовые различия внутри организации, возрастает роль общественных организаций.

Седьмой фактор определяет, что хотя незаменимых людей нет, но потеря ключевых фигур в бизнесе  компании неизбежно скажется на финансовых результатах. Анализ деятельности фирм последних лет показывает, что в последнее время цена труда высококвалифицированных менеджеров растет. Это означает, что и значимость этих фигур в реализации стратегии также возрастает.

1.2. Значение мотивации  персонала для эффективной реализации  стратегии

Помимо типа и качества людей на внедрение стратегии влияет уровень мотивации сотрудников. Существует множество методов мотивации персонала, включая страх потерять работу, финансовые стимулы, возможности для самореализации и постановку целей для организации в целом и отдельных групп, например для специальных команд или кружков качества.

Для успешного овладения  искусством мотивации очень важно  знать психологические аспекты и особенности мотивационного процесса.

Для каждого вида работы существует своя оптимальная сила мотивации. От роста усилий увеличивается не качество, а лишь количественные показатели достижений. Умеренный уровень волнения влияет на любую деятельность положительно.

У людей с сильным  мотивом достижения и успеха создание дополнительной внешней стимуляции (вознаграждения, конкуренции, похвалы) заметно ухудшает достижения в решении задач.

Важно учитывать временную  близость человека к цели: чем он ближе к цели, тем выше его внутренняя мотивация и уровень активности, и не следует усиленно стимулировать  его к деятельности, т.к. может возникнуть эффект перемотивации с последующим снижением эффективности.

При любых видах деятельности люди стремятся поддерживать самоуважение и высокую самооценку. Поэтому важным мотивационным фактором является объяснение причин неудачи.

Если задание вызвало  у человека значительный интерес, при  этом сопровождаемый внешним подкреплением (материальным, символическим - грамоты, призы, - или словесным вознаграждением), то после отмены материального подкрепления отмечается значительное снижение интереса, а после отмены символического и словесного - незначительное.

Признаком развитой личности является переход от внешнего подкрепления к самоподкреплению, т.е. к способности управлять своими потребностями и мотивами, самоподкрепляя социально перспективные формы деятельности. Одним из важнейших результатов такого рода мотивации является развитие процесса постоянного саморазвития и самосовершенствования.

Важным мотивационным  фактором является субъективная оценка человеком своих способностей и компетентности.

Негативная мотивация - побуждение, вызывающееся осознанием наказания, неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности. Максимальный мотивационный эффект дает сочетание наказания с позитивным подкреплением.

Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако, несмотря на эти предположения, нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. И очевидно, это тем более трудно сделать в ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно.

Самая общая концепция  мотивации сводится к следующим  положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.

Эффективность мотивации  будет зависеть от того, насколько  реализуются стратегические цели организации за счет мотивированности персонала. В свою очередь мотивация работников будет определяться тем, насколько полно организация обеспечивает удовлетворение их основных потребностей. Следовательно, основное значение мотивации - соединить интересы работника со стратегическими задачами организации.

Значит, эффективность мотивации включает два основных понятия:

1. экономическая эффективность  мотивации;

2. социальная эффективность  мотивации;

Экономическая эффективность  мотивации включает в себя решение  задач стоящих перед организацией. Она будет зависеть от правильного  и эффективного использования человеческих ресурсов. Мотивация должна ориентировать работников на те действия, которые необходимы организации. Мотивация может решать следующие задачи организации:

а) привлечение персонала  в организацию;

Информация о работе Теоретические аспекты управления персоналом на предприятии