Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа
Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Введение
Прежде всего, необходимо
ответить на вопрос: «Что же такое инновация?»
Слово инновация является синонимом
нововведения, или новшества и
может использоваться наряду с ними.
Понятие инновация
Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами Централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.
Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, и обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.
Сейчас Россия находится на перепутье: пойти по пути сырьевого придатка мирового сообщества или по пути технологически развитых экономик. Разумеется, второй путь более предпочтителен, но требует больших усилий от всех хозяйствующих субъектов страны. Все зависит от того, будет ли в ближайшее время в стране сформирован эффективный рынок инноваций. Пока же он настолько не зрелый, что говорить о какой либо его эффективности не приходится. Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно практических основ деятельности инновационной политики. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.
Несмотря на сложное экономическое
положение многих коммерческих организаций,
в настоящее время начинает проявляться
тенденция к усилению их инновационной
активности, особенно в области продуктовых
и технологических инноваций. Это
требует соответствующих
Государственная
инновационная политика должна создать
необходимые и достаточные условия для
расширения, ускорения и повышения эффективности
создания и реализации различных инноваций:
продуктовых, технологических, экономических,
социальных и др., направленных на разработку
и внедрение конкурентоспособной продукции
и технологии на уровне мировых стандартов.
Это должно позволить в ближайшей перспективе
создать высокорентабельные промышленные
производства, в том числе ориентированные
на экспорт, и многочисленные коммерческие
организации в сфере услуг (торговые фирмы,
предприятия массового питания, транспортные
организации, предприятия связи, банки,
страховые общества и т. д.).
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, проблемы и пути их решения.
Глава 1 Теоретические основы государственной инновационной политике
В последние годы российская наука столкнулась с очень серьезными проблемами. С переходом к рыночным отношениям численность исследовательского персонала в нашей стране сократилась в несколько раз. Десятки тысяч ученых покинули страну, другие занялись посредническим или торговым бизнесом. Причина такого положения хорошо известна – недостаток финансирования. Сегодня по затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз.
Одна из наиболее актуальных проблем
российской экономики – повышение
конкурентоспособности
Теоретически существуют два подхода.
Можно пойти по пути приобретения
лицензий и ноу-хау на известные
технологии, виды продукции и торговые
марки крупных зарубежных компаний.
Другой путь – опора на собственный
научно-технический потенциал, в
значительной мере невостребованный сегодня
отечественной промышленностью. Он
является более перспективным со
многих точек зрения, однако требует
преодоления целого ряда финансовых
и организационно-
Сложившаяся ситуация с финансированием науки вызвала вполне закономерную реакцию – в средствах массовой информации не прекращается публикация статей в защиту российской науки. Приводятся весьма пессимистические и тревожные прогнозы, делаются выводы типа «у последней черты» и т. п. Однако многие авторы подобных публикаций забывают, что наука – это затратная статья бюджета для любого государства.
И в теперешних экономических условиях, к сожалению, нельзя финансировать науку так, как это делалось ранее в СССР. Пока российские технологии сохраняют сравнительно высокий рейтинг. Отрадно, что, несмотря на объективные трудности в сфере финансирования российской науки, сегодня можно назвать немало технологических направлений, по которым российские разработчики еще сохраняют мировое лидерство. Исследования показали, что в половине технологических направлений в России есть существенные технические или приоритетные достижения в конкретных областях. А, например, в ряде разделов лазерной технологии, ядерной техники, неразрушающего контроля и других направлениях российские разработчики держат мировое лидерство. Есть и другие оценки, которые, в частности, получены в результате поиска российских технологий по 200 запросам иностранных компаний, проведенных фирмой Техноконсалт. Фактически такая оценка отражает мнение иностранных заказчиков из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Результат весьма обнадеживающий – 60% российских технологий были признаны соответствующими мировому уровню.[7,с.60]
Сегодня практически в любой отрасли можно найти технологии с хорошим экспортным потенциалом. На оборонных предприятиях имеется огромное число разработок так называемого двойного назначения, т.е. таких, которые могут использоваться как в военных, так и мирных целях. Этот потенциал по своим возможностям во многих случаях не уступает западному уровню с точки зрения конкурентоспособности и применением уникальных технологий. Реализация инновационной продукции не превышает 10% общего объема реализации товаров предприятиями. Спрос на отечественную научно-техническую продукцию на внутреннем и внешнем рынках остается крайне низким из-за ограниченных финансовых возможностей российских покупателей, а также из-за того, что она не всегда сориентирована под конкретные заказы. Развитие российской прикладной науки тормозится также практическим отсутствием платежеспособного спроса на передовых технологии промышленных предприятий. Естественно, в этих условиях многие научные институты стали искать связи с зарубежными заказчиками. Причем «на продажу» предлагаются весьма разнообразные услуги – от готовых разработок и технологий до выполнения разовых исследовательских контактов с соответствующей передачей интеллектуальной собственности. Некоторым это удается, но в основном из-за низкой продажной стоимости интеллектуального российского потенциала. Без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги[6,с.61].
Сегодня не возникает сомнений
в том, что только инновационная
система может быть конкурентоспособной
и эффективно развиваться в рыночной
среде. Управление инновационной деятельностью
должно учитывать особенности
Каждое общество существует
в своей локальной и глобальной
среде, которая определяет господствующие
идеи века, технологию, институты, обычаи.
Экономическая система
Проблема формирования рыночной
культуры бизнеса за последние годы
в России трансформировалась в необходимость
именно инновационной культуры на уровне
государства. Практика рыночных условий
заставляет каждую систему вводить
разнообразные новшества с
Рис 1 Основные виды инновационной деятельности системы[34,с.21-23]
В результате изменения внешней среды возникают как новые потребности, так и новые знания. Перспективы развития инновационной деятельности в экономике России связаны, прежде всего, с «Основами политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», обсужденными на совместном заседании Совета безопасности РФ и совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года и утвержденными Президентом В.В Путиным 30 марта 2002 года. [8, с.145]
В этом документе признаны два главных взаимосвязанных направления государственной политики в этой области:
Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научные инновации- – это материализация новых идей и знаний, открытий , изобретений с целью их реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей или рынка. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Следовательно, инновацию необходимо рассматривать неразрывно с инновационным процессом[10, с.175].
Инновации присущи в равной степени три свойства: научно-техническая новизна, спрос, реализуемость.
Рассмотрим два варианта инноваций:
В соответствии с первым
вариантом эффективность
В соответствии со второй моделью
новация – это завершающий
этап инновационной деятельности, так
как процесс инновационной
Данная модель универсальна
для управления инновационной деятельностью
при развитии любой системы.
Так инновация в системе формирования и развития кадровой политики области – это новые методы, технологии, принципы и структура процесса развития и использования кадрового потенциала области. Инновационность концепции формирования кадровой политики в условиях рыночных трансформаций заключается в следующих положениях:
- гибкость и адаптивность стратегии формирования развития кадрового потенциала;
- соединение человека с собственностью и властью, обеспечивающее свободу каждого в выборе вида трудовой деятельности;
- признание права многих субъектов решать вопросы воспроизводства кадрового потенциала;
- активное участие в выборе кадровой политики и ее реализации;
- гибкие механизмы и инновационные технологии кадровой деятельности;
- непрерывное обновление инновационных технологий;
- социальная ответственность при формировании и развитии и использовании кадрового потенциала области;
-постоянная обновляемость технологий, методов и подходов при формировании кадровой политики[11, с.134].
Информация о работе Теоретические основы государственной инновационной политике