Теоретические основы государственной инновационной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

Файлы: 1 файл

курсовик по инновациям.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

Базовыми задачами государства  для инновационного механизма сегодня  в России являются:

1. Формирование предпринимательской  конкурентной среды, субъекты  которой обладали бы стратегическим  мышлением, способностью к обучению, усвоению и пользованию знаниями.

2. Сохранение и развитие  исследовательской среды, обладающей  высокой квалификацией, исследовательским  духом, стимулами к сотрудничеству  с предпринимательской средой.

3. Участие государства  в формировании и развитии  Национальной инновационной системы,  как механизма взаимодействия  этих двух сред, организующего,  с одной стороны, а с другой - ориентацию исследовательской  среды на удовлетворение возникающих  инновационных потребностей развития  производства.

4. Управление инновационными  процессами в зонах ответственности  государства и организация взаимодействий  между государственными органами, наукой и промышленностью, ориентирующих  и стимулирующих на участие  в решении возникающих в этих  зонах инновационных задач[2,с.45].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Формы государственной  поддержки инновационной деятельности в России

 

2.1Формы государственной поддержки инновационной деятельности в России

 

Государственная поддержка  инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в следующих  формах:  законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата;

       - финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью;     финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий, а также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;    

         - финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов,    входящих    в    состав    экспортируемой    или    готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

зда!



- инвестирование средств в создание и развитие субъектов ин-ратруктуры инновационной деятельности;

размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной  в результате инновационной деятельности; 

- предоставление   субсидий   на   реализацию   отдельных   инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий; 

- содействие формированию инновационно - венчурных фондов поддержки малого  и  среднего  бизнеса,  создание  государственных  фондов поддержки малого предпринимательства;

- поручительство   перед   российскими   и   иностранными  кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

- обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ; 

- организация    обучения    инновационных   менеджеров,   подготовки   и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;

- тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности;

- содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности[4, с.57].

Венчурный капитал и трансфер технологии приобретают пер-востепенное значение в современной экономике России и других стран с переходной экономикой.

Во-первых, только на основе крупномасштабного освоения высоких  технологий современного, пятого технологического уклада возможно повысить конкурентоспособность  отечественной продукции, восстановить утраченные позиции на внутреннем рынке, обеспечить рабочие места и получить необходимые ресурсы для инвестиций и инноваций.

Во-вторых, трансфер технологий от одного из наиболее сильных в  мире военно-промышленного комплекса  России в гражданские отрасли  позволит сохранять мощный научно-технический  потенциал и эффективно его использовать для производства конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешних  рынках.

В-третьих, развитие малого инновационного бизнеса и инновационной  инфраструктуры поможет повысить занятость  и доходы ученых, инженеров, квалифицированных  рабочих - главной движущей силы освоения технологий постиндустриального типа.

В-четвертых, освоение базисных инноваций и трансфера технологий поможет сохранить единое технологическое  пространство в рамках СНГ (доля СНГ  в мировом экспорте упала с 1985 по 1995 гг. вдвое, а области машиностроения — еще больше).

Однако нужно признать, что работа по государственной поддержке  трансфера технологий и венчурного капитала не приобрела необходимого размаха ни на федеральном уровне, ни в регионах. Это тормозит переход  от депрессии к оживлению экономики, восстановление утраченных позиций  на внутреннем и внешнем рынках.

Большое значение в преодолении  отставания в этой сфере имеет  развитие сотрудничества как со странами Запада, так и Востока.

Активизация международного сотрудничества в инновационной сфере способствовала бы ускорению становления постиндустриального общества во всех странах, сближению уровня развития богатых и бедных стран, решению глобальных экологических и иных проблем, которые стоят перед человечеством на рубеже тысячелетий.

Одним из сдерживающих факторов развития инновационной политика государства  является недостаточная нормативно-правовая база регулирования инновационной  деятельности. Поэтому приоритетной  задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего эту важнейшую и сложнейшую сферу хозяйственной деятельности. По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственный инновационной политике» (аналогичный проект подготовлен в Совете Федерации). Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он будет внесен в Государственную Думу[9, с.76].

Законодательные акты, регулирующие инновационный процесс, разрабатываются  и принимаются субъектами Российской Федерации. Пример показала Саратовская  область, где в июле 1997 г. принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности».

Можно ожидать, что в ближайшие годы будет заполнена ниша в правовом регулировании инновационной деятельности; это будет способствовать ее активизации, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг[7,с. 93].

 

 

2.2 Бизнес – инкубаторы

     Бизнес-инкубатор - структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.

    Главная задача бизнес - инкубатора - не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки. Предприниматели, работающие в бизнес -инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику. В России эта форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (инфляция, законодательный кризис, неразумные налоги и т.д.)[7,с.68].

     Виды бизнес - инкубаторов:

- бизнес-инкубатор общего  типа;

- технологический бизнес-инкубатор;

- специализированный бизнес-инкубатор.

   Поддержка малому бизнесу в бизнес - инкубаторе:

      Предоставляются услуги, необходимые для развития и процветания бизнеса:

    - аренда помещений;

    - консультации по ведению бизнеса;  

    - офисные услуги;

   - обучение в виде краткосрочных семинаров;

    - психологическая поддержка;

    - финансовая поддержка.

    В настоящий момент в мире существует несколько ассоциаций бизнес - инкубаторов:

- в России - Национальное содружество бизнес -инкубаторов (НСБИ);

- в США - Национальная Ассоциация безнес -инкубаторов (NBIA);

- в Польше - Ассоциация бизнес и инновационных центров.

   Бизнес - инкубаторы обеспечивают всестороннюю поддержку начинающему предпринимателю, создавая благоприятные условия для ускоренного развития зарождающихся компаний. БИ предоставляют комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение предприятий физическим пространством (площадями) на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот. Это значительно увеличивает шансы на выживание предприятия и уменьшает затраты на его создание и организацию деятельности[14, с. 201].

    Бизнес - инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Возрастает интерес к деятельности бизнес -инкубаторов со стороны местных властей, общественных организаций, объединений и фондов, что свидетельствует об успешном выполнении бизнес - инкубаторами своих задач и важности выполняемых функций. По состоянию на 1 января 2003 года в Российской Федерации создано более 80 бизнес - инкубаторов и иных организаций, выполняющих функцию бизнес - инкубирования; во многих регионах началась работа по их созданию.

     Действующие на территории РФ бизнес - инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.

    Из международных организаций наибольшую поддержку российским бизнес-инкубаторам оказывают Фонд Евразия и программа Трансформ Правительства Германии. Также развитие бизнес - инкубирования определено как ключевое направление развития малого предпринимательства в Программе ТПП РФ, в резолюциях всероссийских конференций представителей малых предприятий. Одновременно с этим развитию бизнес - инкубаторов на протяжении последних 5 лет не оказывалась финансовая поддержка на Федеральном уровне, но, несмотря на это бизнес-инкубаторы на сегодняшний день являются одной из наиболее эффективных структур, осуществляющей поддержку стартующего бизнеса. Вместе с тем, преимущества технологии бизнес-инкубирования в России используются не в полной мере. Нормативная база не стимулирует создание бизнес - инкубаторов, на Федеральном уровне ресурсы на создание и развитие БИ не предусматриваются, поддержка со стороны международных программ - незначительна. Главный вопрос бизнес - инкубирования - содействие в выделении помещений, на протяжении ряда лет находится на рассмотрении в Минимуществе России[7, с. 71].

    Сейчас к основным сложным моментам функционирования бизнес -инкубаторов в России можно отнести следующий ряд вопросов:

   - вопросы, требующие решения на уровне международных организаций: реализация программы технической помощи, организация информационного взаимодействия в части передачи зарубежного управленческого опыта, проведение международных выставок и конференций и т.п.;

   - вопросы, требующие решения на федеральном уровне: налогообложение, таможенные льготы, льготное кредитование, управление государственной собственностью и т.п.;

  - вопросы, требующие решения на региональном и муниципальном уровнях: предоставление площадей, кредитование в части налогов и т.п.;

  - вопросы, требующие решения на уровне национального содружества бизнес - инкубаторов: унификация и разработка типовых форм документооборота, создание единого консалтингового центра для нужд аккредитованных бизнес - инкубаторов;

  - вопросы, требующие решения на уровне руководства бизнес - инкубаторов: переход к системному мышлению и выработка региональной специализации бизнес - инкубаторов, создание филиалов и переход к сетевому принципу деятельности инкубаторов, развитие горизонтальных связей в данной сфере с использованием общих производственных мощностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Плюсы и минусы бизнес – инкубатора

 

3.1 Плюсы и минусы бизнес  – инкубатора

 

функция

плюсы

минусы

Предоставление помещения  в аренду

Низкие арендные ставки

Ограничения по классу и  площади офиса 

Оказание консультационной помощи по экономико-правовым и технологическим  вопросам

Бесплатная помощь высококвалифицированных  специалистов

 

Организованная образовательная  и методологическая помощь, проведение семинаров, тренингов, конкурсов и  так далее

Возможность на практике обучиться  основам ведения бизнеса

К сожалению, функция еще  мало развита в России

Помощь в разработке бизнес-планов, обоснований для инвестиций и  поиска инвесторов, анализ финансовой деятельности компании

Защита от ошибок и мошенников

Невозможность вести двойную  бухгалтерию 


 

Специальной правительственной программы строительства бизнес -инкубаторов, к сожалению, не существует ни на городском, ни на федеральном уровне. Как правило, правительство Москвы принимает решение по каждому конкретному случаю[9, с.174].

Информация о работе Теоретические основы государственной инновационной политике