Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа
Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Базовыми задачами государства для инновационного механизма сегодня в России являются:
1. Формирование
2. Сохранение и развитие
исследовательской среды,
3. Участие государства
в формировании и развитии
Национальной инновационной
4. Управление инновационными
процессами в зонах
Глава 2 Формы государственной
поддержки инновационной
2.1Формы государственной поддержки инновационной деятельности в России
Государственная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в следующих формах: законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата;
- финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью; финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность предприятий, а также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
- финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
зда!
- инвестирование средств в создание и развитие субъектов ин-ратруктуры инновационной деятельности;
размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
- предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
- содействие формированию инновационно - венчурных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;
- поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
- обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ;
- организация обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;
- тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности;
- содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности[4, с.57].
Венчурный капитал и трансфер технологии приобретают пер-востепенное значение в современной экономике России и других стран с переходной экономикой.
Во-первых, только на основе
крупномасштабного освоения высоких
технологий современного, пятого технологического
уклада возможно повысить конкурентоспособность
отечественной продукции, восстановить
утраченные позиции на внутреннем рынке,
обеспечить рабочие места и получить
необходимые ресурсы для
Во-вторых, трансфер технологий
от одного из наиболее сильных в
мире военно-промышленного
В-третьих, развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры поможет повысить занятость и доходы ученых, инженеров, квалифицированных рабочих - главной движущей силы освоения технологий постиндустриального типа.
В-четвертых, освоение базисных
инноваций и трансфера
Однако нужно признать,
что работа по государственной поддержке
трансфера технологий и венчурного
капитала не приобрела необходимого
размаха ни на федеральном уровне,
ни в регионах. Это тормозит переход
от депрессии к оживлению
Большое значение в преодолении отставания в этой сфере имеет развитие сотрудничества как со странами Запада, так и Востока.
Активизация международного сотрудничества в инновационной сфере способствовала бы ускорению становления постиндустриального общества во всех странах, сближению уровня развития богатых и бедных стран, решению глобальных экологических и иных проблем, которые стоят перед человечеством на рубеже тысячелетий.
Одним из сдерживающих факторов
развития инновационной политика государства
является недостаточная нормативно-
Законодательные акты, регулирующие инновационный процесс, разрабатываются и принимаются субъектами Российской Федерации. Пример показала Саратовская область, где в июле 1997 г. принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности».
Можно ожидать, что в ближайшие годы будет заполнена ниша в правовом регулировании инновационной деятельности; это будет способствовать ее активизации, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг[7,с. 93].
2.2 Бизнес – инкубаторы
Бизнес-инкубатор - структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.
Главная задача бизнес - инкубатора - не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки. Предприниматели, работающие в бизнес -инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику. В России эта форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (инфляция, законодательный кризис, неразумные налоги и т.д.)[7,с.68].
Виды бизнес - инкубаторов:
- бизнес-инкубатор общего типа;
- технологический бизнес-инкубатор;
- специализированный бизнес-инкубатор.
Поддержка малому бизнесу в бизнес - инкубаторе:
Предоставляются услуги, необходимые для развития и процветания бизнеса:
- аренда помещений;
- консультации по ведению бизнеса;
- офисные услуги;
- обучение в виде краткосрочных семинаров;
- психологическая поддержка;
- финансовая поддержка.
В настоящий момент в мире существует несколько ассоциаций бизнес - инкубаторов:
- в России - Национальное содружество бизнес -инкубаторов (НСБИ);
- в США - Национальная Ассоциация безнес -инкубаторов (NBIA);
- в Польше - Ассоциация бизнес и инновационных центров.
Бизнес - инкубаторы обеспечивают всестороннюю поддержку начинающему предпринимателю, создавая благоприятные условия для ускоренного развития зарождающихся компаний. БИ предоставляют комплекс услуг и ресурсов, который включает в себя обеспечение предприятий физическим пространством (площадями) на льготных условиях, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированные программы обучения, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льгот. Это значительно увеличивает шансы на выживание предприятия и уменьшает затраты на его создание и организацию деятельности[14, с. 201].
Бизнес - инкубаторы, оказывающие начинающим предпринимателям широкий спектр услуг, необходимых на стадии становления собственного предприятия, являются одним из ключевых элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Возрастает интерес к деятельности бизнес -инкубаторов со стороны местных властей, общественных организаций, объединений и фондов, что свидетельствует об успешном выполнении бизнес - инкубаторами своих задач и важности выполняемых функций. По состоянию на 1 января 2003 года в Российской Федерации создано более 80 бизнес - инкубаторов и иных организаций, выполняющих функцию бизнес - инкубирования; во многих регионах началась работа по их созданию.
Действующие на территории РФ бизнес - инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и создание новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.
Из международных организаций наибольшую поддержку российским бизнес-инкубаторам оказывают Фонд Евразия и программа Трансформ Правительства Германии. Также развитие бизнес - инкубирования определено как ключевое направление развития малого предпринимательства в Программе ТПП РФ, в резолюциях всероссийских конференций представителей малых предприятий. Одновременно с этим развитию бизнес - инкубаторов на протяжении последних 5 лет не оказывалась финансовая поддержка на Федеральном уровне, но, несмотря на это бизнес-инкубаторы на сегодняшний день являются одной из наиболее эффективных структур, осуществляющей поддержку стартующего бизнеса. Вместе с тем, преимущества технологии бизнес-инкубирования в России используются не в полной мере. Нормативная база не стимулирует создание бизнес - инкубаторов, на Федеральном уровне ресурсы на создание и развитие БИ не предусматриваются, поддержка со стороны международных программ - незначительна. Главный вопрос бизнес - инкубирования - содействие в выделении помещений, на протяжении ряда лет находится на рассмотрении в Минимуществе России[7, с. 71].
Сейчас к основным сложным моментам функционирования бизнес -инкубаторов в России можно отнести следующий ряд вопросов:
- вопросы, требующие решения на уровне международных организаций: реализация программы технической помощи, организация информационного взаимодействия в части передачи зарубежного управленческого опыта, проведение международных выставок и конференций и т.п.;
- вопросы, требующие решения на федеральном уровне: налогообложение, таможенные льготы, льготное кредитование, управление государственной собственностью и т.п.;
- вопросы, требующие решения на региональном и муниципальном уровнях: предоставление площадей, кредитование в части налогов и т.п.;
- вопросы, требующие решения на уровне национального содружества бизнес - инкубаторов: унификация и разработка типовых форм документооборота, создание единого консалтингового центра для нужд аккредитованных бизнес - инкубаторов;
- вопросы, требующие решения на уровне руководства бизнес - инкубаторов: переход к системному мышлению и выработка региональной специализации бизнес - инкубаторов, создание филиалов и переход к сетевому принципу деятельности инкубаторов, развитие горизонтальных связей в данной сфере с использованием общих производственных мощностей.
Глава 3 Плюсы и минусы бизнес – инкубатора
3.1 Плюсы и минусы бизнес – инкубатора
функция |
плюсы |
минусы |
Предоставление помещения в аренду |
Низкие арендные ставки |
Ограничения по классу и площади офиса |
Оказание консультационной помощи по экономико-правовым и технологическим вопросам |
Бесплатная помощь высококвалифицированных специалистов |
|
Организованная |
Возможность на практике обучиться основам ведения бизнеса |
К сожалению, функция еще мало развита в России |
Помощь в разработке бизнес-планов, обоснований для инвестиций и поиска инвесторов, анализ финансовой деятельности компании |
Защита от ошибок и мошенников |
Невозможность вести двойную бухгалтерию |
Специальной правительственной программы строительства бизнес -инкубаторов, к сожалению, не существует ни на городском, ни на федеральном уровне. Как правило, правительство Москвы принимает решение по каждому конкретному случаю[9, с.174].
Информация о работе Теоретические основы государственной инновационной политике