Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа
Современный этап становления рыночной экономики России требует создания системы инновационной политики. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Обязательным условием формирования
инновационной культуры является разработка
региональных программ поддержки инноваций.
В структуре управления городской
и областной администраций
Управление инновационной деятельностью в рыночных условиях для России должно учитывать особенности культурных, исторических и географических особенностей территорий. Процесс управления должен выявить факторы, тормозящие и способствующие нововведениям. Огромную роль при формировании инновационной культуры играет создание современных инновационных систем:
- сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование информации;
- освоение Российским обществом информационной культуры и приобретение компьютерной грамотности;
- формирования банков данных по различным направлениям.
Для эффективности формирования информационных кадровых потоков региона и координации действий необходимо соединить их в локальную единую сеть:
Рис 2 Взаимодействие «Ассоциации» с кадрообразующими структурами региона[4,с.21]
Каждая структура, входящая в данную «Ассоциацию», выполняет определённые функции на региональном рынке труда и, в конечном итоге, формирует кадровый потенциал и среду развития и использования данного потенциала. В «Ассоциацию» они объединяются, в основном, для получения реальной информации о рынке труда и рыночной среде, при этом выполняя самостоятельно свою функцию на должном уровне. Более подробный анализ их деятельности позволит определить их слабые стороны деятельности данных структур, а следовательно, разработать эффективную модель формирования кадрового потенциала.
1.3 Стратегия развития инновационной политики России
Для России традиционно стремление
быть одним из мировых лидеров, в
том числе – и в научной
и технологической сфере.
Существует американский Национальный
Научный Фонд (NCF), он занимается оценками
технологической конкурентоспособности
ряда стран регулярно, начиная с 1991 года.
Он силами Технологического Института
Джорджии проводит исследование по нескольким
обобщающим индикаторам технологической
конкурентоспособности для 33 стран. Технологическая
конкурентоспособность стран рассматривается
как черный ящик. В качестве анализируемых
входов в экономическую систему исследуются
следующие специально сконструированные
показатели:
- национальная ориентация на
достижение технологической конкурентоспособности
страны (Россия в 1996 г. была на одном из
последних мест – 29-м, обойдя лишь Венесуэлу
и Аргентину; к 1999 г. ситуация принципиально
не изменилась, хотя удалось “обогнать”
Таиланд, ЮАР, Мексику);
- социально-экономическая
инфраструктура, существенная для
функционирования современной,
- технологическая
инфраструктура, т.е. социально-экономические
институции, обеспечивающие потенциальную
возможность разрабатывать, производить
и продавать новые технологии (в 1996 г. Россия,
опередив с большим отрывом “развивающиеся”
страны, была на 7 месте, впереди Швеции,
Италии и Швейцарии, в 1999 г. она заняла
12-е место, пропустив вперед Швецию, Швейцарию,
Австралию, но все еще значительно обгоняя
“развивающиеся” страны);
- производственный потенциал
– материальные и человеческие
ресурсы, обеспечивающие
Выходом системы служили
показатели технологического состояния
производства и экспортоспособности по
высокотехнологичным продуктам. По этому
показателю Россия в 1996 году была на 19-м
месте, но в 1999 году переместилась на 28
место, оставив после себя лишь такие страны,
как Филиппины, Южная Африка, Индонезия,
Аргентина и Венесуэла.
Такие оценки весьма неутешительны для
России. Они говорят о том, что Россия находится
в самом начале пути построения современной
экономики, основанной на знаниях, являющейся
основой экономического развития современных
промышленно-развитых стран[12, с.134].
Экономика этих стран все больше ориентирована на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их направления и тем самым во многом и важнейшие направления научной деятельности. В 2001 году на 1000 человек экономически активного населения России приходилось 12.4, а на 1000 занятых в экономике – 13.6 человек, занятых исследованиями и разработками. Эти цифры гораздо выше значений показателей по Евросоюзу, где они в 1999 г. составили, соответственно 9.9 и 10.5. Несколько иная ситуация с численностью исследователей – сегодня эти цифры оказываются несколько (но не столь значительно) ниже, чем в промышленно развитых странах. Так, в 2001 г. число исследователей в России на 1000 человек экономически активного населения и на 1000 занятых в экономике составляло, соответственно 5.9 и 6.5, в то время как по ОЭСР в целом (в 1999 г.)-6.2и6.6[10, с.105] Cумма долей в общей численности исследователей государственного сектора и сектора высшего образования в России в 2010 г. составляла 33.8%, что близко к такой же доле для ОЭСР в целом, где она в 1997 г. была равна 33%. Это означает, что и доля предпринимательского сектора науки у нас примерно такая же, как в ОЭСР в целом.
В России достаточно низкий
инновационный потенциал. Ее коэффициент
изобретательности - количество поданных
резидентами заявок на изобретения
на 1 млн. населения - примерно в 3-4 раза
ниже, чем у таких стран, как
Германия и США, и в 18-19 раз ниже
по сравнению с Японией. В результате
инновационный потенциал
Изобретательская активность в России
резко падает по мере приближения к концу
научно-технологической цепи. В структуре
затрат опытно-конструкторские работы
занимают 67%, больше чем во многих развитых
странах. Но, в отличие от других промышленно
развитых стран, изобретательская активность
в России резко падает по мере приближения
к концу научно-технологической цепи.
В результате количество действующих
патентов на изобретения в 2001 г. более
чем 7.5 раз превосходит число свидетельств
на полезные модели. В Германии в том же
году это отношение для патентов, прошедших
регистрацию через Германское бюро патентов
и торговых марок (Deutche Patent und Markenamt - DPMA),
составляло 1.25, а с учетом патентов на
изобретения, прошедших регистрацию через
Европейское патентное бюро, с эффектом
в Германии – 2.3.
Россия сильно отстает от развитых стран
по доле затрат на исследования и разработки
в ВВП. По масштабам финансирования науки
она за 90-е гг. “откатилась” на уровень
стран со средним (по абсолютной величине
расходов) и даже малым (по доле в ВВП) научным
потенциалом. Доля затрат на науку в ВВП
в 2001 г. в нашей стране составила 1.16%, что
примерно вдвое меньше среднего по ОЭСР.
Низкий уровень изобретательского потенциала,
недостаточный спрос со стороны производства
на результаты научно-технической деятельности
говорят о существовании серьезных внутренних
проблем не только в предпринимательской
среде, но также и в самой науке. Беда российской
инновационной политики в ее традиционной
бессистемности. Россия, будучи одной
из немногих стран, обладающих достаточно
развитым научно-техническим потенциалом,
по состоянию институциональных инструментов
инновационного процесса находится на
уровне ниже пятидесятых годов прошлого
века.
В современных промышленно развитых странах
для реализации государственных целей
при осуществлении взаимодействий государства,
науки и промышленности применяются три
основных инструмента:
Первый из них - государственный
контракт. Не исключается ситуация передачи
приобретенного продукта третьей стороне.
Заключение контракта, за исключением
специально оговоренных ситуаций, является
результатом конкурса. В процессе работ
по контракту представитель государства
имеет право контролировать процесс выполнения
работ и корректировать их. В законодательстве
нашей страны нет четкого определения
контракта по отношению к взаимодействиям
с участием сферы науки.
Второй, наиболее распространенный
инструмент, - грант. Он легализует другую
форму отношений между государством и
научно-исследовательским сектором, а
именно - поддержку или стимулирование
государством научных исследований и
разработок - финансами, собственностью,
услугами или еще чем-либо ценным. Причем
предполагается, что до окончания работ
по гранту государство не имеет права
контроля и вмешательства в их выполнение.
Срок выполнения работ оговаривается
специальным соглашением. Грант используется
особенно часто для поддержки исследований
и разработок со стороны государства,
если результаты работ неопределенны
или не могут принести непосредственную
пользу или выгоду в ближайшем будущем.
Именно эту форму - де-факто, но не де-юре,
используют наши научные фонды - Российский
фонд фундаментальных исследований (РФФИ)
и Российский гуманитарный научный фонд
(РГНФ).
Третий, очень важный институциональный
инструмент - кооперативное соглашение.
Оно вводилось как инструмент
сотрудничества и поддержки, не требующий,
как и грант, заранее жестко заданного
и сиюминутно полезного результата,
но отличающийся от него тем, что в
нем государству принадлежит
право контроля хода работ и четко
распределяются права и вклад
участников соглашения. На масштабы проведения
исследований и разработок существенное
влияние оказывает применение методов
косвенного стимулирования инвестирования
в научно-исследовательскую
Эти методы, получившие широкое распространение, сводятся к следующим:
- налоговые послабления;
- займы по сниженным кредитным ставкам;
- финансовая поддержка
процессов лицензирования
Основные ресурсы инновационной деятельности, выраженные абсолютными показателями числа инновационно активных предприятий и объемов инновационных затрат, сосредоточены в организациях частной либо смешанной (без иностранного участия) форм собственности. В то же время, как показывает анализ статистических данных, отечественные организации частной формы собственности вовсе не оказываются в числе лидеров, значительно уступая и организациям иностранной формы собственности, чей уровень инновационности в два раза превышает средний по России, а также организациям иных форм собственности. Это акцентирует необходимость принятия срочных мер, направленных на формирование в стране эффективного собственника - развитие фондового рынка, совершенствование процедуры банкротств, активизации антимонопольной политики и т.п.
При анализе деятельности
предприятий в области технологических
инноваций, то есть в области, непосредственно
связанной с необходимостью проведения
исследований и разработок, прослеживается
тенденция уменьшения уровня инновационности
с ростом размера предприятия. Среди организаций,
вводивших новую продукцию или усовершенствовавших
прежнюю, подвергнув ее значительным технологическим
улучшениям, доля инновационной продукции
у “усредненных” организаций - гигантов
(более 10 000 человек) в три с половиной раза
ниже, чем у малых (до 49 человек) организаций.
Инновационная активность предприятий
плохо связана с активной научно-исследовательской
деятельностью. Действительно, хотя в
2001 г. в структуре затрат на технологические
инновации доля исследований и разработок
и возросла на 1.5 пункта относительно 1999
г., но при этом она была равна лишь 15.7%
(по ОЭСР эта цифра составляет примерно
30%) при доле затрат на приобретение машин
и оборудования 60.3%.
Сохраняется та же закономерность, чем
больше размер организации, тем ниже наукоемкость
ее продукции. В частности, у организаций-гигантов
она втрое ниже, чем у малых (до 49 человек)
организаций. Что же касается жизненного
цикла (возраста) заменяемой продукции,
то разрыв между наиболее эффективным
классом - малыми предприятиями численностью
50-99 чел, и наименее эффективными крупными
предприятиями (10 000 и более чел.) оказывается
более 7 лет [10, с.73]. Сегодня в силу ряда
причин стимулы к инновациям в России
очень невелики, и типичной для российского
предприятия является самая нижняя позиция
в т.н. “инновационном статусе предприятия”.
Фирме удается занимать достаточно прочную
и стабильную позицию на рынке, практически
не вводя инновации.
Являются актуальными
следующие направления
- расширение зоны эффективного собственника через совершенствование правовой основы и практики банкротства предприятий; улучшение системы финансового посредничества (развитие банковской системы и фондового рынка);
- развитие конкурентной среды путем введения:
а) современной, соответствующей международным нормам, законодательной и нормативной базы в области регулирования слияний, поглощений и кооперации конкурентов, процессов стандартизации, заключения лицензионных соглашений;
б) институциональной структуры, системы преференций, направленной на поддержание баланса интересов отечественных и зарубежных производителей;
- улучшение благоприятного инвестиционного климата, в том числе условий для репатриации капитала, прекращения его бегства из страны, вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров высокотехнологичного бизнеса;
- Рационализация условий хозяйствования
путем:
а) повышения возможностей формирования
оборотных средств, снижения общего уровня
налогообложения, укрепления правовой
базы и правоприменительной практики
в отношении исполнения хозяйственных
и кредитных договоров;
б) санации производственных
мощностей, включения в налоговое и земельное
законодательство нормативов, ориентирующих
предприятия на отказ от неиспользуемых
производственных площадей и оборудования;
в) создания системы технологического
аудита предприятий с целью оценки их
возможности осваивать и развивать свою
технологическую способность.
- развитие информационной инфраструктуры
и формирование профессионального инновационного
менеджмента, включая:
а) инфраструктуру рынка деловых услуг,
позволяющую предприятиям находить и
уточнять необходимую информацию при
работе в сетях;
б) содействие развитию системы научно-консультационных услуг для инновационно активных предприятий;
в) ускорение запуска действующей при участии или содействии государства системы юридического консалтинга для участников инновационного процесса;
г) формирование рынка услуг
частному сектору по обеспечению его методиками
и средствами менеджмента, в том числе
и инновационного;
д) создание инфраструктуры, помогающей
разработке, распространению и освоению
ноу-хау менеджмента по освоению новых
технологий[14, с. 134].
В результате действий
государства появились новые институциональные
структуры, призванные
служить инновационной системе России.
Возникла система государственных научных
центров (ГНЦ), действуют инновационно–технологические
центры, главной функцией которых является
поддержка уже сформировавшихся и окрепших
малых предприятий. На базе наиболее мощных
ИТЦ создаются инновационно - промышленные
комплексы (ИПК). Существуют технопарки,
действуют наукограды.
Но, к сожалению, мотивация к взаимному
сотрудничеству у участников инновационной
цепи пока малозаметна. В то же время в эпоху повсеместного
распространения информационных технологий
инновационный процесс базируется на сетевом взаимодействии
фирм, компаний и организаций, производящих,
распространяющих и использующих знания.
Тенденция работать в сети во всем мире
усиливается год от года.
В недалеком будущем технологическая
и инновационная политика должна фокусироваться
не на изолированных предприятиях и учреждениях,
а на содействии их организации в сети
и кластеры. Под кластерами понимается
сеть независимых предприятий, научных
учреждений (включая университеты), служб,
организующих взаимодействие науки и
производства, поддерживающих организаций
(брокеров, консалтинговых фирм) и потребителей,
связанных в единую производственную
цепочку, производящую добавленную стоимость.
Информация о работе Теоретические основы государственной инновационной политике