Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 01:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить мотивацию как управленческую функцию на примере ОАО «Сбербанк России». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность мотивации и ее роль в управлении;
рассмотреть виды мотивации;
проанализировать мотивацию персонала в ОАО «Сбербанк России» и выявить проблемы;
В последнее время мотивация как функция управления персоналом приобретает все большее значение, так как современные предприятия, активно действующие в изменяющейся среде, ориентированные на качество, а не на количество выпускаемой продукции, все в большей степени зависят от человеческого фактора.
Поэтому преуспевающие фирмы вкладывают большой капитал в развитие трудовых ресурсов, рассматривая его не как издержки, а как активы предприятия.
Мотивация является одним из важнейших внутриорганизационных процессов, а особенность его заключается в том, что он непосредственно направлен на достижение целей организации. Отсутствие разработанной системы мотивации создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, предприятия, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Мотивация – это важнейшая функция управления, благодаря ее успешному осуществлению организация достигает свои цели. Из-за того, что многие организации не умеют качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за того, что на многих предприятиях отсутствует механизм его осуществления, страдают многие фирмы и предприятия, государственные учреждения и органы России. Вследствие отсутствия разработанной системы управления мотивацией снижается конкурентоспособность фирмы, что оказывает негативное влияние на заработную плату и социальную атмосферу в коллективе1.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить мотивацию как управленческую функцию на примере ОАО «Сбербанк России». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является дополнительный офис ОАО «Сбербанк России». Предметом исследования выступает процесс организации мотивации труда в ОАО «Сбербанк России».
Актуальность, цели и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Формирование мотива труда происходит лишь тогда, когда трудовая деятельность – это если не единственное, то уж точно основное условие для получения блага. Для того, чтобы сформировать мотив труда прежде всего необходимо оценить вероятность достижения цели. Если для того, чтобы получить благо не нужно затрачивать особых усилий или оно труднодоступно, то в этом случае мотив труда в большинстве случаев не формируется.
Мотив труда формируется лишь тогда, когда субъект управления владеет необходимым набором благ, которые должны удовлетворять соответствующие социально обусловленные потребности человека. Для того, чтобы получить благо работник должен потрудиться. В процессе трудовой деятельности работник может получить эти блага, производят меньше материальных и моральных издержек, чем при осуществлении любой другой деятельности3.
Для того, чтобы понять основные концепции мотивации очень важен закон результата, то есть стремление индивидуума повторить способ деятельности, благодаря которому он однажды уже достиг цели.
Данный способ деятельности определяется различными факторами, которые можно объединить в понятие «мотивы», а явление, под действием которого усиливается или уменьшается сила действия мотивов, следует называть стимулом.
Стимул означает побуждение к действию, которое возникло в результате интереса как формы реализации потребностей. В экономической и социологической науке различают материальные и нематериальные, личные, коллективные и общественные интересы и стимулы.
Основой социальных или моральных стимулов
являются нравственные ценности человека,
осознание работником своего труда как
долга перед обществом, понимание ценности
и полезности этого труда. В данную категорию
также входят побудительные мотивы к творческой
насыщенности и содержательности труда,
относительно благоприятные его условия,
взаимоотношения в трудовом коллективе,
отношения между работником и работодателем,
возможность профессионально-
Стимулирование труда является в первую очередь внешним побуждением, элементом трудовой ситуации, от которой зависит поведение человека в трудовой сфере, материальной оболочкой мотивации персонала. Также в стимулирование труда входит и нематериальная нагрузка, при помощи которой работник может имеет возможность реализовать себя в компании и как личность, и как работник. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.
Экономическая функция проявляется в том, что благодаря стимулированию труда повышается эффективность производства, выражающееся в том, что повышается производительность труда и качество производимой продукции.
Суть нравственной функции состоит в том, что благодаря стимулам к труду формируется активная жизненная позиция, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно, чтобы была обеспечена правильная и обоснованная система стимулов, которая бы учитывала традиции и исторический опыт.
Сущность социальной функции проявляется в том, что формируется социальная структура общества через различный уровень доходов, зависящий от воздействия стимулов на различных людей. Кроме того, формирование потребностей, а, следовательно, и развитие личности также предопределяют организация и стимулирование труда в обществе.
Стимулирование труда является достаточно сложной процедурой. При его организации должны соблюдаться определенные требования: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность означает, что должны быть объединены моральные и материальные, коллективные и индивидуальные стимулы, значение которых зависит от того, какая система подходов будет использована при управлении персоналом, от того, какие у предприятия опыт и традиции. Также при комплексности могут присутствовать и антистимулы.
Дифференцированность означает, что к стимулированию разных слоев и групп работников должен быть индивидуальный подход. Так, к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны быть применены абсолютно разные подходы. Также должны отличаться подходы к кадровым и молодым работникам.
Гибкость и оперативность означает, что стимулы должны регулярно пересматриваться, в зависимости от того какие изменения происходят в обществе и коллективе4.
Таким образом, эффективность работы любой организации зависит того, насколько ее сотрудники заинтересованы в достижении высоких результатов. Даже при самой новейшей технике, используемой на производстве, но без заинтересованности персонала в своей работе, ожидать повышения доходности не приходится. Сегодня мотивация как функция управления представляет собой часть кадровой политики и систему стимулирующих к повышению качества труда мер. Выбор способа стимуляции зависит от установленных правил в организации, ее корпоративной политики, взаимоотношений начальства и сотрудников. Правильно выбранная мотивация как функция управления способна значительно повысить прибыль предприятия и обеспечить ему стабильно высокую доходность.
Условно эти меры можно разделить на 3 группы: финансовые, социальные и психологические. Применение только одного типа стимулирования не эффективно, потому что мотивация сотрудников может изменяться в зависимости от определенных обстоятельств. К финансовой группе относят такие меры, как увеличение заработной платы, премирование, выписка штрафов, различные бонусы. Социальная мотивация представляет собой предоставление дополнительных благ (отдых в санатории, бонусная страховка, помощь в получении чего-либо). Психологические меры обращены к амбициозности личности, ее желанию самоутвердится. Они могут выражаться в виде прилюдной похвалы от руководства, вручение дополнительных полномочий, повышающих статус сотрудника, выделение его среди других работников5.
Информация о работе Теоретические основы мотивации персонала