Теоретические основы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить мотивацию как управленческую функцию на примере ОАО «Сбербанк России». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность мотивации и ее роль в управлении;
рассмотреть виды мотивации;
проанализировать мотивацию персонала в ОАО «Сбербанк России» и выявить проблемы;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Сбер.docx

— 70.73 Кб (Скачать файл)

На основе опроса можно сказать, что основной метод мотивации, который стимулирует работников к эффективной работе – это экономические методы, к которым относятся: система оплаты труда; система условий работы; вовлечение работника в управление производством; МВО (управление по целям). Однако, работники считают, что в банке не совсем эффективно используются или не используются вообще эффективные системы коммуникаций.

Оценка персоналом методов стимулирования, которые использует руководство московского отделения ОАО «Сбербанк России», представлена в приложении 1.

Менеджмент офиса владеет системой мотивации, к основным компонентам которой относятся: создание условий труда; создание системы оплаты труда; формирование благоприятных отношений в коллективе; предоставление самостоятельности в работе и спрос за результат.

Стиль управления в офисе авторитарный, однако, он все же основан на подходах компетентности, справедливости и уважения человеческого достоинства.

В приложении 1 показано, как персонал дополнительного офиса банка оценивает методы стимулирования, используемые руководством. По результатам оценки можно сказать, что персонал не удовлетворен системой мотивации, в частности, тем как организована система оплаты труда.

Оплата труда является составным элементом системы мотивации персонала и всей системы управления предприятием в целом. Значит, целесообразно рассмотрение данного компонента с точки зрения системного подхода. Сопоставив цели деятельности руководства офиса и цели стимулирования и оплаты труда можно сделать вывод, что они взаимосвязаны и взаимозависимы.

К корпоративным целям компании относятся положение о стимулировании новаторской деятельности, предприимчивости и инициативы персонала, повышение ими интенсивности труда для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия и исходя из этого создать условия жизни и работы сотрудников корпорации.

В положении «Об оплате труда работников предприятия ОАО «Сбербанк России» говорится следующее: «Система оплаты труда предназначена для того, чтобы вводить материальные рычаги стимулирования новаторской деятельности, развивать предприимчивость, поощрять инициативу и интенсивность труда и расширять поле должностных обязанностей персонала».

Таким образом, цель системы оплаты труда, которую провозгласил менеджмент компании, - стимулирование деятельности персонала, корректирует с корпоративными целями.

 Основными задачами системы оплаты труда в дополнительном офисе являются:

  1. Повысить интенсивность труда работников;
  2. Заинтересовать работника в том, чтобы он увеличивал интенсивность труда, достижения высокого конечного показателя деятельности предприятия;
  3. Применять дифференцированный подход в оценке труда работника;
  4. Контролировать и оценивать деятельность сотрудника;
  5. Предупреждать отклонения в работе персонала, которые связаны с отношением к выполнению служебных обязанностей и регламента предприятия;
  6. Вовлекать коллектив в оценку деятельности работника.

Рассматривая систему оплаты труда, которая существует на предприятии, мы выявили, что у большей части работников отсутствует постоянная компонента оплаты за труд (то есть применяется сдельная система оплаты труда). Это противоречит рациональному подходу и социально-психологическому восприятию работником данной системы.

Таким образом, изучив систему оплаты труда в дополнительном офисе банка, можно сделать вывод, что Положение «Об оплате труда работников предприятия» - это лишь формальный документ, который так и не был применен на практике, так как не реализуются цели и задачи, которые стоят перед системой оплаты труда.

Также мной были опрошены работники офиса по поводу того, насколько значима для них заработная плата. Результаты приведены в приложении 2. Анализируя ответы можно отметить следующее: заработная плата крайне важна для деятельности сотрудников; в сегодняшних условиях уровень зарплаты персонал связывает с самооценкой и статусом в обществе; тесную взаимосвязь между собой имеют зарплата, уважение и отношение в коллективе; работники уделяют внимание системе оплаты труда и справедливости оценки труда; работники не удовлетворены ни системой оплаты, ни реальной зарплатой; сопоставление своей зарплаты с другими работниками своего отдела (участка) является значимым показателем для работника; зарплата, отношение к ней сопоставимы с положением в регионе; сопоставление зарплаты рабочих и менеджмента не значимый показатель в отличии от сопоставления зарплаты специалистов.

Таким образом, можно сказать, что в офисе оплата труда имеет большое значение в качестве фактора мотивации для работников, однако в целом сотрудники не удовлетворены системой оплаты труда, которую установило руководство.

Недостаточное развитие в банке получило моральное стимулирование, не присваиваются за достигнутые результаты звания, не выдаются награды и благодарности в письменной форме, не проводятся конкурсы профессионального мастерства, работники не привлекаются к управлению организацией, не выдаются новогодние подарки для детей сотрудников, необходимо улучшить условия труда, в частности помещение недостаточно освещено и оно требует ремонта, рабочие места не озеленены, в помещениях плохая вентиляция, в большинстве из них нет кондиционеров.

 

    1. Совершенствование мотивации персонала в ОАО «Сбербанк России»

 

Проанализировав систему мотивации в дополнительном офисе банка мы пришли к выводу, что действующая в банке система оплаты труда в целом не соответствует задачам, которые поставило перед собой руководство. Из этого следует, что цели, которые стоят перед системой оплаты труда и в целом перед банком труднодостижимы,  а значит неэффективна и система оплаты труда.

Менеджментом банка используется сдельная оплата труда. Однако, для того, чтобы офис осуществлял свою деятельность более эффективно уместным является ввести в банке оплату труда, состоящую из постоянной и переменной части. Постоянная составляющая выплачивается независимо от успехов деятельности предприятия на основе выполнения работником своих функциональных обязанностей. Для того, чтобы дифференцировать оплату труда, постоянную составляющую можно определить следующим образом: определить квалификационные уровни работников в рамках их должности с дифференцированной ставкой от 1 (тарифной ставки) до 2 с интервалом 0,25, таким образом, будут иметь место пять должностных уровней: 1; 1,25; 1,5; 1,75.

Также в целях совершенствования мотивации персонала в дополнительном офисе имеет смысл каждый год аттестовывать персонал по следующим показателям: квалификация; профессиональный опыт; стаж работы; ответственность; овладение смежной профессией; психологическая нагрузка; физическая нагрузка; условия труда. Каждый показатель оценивается в диапазона от 0 до 2 и таким образом определяется средний показатель, который и будет способствовать определению квалификационного уровня сотрудника на следующий год. Благодаря данному подходу происходит увязка профессионального мастерства работника, его отношения к работе, сложности работы и условий труда, что будет способствовать не только вертикальной карьере работника, но и его стремлению работать более эффективно в данной должности, так как вследствие более добросовестного отношения и роста квалификации плюс «преданности фирме» он увеличит постоянную составляющую дохода.

Таким образом, проанализировав оценку персоналом методов стимулирования, применяемых в банковском офисе, можно сказать, что работники в целом не удовлетворены тем, как менеджмент решает вопросы вовлечения в дела и решает проблемы предприятия, возможности самореализации. Вследствие этого разграничены цели системы оплаты труда и реальные действия менеджмента. Исходя из этого можно предположить, что при использовании данной системы оплаты труда проблематично достичь ее целей и наши предложения обоснованны.

Для того, чтобы достичь цели системы оплаты труда целесообразно использование комплексного подхода: Мотивация = å оплаты труда + методы стимулирования (экономические, целевые, коммуникационные, обогащение труда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы.

Мотивация представляет собой одну из главных функций любого менеджера, и именно она помогает воздействовать на персонал предприятия.

Сущность мотивации проявляется в том, чтобы персонал организации выполнял свою работу согласно делегированным ему правам и обязанностям, в соответствии с принятыми управленческими решениями. 

Мотивация как функция управления имеет двойственную структуру. С одной стороны, поведение человека в рабочей обстановке предопределяется рядом внешних факторов. С другой стороны, намного большую силу над личностью имеют внутренние факторы. Внешние факторы мотивации – это работа со стимулами.

Во второй главе мы проанализировали мотивацию персонала в московском дополнительном офисе банка ОАО «Сбербанк России», выявили проблемы и предложили мероприятия по ее совершенствованию.

На основании проанализированного материала можно сказать, что в офисе оплата труда имеет большое значение в качестве фактора мотивации для работников, однако в целом сотрудники не удовлетворены системой оплаты труда, которую установило руководство.

Недостаточное развитие в банке получило моральное стимулирование, не присваиваются за достигнутые результаты звания, не выдаются награды и благодарности в письменной форме, не проводятся конкурсы профессионального мастерства, работники не привлекаются к управлению организацией, не выдаются новогодние подарки для детей сотрудников, необходимо улучшить условия труда, в частности помещение недостаточно освещено и оно требует ремонта, рабочие места не озеленены, в помещениях плохая вентиляция, в большинстве из них нет кондиционеров.

Менеджментом банка используется сдельная оплата труда. Однако, для того, чтобы офис осуществлял свою деятельность более эффективно мы предложили ввести в банке оплату труда, состоящую из постоянной и переменной части.

Также в целях совершенствования мотивации персонала в дополнительном офисе имеет смысл каждый год аттестовывать персонал по следующим показателям: квалификация; профессиональный опыт; стаж работы; ответственность; овладение смежной профессией; психологическая нагрузка; физическая нагрузка; условия труда.

Таким образом, проанализировав оценку персоналом методов стимулирования, применяемых в банковском офисе, можно сказать, что работники в целом не удовлетворены тем, как менеджмент решает вопросы вовлечения в дела и решает проблемы предприятия, возможности самореализации. Вследствие этого разграничены цели системы оплаты труда и реальные действия менеджмента. Исходя из этого можно предположить, что при использовании данной системы оплаты труда проблематично достичь ее целей и наши предложения обоснованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом, №1, 2012.
  2. Афонин А.С. Основы мотивации труда: организационно-экономический аспект. - К., 2014.
  3. Блинов А.А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг. - 2011. - № 1. - С.88-101.
  4. Бурмистров А., Газенко Н, Трифильцева Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом, №7, 2012.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2010. - 296 с.э
  6. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 213 с.
  7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010 - 480с.
  8. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новг.: Дело, 2012 - 720 с.
  9. Иванов Ю.В. Соционика и мотивация труда // Управление персоналом, №6, 2013.
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010 - 514с.
  11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 5-е изд.: Новое знание, 2012.
  12. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: Инфра-М, 2011 - 512 с.
  13. Комарова Н.Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 2013
  14. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. - Спб.: Фирма, 2011. - 301с.
  15. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2010 - 405 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Оценка персоналом методов стимулирования, используемых руководством московского отделения ОАО «Сбербанк России»

Метод

Оценка, средний балл

Рабочие

Специалисты

Создание условий труда

4

4,4

Вознаграждения:

Зарплата

Нематериальные выгоды

Соц. проблемы (решение)

Удовлетвор

стимул

Использование стимула

удовлетвор.

стимул

использование стимула

0,5

1,5

2

4,2

3,0

2,4

1,5

1,5

2,5

4,3

3,6

2,5

Безопасность:

риск стать лишним

уважение

стиль управления

 

4,5

4,0

3,6

 

4,7

4,1

4,0

Вовлечение в дела:

знания целей, задач

коммуникации

участие в решении проблем предприятия

отношение в коллективе

2,1

3,0

1,4

4,3

3,1

3,2

2,6

4,1

Способность самореализации:

карьера

обучение

рост мастерства

 

2,1

2,1

3,2

 

3,5

2,0

3,8

Интерес к работе:

управление по целям

самостоятельность

ответственность

 

3,9

4,2

4,4

 

4,1

4,1

4,1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Значение зарплаты для работника ОАО «Сбербанк России»

 

Показатели качества

Средний балл

рабочие

Специалисты

Важность

удовл.

важность

удовл.

Потребность

5

1,7

5

1,2

Статус, самооценка

4,5

2,8

5

3,1

Степень значимости в сравнении

Зарплата

интересная работа

уважение

отношение в коллективе

 

5

3,2

4,6

4,5

 

1,7

2,8

4,1

4,3

 

5

4,1

4,5

4,2

 

1,2

3,6

4,4

4,1

Справедливость при оценке труда и определении величины зарплаты

 

4,6

 

2,6

 

4,9

 

2,1

Удовлетворенность системой оплаты

3,5

1,2

3,2

1,4

Удовлетворенность получаемой зарплатой

-

0,2

-

0,5

Сопоставление зарплаты с работниками своего отдела (участка)

 

4,6

 

3,2

 

4,2

 

2,8

Сопоставление зарплаты с зарплатой в регионе

3,6

3,4

3,8

3,8

Сопоставление зарплаты с зарплатой менеджмента

3,2

4

4,1

3,8

Информация о работе Теоретические основы мотивации персонала