Теоретические основы непрерывного профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Система образования имеет длительную историю, ее постоянное развитие не могло не переориентировать ценности образования. На современном этапе общественного развития наиболее важной проблемой следует считать непрерывность образования. Бесспорно, что непрерывное образование является основной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития. На сегодняшний день существует небольшое количество комплексных исследований, посвященных непрерывному образованию, что подчеркивает актуальность исследуемой темы.
Объектом исследования данной курсовой работы является непрерывное образование. Предметом исследования является непрерывное образование специалистов культуры в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
2.1 Понятие и значение непрерывного образования 8
2.2 Формы и виды непрерывного образования 13
3. СОСТОЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ. 16
3.1 Анализ системы непрерывного образования в современных условиях в Республике Беларусь 16
3.2 Особенности непрерывного образования специалиста культуры 19
4. ПЕРСПЕКТИВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

moy_kursach.docx

— 54.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Система образования имеет длительную историю, ее постоянное развитие не могло не переориентировать ценности образования. На современном этапе общественного развития наиболее важной проблемой следует считать непрерывность образования. Бесспорно, что непрерывное образование является основной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития. На сегодняшний день существует небольшое количество комплексных исследований, посвященных непрерывному образованию, что подчеркивает актуальность исследуемой темы.

Объектом исследования данной курсовой работы является непрерывное образование. Предметом исследования является непрерывное образование специалистов культуры в Республике Беларусь.

Целью курсовой работы является комплексный анализ системы непрерывного образования специалиста культуры в Беларуси.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  • проанализировать литературу по исследуемой теме;
  • определить понятия и основных характеристик непрерывного образования;
  • выделить формы и виды непрерывного образования;
  • дать характеристику непрерывного образования в Беларуси;
  • проанализировать особенности непрерывного образования специалистов культуры;
  • определить возможные направления совершенствования системы непрерывного образования специалиста культуры.

Теоретической основой исследования послужили основные положения законодательства Республики Беларусь, научные статьи и литература отечественных и зарубежных исследователей в области непрерывного образования.

Методологической основой исследования послужили следующие методы: обработка данных, анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, моделирование.

Структура работы включает в себя титульный лист, содержание, введение, основную часть из четырех разделов с разделением на подразделы, заключение и список использованных источников.

 

 

 

1. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

На сегодняшний день вопрос непрерывного образования является одним из актуальных вопросов образования в общем. Вместе с тем у нас нет обобщающих работ, в которых с достаточной полнотой был бы представлен историко-теоретический анализ феномена непрерывного образования. Одной из таких попыток является работа C.Г. Вершловского«Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена)» [2].

Что касается вопроса развития исследований на данную тему, то фрагментарные представления о непрерывном образовании появляются в конце 50-х гг. XX столетия. Они формируются в рамках кризисного подхода к образованию и выступают в качестве реакции на его дисфункциональное развитие [6, с. 281].

В 60-70 гг. прошлого века появилось понимание образования взрослых в качестве одного из важных условий развития образования в целом. Так, французский деятель в области непрерывного образования П. Лангран писал: «Будущее образования, если его рассматривать в целом, и его способность к обновлению зависят от образования взрослых» Вместе с тем преобразующая роль образования взрослых трактовалась по-разному. Английский экономист в области образования Дж. Вэйзи, немецкие авторы Г.Гротоф и М. Штальман и другие сторонники инструментально – рационального подхода к образованию идентифицировали непрерывное образование с образованием взрослых.Поскольку под образованием взрослых они понимали повышение квалификации, взрослый рассматривался ими как работающий. Тем самым интерпретация непрерывности «ограничивалась» в возрастном отношении только взрослыми, а в содержательном – только работающими. Другая точка зрения, которой придерживался ряд ученых и общественных деятелей гуманистической ориентации (П.Ланжевен и др.), не ограничивали значение образования сугубо функциональной ролью взрослых и подчеркивали его необходимость для жизни, интеллектуального, эстетического, морального и гражданского развития человека. Эта же позиция была провозглашена в Монреальской декларации ЮНЕСКО об образовании взрослых (1960 г.).

В 70-х гг. происходит интенсивная и плодотворная разработка методологических проблем непрерывного образования. Именно тогда были заложены его концептуальные основы, изучены условия реализации (социальные, социально-психологические, экономические, политические, организационные, управленческие), разработаны принципы, функции, сущности и специфика непрерывного образования. Большое внимание было уделено выработке концептуальных характеристик непрерывного образования. Наиболее полный, подробный список таких характеристик принадлежит известному индийскому ученому Р. Дейву. В нем дается определение и методологическая трактовка ключевых терминов концепции непрерывного образования: «жизнь», «образование», «на протяжении жизни» и т.д. Обосновывается необходимость нового взгляда на образование как на процесс, длящийся всю жизнь, как на такую целостность и интегрированность, которая включает «формальный», «неформальный» и «информальный» аспекты [6, с. 282].

Период с конца 80-х гг. и по сей день характеризуется стремлением практически применить идею непрерывного образования.В книге «Образование для нового тысячелетия» 132 ведущих ученых мира предлагают рекомендации по организации и перестройке образования с учетом принципов непрерывного образования и того, что это образование должно всесторонне и адекватно подготовить обучаемых к грядущему тысячелетию. Эти рекомендации носили общий характер, рассматривали вопросы организации учебного процесса, методов и содержания образования.

Отечественные исследователи начали работать над концепцией непрерывного образования лишь с начала 80-х гг.Особо следует отметить книгу А.П. Владиславлева «Непрерывное образование: проблемы и перспективы», которая, по сути, является первым крупным исследованием. Ценность работы в том, что она содержит анализ практических задач, стоящих перед отечественной системой образования, по перестройке ее в систему непрерывного образования, а также конкретную программу мероприятий. В.Н. Турченко уделил внимание разработке методологических основ социологической концепции непрерывного образования и стратегии ее реализации.

Что касается исследований данной темы белорусскими исследователями, то они представлены некоторыми статьями и главами в учебниках, вместе с тем, комплексных исследований на данную тему нет. Связано это с тем, что обращать внимание на проблему непрерывного образования как на законодательном, так и на исследовательском уровне начали относительно недавно. Так, в 2011 году был принят Кодекс Республики Беларусь об образовании, которые определил начала непрерывного образования и необходимость приятия концепций и программ в исполнение развития непрерывного образования, после чего этой проблеме стало уделяться больше внимания на уровне научных исследований.

Таким образом, на сегодняшний день исследования темы непрерывного образования находятся в процессе своего развития, что еще раз подтверждает актуальность исследуемой темы.

 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Понятие и значение непрерывного образования

В своей совокупности основные тенденции мирового развития как никогда ранее актуализируют поиск возможностей и средств активизации и расширения рынка образовательных услуг.

Современные исследования показывают, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, период полураспада компетентности по многим профессиям составляет менее 5 лет. В условиях научно-технической модернизации каждому приходится не только часто менять место работы, но и профессию [1].

«Непрерывное образование» является одной из наиболее общих категорий философии образования, определяющей принципы организации образования как непрекращающегося процесса целенаправленного освоения человеком социокультурного опыта [12, с. 251].

Непрерывное образование выстраивается как многоуровневая система, которая стремится к преемственности в вертикальном измерении, таким образом определяя стадии перехода от менее сложного уровня профессиональной подготовки к более сложному в учреждениях образования, а также к интеграции в горизонтальном измерении на каждой стадии жизни человека с учетом дополнительного неформального и информального образования, полученного из различных источников. Оно является процессом освоения значимого знания, опыта, культуры индивидом через последовательную смену образовательных модулей и стадий, различающихся повышением уровня сложности [1]. 

Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:

1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;

2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;

3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:

а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);

б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);

в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества [13, с. 43-44].

В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, норм и отношений возникает необходимость определения основныхценностей современного образования, обеспечивающих целостное воспроизводство субъекта культуры. Считая целью непрерывного образования постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности, образованию необходимо учитывать возможности радикальных цивилизационных изменений для выработки новых мировоззренческих ориентаций [3, с. 127].

Ценности современного непрерывного образования должны учитывать преемственность гуманистических традиций мирового и отечественного образования; сочетать высокие технологии, дифференцированность и вариативность с самобытностью, уникальностью, верой человека в свои возможности; использовать достижения разных культур и традиций для формирования не столько специалиста, сколько человека, сочувствующего и сопереживающего.

Для оптимальной и своевременной профессиональной ориентации в системе непрерывного образования осуществляется профилирование в соответствии с различными предметными образовательными областями предполагающее, в свою очередь, направления и специализации, имеющие свой уровень градации [8, с. 44].

В наиболее привычной трактовке система непрерывного образования сводится к постоянной адаптации специалистов к изменяющимся требованиям деятельности, к их переподготовке и периодической подготовке в рамках формальной (курсы, сборы и т.д.), так и в рамках неформальной (самообразование, консультации и т.д.) системы подготовки. В широком понимании система непрерывного образования взрослых представляет собой единство доподготовки, основной подготовки и повышения квалификации, единство обучения и практической деятельности. Это единство предполагает внедрение элементов реальной профессиональной деятельности и социальной практики (общественного самоуправления, местного самоуправления, общественной службы) в сферу системы подготовки уже на самых первых ее этапах, и наоборот, активное проникновение обучения в практическую деятельность взрослых. Тем самым профессиональная подготовка становится действительно непрерывным процессом, в котором сама профессиональная деятельность служит повышению квалификации или, другими словами, является элементом системы непрерывного образования.

Принципы непрерывного образования – система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:

а) поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;

б) вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;

в) интеграция учебной и практической деятельности;

г) учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;

д) содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

е) единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

ж) самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;

з) интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса [9, с.11].

Ведущий принцип пожизненного образования предполагает, что вся его система ориентируется на формирование основной способности, а именно: адаптации к быстро меняющимся условиям социального и трудового бытия и стремления приобретать новые знания. Научиться учиться – это и есть цель, к которой должно стремиться обучение в системе формального и неформального образования, что дает индивиду возможность самообразовываться, самосовершенствоваться в течение всей жизни.

Информация о работе Теоретические основы непрерывного профессионального образования