Теоретические основы непрерывного профессионального образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 21:02, курсовая работа
Описание работы
Система образования имеет длительную историю, ее постоянное развитие не могло не переориентировать ценности образования. На современном этапе общественного развития наиболее важной проблемой следует считать непрерывность образования. Бесспорно, что непрерывное образование является основной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития. На сегодняшний день существует небольшое количество комплексных исследований, посвященных непрерывному образованию, что подчеркивает актуальность исследуемой темы. Объектом исследования данной курсовой работы является непрерывное образование. Предметом исследования является непрерывное образование специалистов культуры в Республике Беларусь.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8 2.1 Понятие и значение непрерывного образования 8 2.2 Формы и виды непрерывного образования 13 3. СОСТОЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ. 16 3.1 Анализ системы непрерывного образования в современных условиях в Республике Беларусь 16 3.2 Особенности непрерывного образования специалиста культуры 19 4. ПЕРСПЕКТИВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Содержание культурологического
образования охватывает четыре элемента,
каждый из которых отличается не только
наполнением, но и функциями в процессе
формирования и развития личности. Освоение
содержания направлено на формирование
у обучаемых общей культурной картины
мира, а также на интеллектуальное развитие
и выстраивание чувственно-ценностного
отношения к миру культуры. Первый элемент
содержания культурологического образования
– знания. Совокупность их видов способствует
построению общего представления об окружающем
мире культуры, ориентации в культурной
деятельности. Усвоение знания обеспечивает
формирование целостной картины культурного
мира. Знания служат инструментом познавательной
и практической деятельности в области
культуры.
Второй элемент – опыт осуществления
способов деятельности на основе полученных
знаний. Навыки и умения могут быть практическими
(умение планировать свою познавательную
деятельность, рационально использовать
средства учебной деятельности и др.) и
интеллектуальными (умения выделять существенное,
сравнивать явления культуры, строить
умозаключения и др.). В процессе обучения
формируются умения и навыки восприятия,
анализа, осмысления и интерпретации явлений
культуры, опыт общения на различных уровнях
культурологического образования.
Третий элемент – опыт творческой
деятельности, призванный обеспечить
готовность к решению новых познавательных
проблем в пространстве культурного знания,
к творческому преобразованию культуры
и культурного саморазвития.
Четвертый элемент – опыт чувственно-ценностного
отношения к миру культуры данного культурного
сообщества: к предметам, явлениям, принципам
и действиям. Этот вид содержания образования
специфичен, так как он состоит не в знаниях,
не в умениях, хотя он и предполагает их,
а в отношении к культурной деятельности
[12, с. 255-256].
Таким образом, непрерывное
образование специалиста культуры в Республике
Беларусь имеет свои отличительные особенности,
обусловленные спецификой сферы культуры,
а также тем, что культурное образование
должно иметь место не только для образования
специалистов культуры, но и для всех других
категорий.
4. ПЕРСПЕКТИВЫ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
КУЛЬТУРЫ
Процесс формирования компетентного
специалиста культуры является одной
из главных проблем педагогики. Компетентность
специалиста образовательного учреждения
сферы культуры приобретает в последние
годы все большую актуальность в связи
с тем, что постоянно трансформируется
социальный опыт, реконструируется сфера
образования и культуры, появляются всевозможные
разновидности авторских педагогических
систем, возрастает уровень запросов социума
к специалисту культуры.
Совершенствование образовательного
процесса повышения квалификации специалиста
сферы культуры в контексте формирования
их компетентности связано с решением
следующих задач:
1) определение точных качественных
требований к специалистам сферы культуры
в соответствии со стратегией развития
культуры;
2) реализация наиболее эффективных
(альтернативных традиционному) подходов
к построению содержания и организации
образовательного процесса повышения
квалификации специалистов сферы культуры
согласно следующим составляющим: выявление
профессионально-образовательных потребностей
через обеспечение возможности обучающимся
инициировать предложения по моделированию
содержания образования в соответствии
с характером их профессиональных проблем;
построение содержания образования на
основе актуальной профессионально-ориентированной
проблематики конкретной группы;обеспечение
эффективного взаимодействия специалистов
в профессионально значимом сообществе
при организации образовательного процесса;
использование в образовательном процессе
продуктивных образовательных технологий,
которые обеспечивают максимальное приближение
образовательной ситуации к реальной
профессиональной деятельности (как по
форме, так и по содержанию) и обеспечивают
актуализацию результатов обучения в
профессиональной деятельности;
3) модернизация информационно-методического
обеспечения образовательного процесса
повышения квалификации специалистов
сферы культуры;
4) построение системы работы
образовательного учреждения сферы культуры
по подбору и подготовке преподавательских
кадров, обеспечивающих образовательный
процесс;
5) определение механизма финансово-экономической
оценки адекватных затрат на реализацию
образовательных программ.
Приоритетными направлениями
по модернизации системы непрерывного
образования в сфере культуры на территории
Красноярского края являются:
законодательное обеспечение
модернизации;
приведение содержания и структуры
профессиональной подготовки кадров в
соответствие с современными потребностями
рынка труда;
повышение доступности качественных
образовательных услуг.
Среди основных задач модернизации
системы непрерывного образования в сфере
культуры необходимо выделить:
внедрение и развитие технологий,
направленных на повышение творческих
способностей человека и закрепляющих
фундаментальные преимущества образования;
постепенный переход на нормативное
финансирование на всех уровнях профессионального
образования;
обеспечение государственных
приоритетов в профессиональном образовании
путем использования механизмов размещаемого
на конкурсной основе государственного
задания на подготовку специалистов определенного
профиля [11, с. 116].
Содержание перехода от существующей
системы подготовки и профессионального
использования специалистов к системе
непрерывного образования заключается
в следующем:
1) создание условий перехода
от существующей системы подготовки и
профессионального использования специалистов
к системе непрерывного образования: постоянное
изучение профессиональной деятельности;
постоянный контроль профессионального
соответствия специалистов; постоянное
изучение уровней развития профессионально
важных качеств специалистов;
2) разработка методик моделирования
деятельности, разработка методов агрегирования
оценок профессионально важных качеств,
разработка методов и методик профессиональной
диагностики;
3) создание обобщенных моделей
деятельности, моделей профессионального
соответствия, моделей личности специалиста.
4) внедрение автоматизированной
системы моделирования деятельности,
создание автоматизированных систем изучения
личности специалиста [10].
Таким образом, процесс повышения
квалификации специалиста сферыкультурыивсеегосоставляющие
компоненты должны быть максимально приближены
и адаптированы к уровню развития его
профессионального мастерства, поскольку
именно он в значительной мере определяет
степень учебной мотивации, эффективность
и качество образовательных программ
непрерывного образования. Стратегия
развития непрерывного образования в
сфере культуры предполагает сотрудничество
властей и общественных организаций на
уровне партнерских отношений, усиление
связи между учреждениями формального
и неформального образования. В процессе
создания непрерывной системы образовательных
услуг сферы культуры, ориентированной
на потребности личности, все организации
культурно-просветительского характера
постепенно сольются в единую образовательную
сеть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непрерывное образование–
это постоянное совершенствование знаний,
умений и навыков человека, вызванное
стремлением быть актуальным в существующей
профессиональной и социальной среде.
Система непрерывного образования
в Республике Беларусь основывается на
Кодексе Республики Беларусь об образовании
и программных документах, которые определяют
основные цели, задачи и направления системы
непрерывного образования.
С точки зрения общественных
интересов непрерывное образование способствует
развитию духовных сил человека, направленных
на преодоление социальных проблем, социокультурной
самоидентификации, формированию ответственности,
обеспечивает возможности для повышения
социального статуса личности. Оно разворачивается
на всех уровнях функционирования социальной
системы, качественно влияя на ее содержание,
что и позволяет определять непрерывное
образование как социальный процесс.
Выделяют формальную, неформальную
и информальнуюформы непрерывного образования,
которые с свою очередь делятся на следующие
виды: элитное, массовое и социальное.
Формальная представлена системой государственных
официальных учреждений образования,
неформальная любыми другими организациями
и формами образования. Особой является
информальная форма непрерывного образования,
которая является наиболее прогрессивной
и включает в себя самообразование.
Непрерывное образование специалиста
культуры в Республике Беларусь имеет
свои отличительные особенности, обусловленные
спецификой сферы культуры, а также тем,
что культурное образование должно иметь
место не только для образования специалистов
культуры, но и для всех других категорий.
Процесс повышения квалификации
специалиста сферы культуры и все его
составляющие компоненты должны быть
максимально приближены и адаптированы
к уровню развития его профессионального
мастерства, поскольку именно он в значительной
мере определяет степень учебной мотивации,
эффективность и качество образовательных
программ непрерывного образования. Стратегия
развития непрерывного образования в
сфере культуры предполагает сотрудничество
властей и общественных организаций на
уровне партнерских отношений, усиление
связи между учреждениями формального
и неформального образования. В процессе
создания непрерывной системы образовательных
услуг сферы культуры, ориентированной
на потребности личности, все организации
культурно-просветительского характера
постепенно сольются в единую образовательную
сеть.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Акимова, Л.В. Непрерывное образование как
фактор времени / Л.В. Акимова [и др.] [Электронный ресурс]– 2015. – Режим доступа: http://www.bntu.by/news/67-conference-mido/1526-2014-11-21-16-45-32.html. – Дата доступа: 21.03.2015.
Воловик, И.В. Ценности непрерывного
образования / И.В. Воловик // Образование
через всю жизнь: непрерывное образование
в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф., Минск, 27-28 сентября 2013 г. / Минский ин-т управления; сост. В.В. Гедранович; под науч. ред. В.В. Гедранович и Н.В. Суша. – Минск, 2013. – Вып. 11. – Ч. III. – С. 126–129.
Горшков, М.К. Потенциал непрерывного
образования и модернизационные процессы
/ М.К. Горшков, Г.А. Ключарев // Социология образования – 2012. – №5 (май) – С. 17-56.
Коваленко, И.В. Теоретические основы исследования
непрерывного образования как инновационной
системы / И.В. Коваленко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные
науки. – 2012. – Выпуск № 1-2. – С. 281-287.
Кодекс Республики Беларусь
об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 21.03.2015.
Основания развития личности
в системе непрерывного образования: структурно-логическая
схема / В. М. Галынский [и др.] // Высшая школа. – 2007. – №4. – С. 40-46.
Основы андрагогики. Терминологический
словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных
специальностей. / сост. Маслова
В.В. – Мариуполь, 2004. – 19 с.
Прокура, О.И. Концепция непрерывного
образования взрослых для государств-участников
СНГ / О.И. Прокура // Отделение социальных
технологий и общественной безопасности
Международной академии социальных технологий
(ОСБ МАС) [Электронный ресурс] – 2015. –
Режим доступа: http://osbpani.spb.ru/nauchnie-stati/kontseptsiya-neprerivnogo-obrazovaniya-vzroslich-dlya-gosudarstv-uchastnikov-sng.html.
– Дата доступа: 21.03.2015.
Таюрский, А.И. Непрерывное образование –
основа формирования управленческой компетентности
руководителей образовательных учреждений
сферы культуры / А.И. Таюрский, Е.Н. Белова// Вестник Томского государственного
педагогического университета. – 2006. –№10. – С. 116-118.
Токарев, С.Н. Культурологическое образование
в системе непрерывного образования/ С.Н. Токарев // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И.
Герцена. – 2005. –Выпуск № 10. – С. 251-261
Шарохина, Е.В. Педагогика: конспект лекций / Е.В. Шарохина – М.: ЭКСПО, 2008. – 193 с.