Теоретические основы непрерывного профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Система образования имеет длительную историю, ее постоянное развитие не могло не переориентировать ценности образования. На современном этапе общественного развития наиболее важной проблемой следует считать непрерывность образования. Бесспорно, что непрерывное образование является основной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития. На сегодняшний день существует небольшое количество комплексных исследований, посвященных непрерывному образованию, что подчеркивает актуальность исследуемой темы.
Объектом исследования данной курсовой работы является непрерывное образование. Предметом исследования является непрерывное образование специалистов культуры в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
2.1 Понятие и значение непрерывного образования 8
2.2 Формы и виды непрерывного образования 13
3. СОСТОЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ. 16
3.1 Анализ системы непрерывного образования в современных условиях в Республике Беларусь 16
3.2 Особенности непрерывного образования специалиста культуры 19
4. ПЕРСПЕКТИВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

moy_kursach.docx

— 54.62 Кб (Скачать файл)

Основной задачей системы непрерывного образования является обеспечение непрерывного воспроизводства кадров с требуемыми характеристиками. Ее создание представляет собой комплексную межгосударственную научную проблему. Основными идеями концепции непрерывного образования являются: 

  • равная ответственность образовательных учреждений и работодателей за формирование специалиста;
  • интеграция подготовки и профессионального использования кадров;
  • последовательность и преемственность подготовки на различных этапах жизненного цикла специалиста, кандидата наук, доктора наук;
  • управление развитием личности на всех этапах подготовки и повышения квалификации;
  • активность личности в процессе самоформирования;
  • интеграция усилий всех лиц, задействованных в системе доподготовки, подготовки, повышения квалификации и профессионального использования, по изучению и формированию личности [10].

Мобильность непрерывного образования характеризуется: во-первых, гибкостью и вариативностью – способностью предоставлять достаточно большое многообразие полноценных, качественных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, адекватных запросам населения, а в конечном итоге, нацеленным на индивидуализацию и, востребованность его результатов, то есть квалификаций на рынке труда; во-вторых, открытостью и доступностью во времени и пространстве, обеспечивая равенство образовательных возможностей для всех, без каких-либо ограничений по национальному, социальному, религиозному, гендерному или возрастному признаку. Именно непрерывность образования позволяет не просто прирастить элементы знаний, как это происходит в традиционной системе, а на каждой ступени или этапе достичь относительной завершенности профессионального образования, осуществить преемственность образовательных программ через признание полученных ранее компетенций. Этим определяется компетентностный подход к оценке его результатов. Непрерывное образование позволит, с одной стороны, добиться экономического роста, а с другой стороны – сбалансировать рынок труда, реализуя опережающий характер образования, и, одновременно, позволит каждому построить индивидуальную образовательную траекторию. Рынок труда в настоящее время характеризуется не спросом и предложением на образовательные услуги, а спросом и предложением компетенций. Компетенции должны учитываться при формировании учебных планов, программ дисциплин, форм организации образовательного процесса и конкретного образовательного продукта [1].

Таким образом, с точки зрения общественных интересов непрерывное образование способствует развитию духовных сил человека, направленных на преодоление социальных проблем, социокультурной самоидентификации, формированию ответственности, обеспечивает возможности для повышения социального статуса личности. Оно разворачивается на всех уровнях функционирования социальной системы, качественно влияя на ее содержание, что и позволяет определять непрерывное образование как социальный процесс.

2.2 Формы и виды непрерывного образования

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (ISCED) основные формы непрерывного образования определяются следующим образом.

Формальное образование относится к системе школ, колледжей, университетов, иных институализированных учебных заведений, которые обеспечивают набор взаимосвязанных учебных программ в качестве основного занятия для детей и молодежи, как правило, в возрасте от 5-7 лет и до 20-22 лет или же вплоть до начала оплачиваемой трудовой деятельности.

К неформальному образованию относится любая организованная и продолжающаяся какое-то время учебная деятельность, которая не попадает под определение формального образования. Она может происходить как внутри учебного заведения, так и вне его стен для лиц вне зависимости от их возраста. Неформальное образование не ставит целью аттестацию учащегося. Оно может иметь как профессиональную направленность, так и общекультурное значение. Содержание и методы занятий четко не фиксируются и могут быть максимально адаптированы под нужды учащихся [4, с. 20].

Самым инновационным с точки зрения классической теории является информальное образование, которое включает все виды учебной деятельности, не попадающие под определения формального и неформального образования. Данная форма отличается, как правило, отсутствием организации и может осуществляться как на индивидуальном уровне (например, самообразование), так и на групповом (например, на рабочем месте или в семье во время досуга).

Информальное образование трудно поддается эмпирическому и статистическому анализу. Однако именно оно наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей в повседневной жизни. Поэтому существует мнение, что данный вид следует называть повседневным образованием. В этом есть определенный смысл – ведь повседневная деятельность или просто времяпрепровождение являются наиболее продолжи-тельными и непрерывными периодами человеческой жизни.

Информальное образование иногда называют университетами жизни –местом, где мы учимся сами, часто не осознавая, что это делаем. «Во время разговора с друзьями, близкими или просто с попутчиками мы узнаем новые вещи. Пытаясь сделать что-то впервые, мы также учимся. Учебой можно считать просмотр телевизионных передач, посещение музея, чтение книг, прогулки по интернету, просто размышления на тему. Насколько такое учение тривиально или имеет исключительное значение – второстепенный вопрос. Главное, что в этом широком смысле мы становимся учащимися на протяжении всей жизни.

Образование длиною в жизнь предполагает, что возможности учебы должны быть равномерны на протяжении всей жизни человека и не имеют выраженного начала и конца. Помимо традиционного детско-юношеского образования, здесь выделяют образование взрослых и образование пожилых.

Образование шириною в жизнь означает доступность всех основных форм образования для каждого человека и для всех без исключения социальных групп. По усмотрению самого человека предпочтение отдается либо формальному, либо информальному образованию. Самообразование при этом становится одним из основных видов учебной деятельности.

Если говорить об основных видах непрерывного образования, то выделяются следующие:

  • элитное,которое непосредственно связано с производством знаний, обеспечивающих быстро развивающиеся наукоемкие технологии, это образование институализировано сейчас в основном на базе национальных исследовательских университетов;
  • массовое,обеспечивающее распространение (потребление) относительно стабильного на протяжении продолжительного периода гуманитарного, технического, инженерного знания. Этим занимается более 90% вузов и университетов страны;
  • социальное (инклюзивное) и дополнительное,имеющее своей задачей помочь людям, подвергающимся риску или уже ставшим функционально неграмотными в результате социально-экономических преобразований. Институтом, обеспечивающим данный вид образования, является совокупность государственных (бюджетных) учреждений переподготовки и повышения квалификации, а также достаточно развитая сеть частных (негосударственных) коммерческих образовательных центров, которые действуют по принципу малого предпринимательства в сфере профессионального образования [4, с. 22].

Таким образом, выделяют формальную, неформальную и информальную формы непрерывного образования, которые в свою очередь делятся на следующие виды: элитное, массовое и социальное. 
3. СОСТОЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ

3.1 Анализ системы непрерывного образования в современных условиях в Республике Беларусь

Одним из основных направлений в сфере образования является обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования.

Главным законодательным документом в области образования является Кодекс Республики Беларусь об образовании. Он определяет, что единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.К программно-планирующей документации воспитания относятся Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, комплексные программы воспитания детей и учащейся молодежи, программы воспитательной работы учреждений образования (иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), планы воспитательной работы учреждений образования (иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию обучающихся. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет основные направления воспитания обучающихся и мероприятия по их реализации. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается сроком на пять лет и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях сроком на пять лет и утверждается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Программа воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) разрабатывается в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) сроком на пять лет на основе соответствующей комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи (для коммунальных учреждений образования), на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (для иных учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), определяет цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Как социально-экономическая система непрерывное образование представляет собой единый, целостный процесс экономических взаимоотношений между государством – заказчиком на специалистов (министерства, ведомства, предприятия, учреждения), подрядчиками – производителями образовательных услуг (образовательные учреждения) и потребителями этих услуг (обучающиеся). Этот процесс состоит из ряда отдельных, персонифицированных уровней и ступеней учебно-научного, познавательного и профессионально-деятельного процессов, обеспечивающих образовательную и профессиональную траекторию деятельности человека в течение всей его жизни, а также необходимые условия для развития его личностных и творческих способностей с целью поддержания конкурентоспособности на рынке труда и государства в целом.

К перечню признаков непрерывного образования, существенных для проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:

  • охват образованием всей жизни человека;
  • "увязка" общего и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования на основе использования современных информационных технологий;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату [5, с. 21].

Таким образом, система непрерывного образования в Республике Беларусь основывается на Кодексе Республики Беларусь и программных документах, которые определяют основные цели, задачи и направления системы непрерывного образования.

3.2 Особенности непрерывного образования специалиста культуры

Возможность выбора «образовательного пути» при переходе на последующий образовательный уровень обеспечивается не только «вертикальной», но и «горизонтальной интеграцией» – системностью различных аспектов формального образования, соотнесенного с содержанием спонтанно приобретенных знаний и жизненного опыта. Целостность системы при переходе от базового образовательного уровня к последующим образовательным уровням, детерминирована общностью фундаментальных образовательных и воспитательных задач. Особенность современного этапа развития белорусской системы непрерывного образования состоит в том, что одной из важнейших задач является включение Беларуси в единое европейское образовательное пространство.

Непрерывное образование специалиста культуры следует рассматривать в нескольких его видах.

Во-первых, это общее культурологическое образование, состоящее в обучении культурологии и культурологическим дисциплинам как общеобразовательным дисциплинам начального, основного, среднего и высшего образовательного уровней, а также в культурологическом самообразовании и интегрированном освоении общекультурной составляющей содержания общего образования. Свидетельством значимости общекультурной составляющей общего образования является то, что принцип культуросообразности становится одним из ведущих принципов образования.

Во-вторых, это специальное культурологическое образование как целостный процесс подготовки специалистов-культурологов (исследователей, учителей культурологии, специалистов по прикладным разделам культурологического знания) в средних специальных и высших учебных заведениях. Процесс вхождения ребенка в мир культуры, процесс приобщения к культуре, который начинается еще до школы, с первых мгновений его жизни, мы рассматриваем как наиболее общее развитие. Это развитие происходит по двум взаимосвязанным линиям – по линии социализации (овладение общественным опытом, его присвоение) и по линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Содержание этого процесса определяет становление и развитие человека как субъекта культуры, или культурное развитие человека.

Информация о работе Теоретические основы непрерывного профессионального образования