Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы совершенствования эффективности использования персонала в организации во многом определяют успех работы предприятия (организации, фирмы). Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. Сегодня основными факторами конкурентоспособности стали обеспеченность рабочей силой, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала. Поэтому на каждом предприятии возникает необходимость в рациональном планирования потребностей в персонале на предприятии.
Магазин представляет собой торговый зал с кассой на выходе. Товары разделены в торговом зале по следующим секциям: одежда для детей 3–6 лет (для мальчиков, для девочек); одежда для детей 7–12 лет (для мальчиков, для девочек); обувь для детей 3–6 лет, обувь для детей 7–12 лет; игрушки; школьно-письменные принадлежности.
Организационная структура магазина «Фунтик» в Ульяновске.
Директор магазина совмещает выполнение функций управляющего и администратора. Как управляющий он полностью контролирует работу магазина «Фунтик» в Ульяновске. Принимает решения, формирует цели деятельности, ценообразование, участвует в отборе, приеме, оценке трудовой деятельности сотрудников. Как администратор он следит за поддержанием порядка в магазине, обеспечением безопасности, сервисными услугами и вопросами аренды.
Директору магазина, подчиняется менеджер приема товара и менеджер торгового зала и обслуживающий персонал. Менеджер приема товара соответственно следит за процессом поступления партии товара в магазин, доставку товара в торговый зал, работает с поставщиками.
Менеджер торгового зала и контролируемые им работники торгового зала (продавцы и кассир), работают непосредственно с покупателями в отделах магазина.
Численность работников магазина «Фунтик» составляет 12 человек.
Рассмотрим функции, обязанности персонала и штатную численность персонала магазина «Фунтик» (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1
Функции и обязанности и штатная численность персонала магазина «Фунтик».
Должность |
Количество штатных ед. |
Обязанности |
Директор магазина (управляющий-администратор) |
1 |
Контролирует работу магазина «Фунтик»: Принимает решения, определяет
цели, формирует цены, отвечает за поддержание порядка в |
Менеджер торгового зала |
1 |
Контролирует работу отдела продаж: Оформляет заказ, принимает товар в торговый зал, отвечает за выбор места товара, контролирует и оценивает работу продавцов и кассиров. |
Менеджер по приему товара |
1 |
Контролирует получение партии товара: Работает с поставщиками, принимает товар, оформляет документацию, формирует партию, контролирует доставку товара в торговый зал, контролирует и оценивает работу грузчика. |
Продавцы-консультанты |
4 |
Занимается выкладкой товара, оформлением ценников, консультирует покупателей в торговом зале, подбирает модели товаров, оформляет покупки. |
Кассир |
1 |
Осуществляет расчет с покупателями |
Грузчик |
1 |
Осуществляет погрузку/ |
Водитель |
1 |
Доставляет товар клиенту |
Охранник |
1 |
Следит за безопасностью работы магазина |
Уборщица |
1 |
Обеспечивает чистоту в магазине |
Учитывая цены товаров, которые представлены в магазине, сумма одной покупки в магазине составляет 600–900 рублей. В день магазин продает товаров на 30 00 тыс.р. (30-50 покупок). Средний поток покупателей 90-200 человек (в среднем 150).
2.2. Анализ определения потребности в персонале магазина «Фунтик».
Произведем анализ системы планирования магазина «Фунтик».
Таблица 2.2.1
Анализ системы планирования магазина «Фунтик»
Критерий оценки |
Оценка/варианты оценки |
1. Тип организационной структуры планирования персонала на предприятии |
Централизованная |
2. Перечень разрабатываемых |
Управленческий бизнес-план |
3. Последовательность разработки планов по персоналу |
- наблюдение за работой персонала - определение желаемого состояния предприятия - осуществление набора / высвобождения сотрудников |
4. Плановый персонал и |
Планирование осуществляется в рамках компетенции директора магазина. Как такового, отдела планирования и, соответственно, планового персонала, на предприятии нет. |
5. Методы планирования персонала |
Применяются методы приблизительной оценки |
Таким образом, из таблицы видно, что система планирования имеет централизованный тип и опирается, преимущественно, на сугубо специальную информацию, которая необходима только в конкретный момент возникновения той или иной угрозы со стороны внешней среды. Основное место в планировании занимает управленческий бизнес-план. То есть обоснование потребности в персонале указано лишь в бизнес-плане. Планов по определению потребности в персонале в данной организации не ведется. Планирование потребности в персонале магазина «Фунтик» осуществляется в рамках компетенции директора и опирается на методы приблизительной оценки.
Произведем анализ основных показателей планирования персонала.
Данные о динамике численности персонала за период представлены в табл. 2.2.2 и на рис. 2.2.1
Таблица 2.2.2.
Динамика численности персонала магазина «Фунтик»
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Численность персонала |
11 |
11 |
12 |
Как видно из табл. 2.2.2, численность персонала в 2010 году увеличилась на 1-го человека и составила 12 человек.
Рис.2.2.3. Квалификационный состав персонала магазина «Фунтик».
Из рис.2.2.3. видно, что в 2010 году были приняты сотрудники, имеющие более низкую квалификацию, также можно отметить, что повысилась доля персонала, имеющего неполное высшее образование. Это говорит о том, что увеличилась доля студентов-старшекурсников, работающих в компании.
В табл. 2.2.3 представлены данные о товарообороте компании.
Таблица 2.2.3.
Динамика товарооборота магазина «Фунтик»
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
10800 |
12000 |
14400 |
Численность персонала |
11 |
11 |
12 |
Выработка на одного сотрудника, тыс. руб./чел. |
981,82 |
1090,9 |
1200 |
Фонд заработной платы по магазину |
1850 |
1980 |
2160 |
Из табл. 2.2.3. видно, что в 2010 году увеличилась выработка на одного сотрудника
На основе проведенного анализа системы планирования, существующей на предприятии на данный момент, можно сделать следующие выводы :
1.Несмотря на то, что
в период анализируемого
2.На предприятии существует
3. Не уделяется должное внимание
и на повышение
Развитие организации находится на нормальном уровне существования: вовремя выплачивается заработная плата, имеется определенная прибыль и спрос на услуги данного магазина. Недостатком этого предприятия можно назвать отсутствие какого-либо планирования в области кадровой политики. Если не предпринимать никаких действий к совершенствованию, то магазин «Фунтик» может оказаться неконкурентоспособным предприятием в данной отрасли.
2.3. Рекомендации по повышению эффективности планирования потребности в персонале магазина «Фунтик».
На данном предприятии как таковое планирование потребности в кадрах не ведется. Главным мероприятием будет осуществление планирования потребности в кадрах магазина «Фунтик».
Известно, что руководство предприятия на 2011 год запланировало изменение штатной структуры предприятия в связи с расширением компании в связи, с чем необходимо определить потребность в основном обслуживающим покупателей персонале магазина (менеджер торгового зала, продавцы, кассиры).
В связи с тем, что магазин «Фунтик» - это торговое предприятие, для определения потребности в персонале предприятия воспользуемся методикой рассмотренной в пункте 1.3 курсовой работы.
Решение задачи будет производиться в несколько этапов.
Этап 1. Формулировка целей деятельности
Директор магазина ставит перед менеджерами следующие цели:
1. За 2011 год работы магазин должен получить не менее 19600 тыс. рублей общей выручки.
2. Магазин должен привлечь вниман
3. К концу года количество
Анализ целей необходимо произвести группой специалистов в которую должны войти : директор магазина, менеджер торгового зала и менеджер по приему товара. Согласованная работа такой команды поможет максимально конкретизировать цели.
Этап 2. Определение качественной потребности в персонале
а) Составление матрицы распределения функций.
Следующим шагом нашей работы является построение матрицы распределения функций (МРФ).
Составим МРФ на
примере двух бизнес-процессов
магазина – «Поступление
Матрица распределения функций бизнес процессов «Поступление товаров в торговый зал» и «Продажа товаров» представлена в приложениях 1 и 2.
Заполненная таким образом матрица дает представление о сфере обязанностей каждого работника, о сложности выполняемой им работы, наглядно демонстрирует уровень занятости работника. На основе этих параметров, а также описанного выше анализа целей можно приступать к определению качественных параметров для каждой должности.
б) Формулировка требований к персоналу.
Приведем формулирования требований к персоналу, строящихся на данных МРФ.
Этап 3. Определение количественной потребности в персонале
а) Составление схем реализации бизнес-процессов.
После завершения второго этапа работ мы имеем практически полную картину того, как выглядят бизнес-процессы в рассматриваемом магазине.
Для обозначения элементов бизнес-
Используемые обозначения:
Вход – выход бизнес процесса (за пределами схемы он имеет свое продолжение, связи с другими процессами),
Возврат,
Продвижение от одного элемента бизнес-процесса к другому.
б) Разработка норм работы.
Прежде чем переходить к расчету количественной потребности в сотрудниках торгового зала, необходимо сформировать графики дежурства продавцов. Рабочий день продавцов, кассиров и менеджера зала рассматриваемого магазина продолжается 10 часов (магазин работает без обеда, поэтому обеденный перерыв продавцов будет формироваться по скользящему графику). Следовательно, график работы должен иметь следующий вид: от "1 через 1" (более четырех дней в неделю продавец работать не может – иначе нарушится требование о 40-часовой рабочей неделе). Конкретный вариант можно выбрать с учетом пожеланий сотрудников.
в) Расчет количества сотрудников.
1. Рис. 2.3.1 и матрица
распределения функций
Раскладывать товар необходимо во время работы, в периоды наименьшего потока покупателей.
2. Рис. 2.3.2 иллюстрирует
совокупность действий, необходимых
для обслуживания одного
3. Для определения числа
Информация о работе ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ