Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 07:17, курсовая работа
Исходя из этого, основной целью данной работы является проведение SWOT-анализа, выявить слабые и сильные стороны предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
- дать понятие SWOT-анализа
- дать понятие маркетинговых исследований
- определить место SWOT-анализа в маркетинговых исследованиях
- рассмотреть методику проведения SWOT-анализа
- разработать матрицу SWOT для ЗАО УМЖК «Приморская соя»
Введение
В последние несколько
лет в российской экономике наблюдается
ужесточение процессов
Если в эпоху становления отечественного бизнеса совершение руководством компании даже грубых управленческих ошибок могло привести к незначительным потерям конкурентной позиции, то на данном этапе развития рынка цена ошибки многократно возросла. Одни из базовых элементов успешного развития бизнеса является стратегическое планирование.
Бизнес — это нескончаемая череда мелких и крупных сражений. Если перед битвой фирма не оценит свои сильные и слабые стороны предприятия, не определит рыночные возможности и угрозы (те самые неровности местности, которые приобретают огромное значение в разгар боя), её шансы на успех резко уменьшатся.
Для того чтобы
получить ясную оценку сил
организации предприятия и
Действительно, сегодня
интерес к проблемам
Внешняя среда, в которой приходится действовать российским компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а, значит, появляются непредсказуемые факторы риска. Очевидно, что и приоритеты управления смещаются при этом в область управления изменениями. Именно поэтому выбранная нами тема по-настоящему актуальна.
Исходя из этого, основной целью данной работы является проведение SWOT-анализа, выявить слабые и сильные стороны предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
- дать понятие SWOT-анализа
- дать понятие маркетинговых исследований
- определить место
SWOT-анализа в маркетинговых
- рассмотреть методику проведения SWOT-анализа
- разработать матрицу SWOT для ЗАО УМЖК «Приморская соя»
Предмет исследования: организация проведения SWOT-анализа.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО УМЖК «Приморская соя».
В процессе написания курсового проекта были использованы учебные пособия по стратегическому менеджменту, таких авторов, как Баринов В.А., Зайцев Л.Г., Соколова М.И., Дэй Д., Уткин Э.А. и других, а также первичные документы организации и Интернет.
Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме
1.1 История развития SWOT-анализа, как части стратегического планирования
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Андревис впервые публично озвучил акроним SWOT
С 60-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования.
С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
В 1982 году профессор Хейнс Вайрих опубликовал работу [Weihrich, 1982] , в которой предложил новый вид SWOT модели. Свою SWOT модель он назвает как TOWS матрицу и рассматривает ее как «концептуальную основу систематического анализа , который облегчает сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними слабостями и силами организации» [Weihrich, 1982].
Основные направления развития SWOT анализа:
- отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.
- учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.
- разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке. [1, c.327].
Динамический SWOT
Профессор Вайрих указал на необходимость построения SWOT матриц с определенной периодичностью.
Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT/TOWS моделей проф. Вайрих , используют матрицы balanced scorecard [S.F. Lee , Andrew Sai On Ko]. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.
В настоящее время использование SWOT-анализа широко распространено. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах. [12, c. 134].
В процессе планирования, как показала российская практика, имеются трудности, определяемые усилием неопределенности деловой среды, возросшим количеством изменений в хозяйственной жизни, снижением предсказуемости подобных трансформаций. Стратегические схемы перестали соответствовать новому состоянию бизнеса. Кроме того, в теории и практике предпринимательства резко усилилось значение человеческого фактора, получила развитие концепция корпоративной культуры, приобрел популярность подход «внутрифирменной демократии».
В России на первом этапе перестройки хозяйственной деятельности большинство руководителей новых и преобразованных компаний пошли на снижение роли планирования. Но в последующем планирование стало нормой работы. Что было вызвано усилением конкуренции. Появились новые рынки, в том числе и финансовые, что изменило характер условий деловой жизни. Компании стали диверсифицировать свою продукцию и услуги. Эти тенденции являются сейчас ведущими для рынков России. Меры по финансовой стабилизации усиливают эти тенденции. Предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы. [14].
1.2 Понятие и назначение SWOT-анализа
SWOT- анализ - распространенный вид анализа в маркетинге. SWOT (Strengths - сила, Weaknesses - слабость; Opportunities - возможности; Threats - угрозы)
SWOT- анализа позволяет упорядочить
разрозненные представления о компании
и конкурентном окружении и получить схему
взаимодействия сил и слабостей, возможностей и
Стратегический анализ,
который является необходимым этапом
при определении эффективной
стратегии компании, в полном объеме доступен только
очень крупным предприятиям. Для небольших
компаний, а также ряда крупных предприятий
в условиях динамично изменяющегося рынка
SWOT- анализ является необходимым
и доступным инструментом стратегического управления
Области применения SWOT-анализ
1) Конкурентная разведка. SWOT-анализ широко
применяется при сборе и изучении данных о конкурентах.
2)Анализ факторов конкурентного окружения.
На данный момент SWOT анализ является отдельным
этапом структурирования и оценки информации
при стратегическом
3) планирование реализации стратегий. [10,
c. 118].
SWOT-анализ применяется для:
-анализа факторов
конкурентного окружения. В
- планирования реализации
стратегий. Для планирования
- конкурентной разведки. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурента.[10, c.130].
Вопросы, на которые дает ответ SWOT-анализ:
- Использует ли компания
внутренние сильные стороны
- Если компания не
имеет отличительных
- Являются ли слабости
компании ее уязвимыми местами
в конкуренции и/или они не
дают возможности использовать
определенные благоприятные
- Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- Какие благоприятные
возможности дают компании
- Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера, и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты. [10, c.145].
Итак, после проведения
SWOT-анализа более четко
Даже если Вы уверены, что и так прекрасно обо всем осведомлены, лучше все же проводить SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.
Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любой компании.
Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации.
В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.
1.3 SWOT – анализ как часть стратегического планирования
SWOT – анализ – это
оперативный диагностический
Это неотъемлемый элемент стратегического планирования, сущность которого заключается в постоянном пересмотре ответов на следующие вопросы: где сейчас находится организация; в каком направлении она должна развиваться в будущем; как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.
По мнению большинства специалистов, современный стратегический менеджмент - «это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей предприятия с интересами всех заинтересованных в его деятельности сторон. Он предполагает не только определение генерального курса развития предприятия и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций».
Очевидно, что необходима технология проведения постоянной диагностики как внутренних ресурсов и возможностей компании, так и внешней среды. Таким образом, упрощенно можно представить следующий алгоритм процесса стратегического управления:
Как видно, исходным пунктом процесса стратегического управления является формирование миссии компании. Это может быть философия деятельности организации – её предназначение, ценности и принципы деятельности либо миссия как представление главной цели деятельности фирмы. [11, c.145].
После формирования миссии, фирма разрабатывает для себя цели, которые должны дать ясное представление о направлении развития. По определению, «стратегические цели - это основные направления деятельности организации, ведущие к выполнению ее миссии».
Следующий важнейший этап - стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает фирма.
На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов. И затем – реализация наиболее эффективной стратегии и её корректировка, если существует такая необходимость.
В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако, в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более дешевых вариантов выработки стратегий. Но и для крупных компаний очень часто затраты на количественное обоснование выбора целей и стратегий, гораздо выше эффекта от их преимуществ, по сравнению с более простыми качественными методами.[3, c.45].
Поэтому как основной
инструмент регулярного стратегического
управления многие компании выбирают
матрицу «качественного»
Информация о работе Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме