Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, основной целью данной работы является проведение SWOT-анализа, выявить слабые и сильные стороны предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
- дать понятие SWOT-анализа
- дать понятие маркетинговых исследований
- определить место SWOT-анализа в маркетинговых исследованиях
- рассмотреть методику проведения SWOT-анализа
- разработать матрицу SWOT для ЗАО УМЖК «Приморская соя»

Файлы: 1 файл

свот-анализ.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В последние несколько  лет в российской экономике наблюдается  ужесточение процессов конкуренции  практически во всех отраслях. Вследствие этого для эффективного развития бизнеса перед собственниками и  менеджментом остро встает вопрос качественного стратегического планирования и анализа.

Если в эпоху становления  отечественного бизнеса совершение руководством компании даже грубых управленческих ошибок могло привести к незначительным потерям конкурентной позиции, то на данном этапе развития рынка цена ошибки многократно возросла. Одни из базовых элементов успешного развития бизнеса является стратегическое планирование.

Бизнес — это нескончаемая череда мелких и крупных сражений. Если перед битвой фирма не оценит свои сильные и слабые стороны предприятия, не определит рыночные возможности и угрозы (те самые неровности местности, которые приобретают огромное значение в разгар боя), её шансы на успех резко уменьшатся.

 Для того чтобы  получить ясную оценку сил  организации предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. Именно эта технология и есть объект исследования данной курсовой работы. Предмет исследования – использование SWOT-анализа в современном бизнесе.

Действительно, сегодня  интерес к проблемам стратегического  управления обостряют неожиданные изменения во внешней среде, требующие быстрой и адекватной реакции компании для поддержания и усиления её конкурентоспособности.

Внешняя среда, в которой  приходится действовать российским компаниям, становится качественно  иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а, значит, появляются непредсказуемые факторы риска. Очевидно, что и приоритеты управления смещаются при этом в область управления изменениями. Именно поэтому выбранная нами тема по-настоящему актуальна.

Исходя из этого, основной целью данной работы является проведение SWOT-анализа, выявить слабые и сильные стороны предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько  задач:

- дать понятие SWOT-анализа

- дать понятие маркетинговых исследований

- определить место  SWOT-анализа в маркетинговых исследованиях 

- рассмотреть методику  проведения SWOT-анализа

- разработать матрицу  SWOT для ЗАО УМЖК «Приморская соя»

Предмет исследования: организация проведения SWOT-анализа.

Объектом исследования курсовой работы является ЗАО УМЖК «Приморская соя».

В процессе написания  курсового проекта были использованы учебные пособия по стратегическому  менеджменту, таких авторов, как Баринов В.А., Зайцев Л.Г., Соколова М.И., Дэй Д., Уткин Э.А. и других, а также первичные документы организации и Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме

 

1.1 История  развития SWOT-анализа, как части стратегического планирования

В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Андревис впервые публично озвучил акроним SWOT

С 60-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования.

С появлением SWOT модели аналитики  получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.

В 1982 году профессор Хейнс Вайрих опубликовал работу [Weihrich, 1982] , в которой предложил новый вид SWOT модели. Свою SWOT модель он назвает как TOWS матрицу и рассматривает ее как «концептуальную основу систематического анализа , который облегчает сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними слабостями и силами организации» [Weihrich, 1982].

Основные направления  развития SWOT анализа:

- отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды.

- учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования.

- разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке. [1, c.327].

Динамический SWOT

Профессор Вайрих указал на необходимость построения SWOT матриц с определенной периодичностью.

Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT/TOWS моделей проф. Вайрих , используют матрицы balanced scorecard [S.F. Lee , Andrew Sai On Ko]. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.

В настоящее время  использование SWOT-анализа широко распространено. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах. [12, c. 134].

В процессе планирования, как показала российская практика, имеются трудности, определяемые усилием неопределенности деловой среды, возросшим количеством изменений в хозяйственной жизни, снижением предсказуемости подобных трансформаций. Стратегические схемы перестали соответствовать новому состоянию бизнеса. Кроме того, в теории и практике предпринимательства резко усилилось значение человеческого фактора, получила развитие концепция корпоративной культуры, приобрел популярность подход «внутрифирменной демократии».

В России на первом этапе  перестройки хозяйственной деятельности большинство руководителей новых и преобразованных компаний пошли на снижение роли планирования. Но в последующем планирование стало нормой работы. Что было вызвано усилением конкуренции. Появились новые рынки, в том числе и финансовые, что изменило характер условий деловой жизни. Компании стали диверсифицировать свою продукцию и услуги. Эти тенденции являются сейчас ведущими для рынков России. Меры по финансовой стабилизации усиливают эти тенденции. Предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы. [14].

 

 

 

1.2 Понятие и  назначение SWOT-анализа

 

 

      SWOT- анализ - распространенный вид анализа в маркетинге. SWOT (Strengths - сила, Weaknesses - слабость; Opportunities - возможности; Threats - угрозы)      

 SWOT- анализа позволяет упорядочить разрозненные представления о компании и конкурентном окружении и получить схему взаимодействия сил и   слабостей, возможностей и угроз. 

Стратегический анализ, который является необходимым этапом при определении эффективной  стратегии компании, в полном объеме доступен только очень крупным предприятиям. Для небольших компаний, а также ряда крупных предприятий в условиях динамично изменяющегося рынка SWOT- анализ является необходимым и доступным инструментом стратегического управления  компании.   

Области применения SWOT-анализа:  
1) Конкурентная разведка. SWOT-анализ широко применяется при сборе и изучении данных о конкурентах.  
2)Анализ факторов конкурентного окружения. На данный момент SWOT анализ является отдельным этапом структурирования и оценки информации при стратегическом планировании.  
3) планирование реализации стратегий.  [10, c. 118].  

SWOT-анализ  применяется для:        

-анализа факторов  конкурентного окружения. В настоящее  время в рамках технологий  стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.

- планирования реализации  стратегий. Для планирования реализации  стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.

- конкурентной разведки. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурента.[10, c.130]. 

Вопросы, на которые дает ответ SWOT-анализ:

- Использует ли компания  внутренние сильные стороны или  отличительные преимущества в  своей стратегии?

- Если компания не  имеет отличительных преимуществ,  то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- Являются ли слабости  компании ее уязвимыми местами  в конкуренции и/или они не  дают возможности использовать  определенные благоприятные обстоятельства?

- Какие слабости требуют  корректировки, исходя из стратегических соображений?

- Какие благоприятные  возможности дают компании реальные  шансы на успех при использовании  ее квалификации и доступа  к ресурсам?

- Какие угрозы должны  наиболее беспокоить менеджера, и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты. [10, c.145].

Итак, после проведения SWOT-анализа более четко представляются преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

Даже если Вы уверены, что и так прекрасно обо всем осведомлены, лучше все же проводить SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.

Кроме того, результаты анализа  и принятые на его основании решения  должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный  опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любой компании.

Правильно и вовремя  принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации.

В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.

 

1.3 SWOT – анализ как часть стратегического планирования

 

SWOT – анализ – это  оперативный диагностический анализ  организации и ее среды. Осуществляется  с целью выявления в потенциале  организации сильных и слабых сторон, угроз со стороны внешней среды, а также установления возможностей, предоставляемых фирме её внешней средой. [7, c. 112].

Это неотъемлемый элемент  стратегического планирования, сущность которого заключается в постоянном пересмотре ответов на следующие вопросы: где сейчас находится организация; в каком направлении она должна развиваться в будущем; как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.

По мнению большинства специалистов, современный стратегический менеджмент - «это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей предприятия с интересами всех заинтересованных в его деятельности сторон. Он предполагает не только определение генерального курса развития предприятия и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций».

Очевидно, что необходима технология проведения постоянной диагностики  как внутренних ресурсов и возможностей компании, так и внешней среды. Таким образом, упрощенно можно представить следующий алгоритм процесса стратегического управления: 

 

Как видно, исходным пунктом процесса стратегического управления является формирование миссии компании. Это  может быть философия деятельности организации – её предназначение, ценности и принципы деятельности либо миссия как представление главной  цели деятельности фирмы. [11, c.145].

После формирования миссии, фирма  разрабатывает для себя цели, которые  должны дать ясное представление  о направлении развития. По определению, «стратегические цели - это основные направления деятельности организации, ведущие к выполнению ее миссии».

Следующий важнейший этап - стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и  потребностям) внешней среды, в которой  работает фирма.

На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов. И затем – реализация наиболее эффективной стратегии и её корректировка, если существует такая необходимость.

В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако, в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более дешевых вариантов выработки стратегий. Но и для крупных компаний очень часто затраты на количественное обоснование выбора целей и стратегий, гораздо выше эффекта от их преимуществ, по сравнению с более простыми качественными методами.[3, c.45].

Поэтому как основной инструмент регулярного стратегического  управления многие компании выбирают матрицу «качественного» стратегического  анализа, которую еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы). [2, c. 345].

Информация о работе Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме