Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 07:17, курсовая работа
Исходя из этого, основной целью данной работы является проведение SWOT-анализа, выявить слабые и сильные стороны предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
- дать понятие SWOT-анализа
- дать понятие маркетинговых исследований
- определить место SWOT-анализа в маркетинговых исследованиях
- рассмотреть методику проведения SWOT-анализа
- разработать матрицу SWOT для ЗАО УМЖК «Приморская соя»
Под SWOT - анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз.
SWOT-анализ может быть проведён в течение любого реально имеющегося времени: от 1-2 часов до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2-3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками.
Анализ производится экспертами, хорошо знающими организацию, а также привлеченные эксперты других организаций, владеющими информацией о внешней среде организации.
SWOT-анализ позволяет, используя различные сочетания сильных сторон и возможностей (СИВ), слабых сторон и возможностей (СЛВ), сильных сторон и угроз (СИУ), усилить позицию организации или нейтрализовать влияние слабых сторон.
Сочетание слабых сторон и угроз (СЛУ) требует особого внимания, скорейшего устранения и мобилизации всех ресурсов, так как может привести к негативным последствиям
SWOT-анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств.
Для определения стратегии масложиркомбината составим SWOT-анализ. Для оформления результатов анализа используется табличная форма.
На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны
организации по схеме:
Æсильные стороны;
Æ слабые стороны;
Æвозможные угрозы;
Æ благоприятные возможности.
Таким образом, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы, (таблица 2).
Таблица 2 - Матрица SWOT-анализа
1. Сильные стороны: 1.1. Проверенные и надежные поставщики 1.2. Широкий ассортимент продукции 1.3. Хорошая репутация у потребителей 1.4. Большой рынок сбыта |
2. Слабые стороны: 2.1. Недостаток финансов 2.2. Устаревшее оборудование 2.3. Низкая квалификация сотрудников 2.4. необходимость частых
ремонтов и проверки |
3. Возможные угрозы: 3.1. Возникновение продуктов заменителей 3.2. Возможность стихийного бедствия, которое уничтожит сырье 3.3. Изменение потребностей и вкуса покупателей 3.4.Рост налогов |
4. Благоприятные возможности: 4.1.Расширение 4.2. Производство новых видов продукции 4.3. Государственная поддержка 4.4. Предоставление рабочих мест население |
Вторым этапом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и прочее. Если угроза значима для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высокой. Например, для 5 бальной шкалы оценок:
- очень сильная – 5 баллов;
- сильная – 4 балла;
- умеренная – 3 балла;
- слабая – 2 балла;
- нейтральная – 1 балл
Таким образом, получаем экспертную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (таблица 3).
Таблица 3 - Экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Сумм. оценка | ||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 | |||
Возможные угрозы |
3.1 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
19 |
3.2 |
5 |
5 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20 | |
3.3 |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
28 | |
3.4 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
13 | |
Благоприятные возможности |
4.1 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
27 |
4.2 |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
1 |
25 | |
4.3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
1 |
18 | |
4.4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
4 |
3 |
15 | |
Суммарная оценка |
21 |
27 |
18 |
24 |
28 |
19 |
16 |
12 |
На третьем этапе анализа результаты оценки по пятибалльной системе, приведенные в таблице 2, суммируются и представляются в виде матрицы (таблица 1.. Теперь можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды.
Таблица 4 - Суммарная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||
1.1. Проверенные и надежные поставщики |
21 |
2.1. Недостаток финансов |
28 |
1.2. Широкий ассортимент продукции |
27 |
2.2. Устаревшее оборудование |
19 |
1.3. Хорошая репутация у потребителей |
18 |
2.3. Низкая квалификация сотрудников |
16 |
1.4. Большой канал сбыта |
24 |
2.4. необходимость частых
ремонтов и проверки |
10 |
Возможные угрозы |
Благоприятные возможности | ||
3.1. Возникновение продуктов заменителей |
19 |
4.1. Расширение производительной линии |
27 |
3.2. Возможность стихийного бедствие, которое уничтожит сырье |
20 |
4.2. Производство новых видов продукции |
25 |
3.3. Изменение потребностей и вкусов покупателей |
28 |
4.3. Государственная поддержка |
18 |
3.4. Рост налогов |
13 |
4.4. Предоставление рабочих мест населению |
15 |
Затем на четвертом этапе рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами (СИУ) и возможностями (СИВ), а также слабых сторон с угрозами (СЛУ) и возможностями (СЛВ). При этом на пересечении строк и столбцов можно располагать как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями.
Такой анализ позволяет,
исходя из состояния внешней среды,
определить, насколько существенны
сильные стороны и слабы
Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на основе этих приоритетов распределять ресурсы между различными проблемами.
После определения количественных
характеристик следует
Таблица 5 - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 | ||
Возможные угрозы |
3.1 |
А |
Г |
Ж
|
Г |
И |
К |
Л | |
3.2 |
В | ||||||||
3.3 | |||||||||
3.4 | |||||||||
Благоприят-ные возможности |
4.1 |
Г | |||||||
4.2 | |||||||||
4.3 |
Д | ||||||||
4.4 |
З |
Расшифровка значений таблицы 5:
А – Дальнейшее повышение качества, исходя из требований потребителей
Б – Освоение новой продукции
В – Получение налоговых льгот
Г – Увеличение объемов продукции
Д – Получение от государства финансовой поддержки
Ж – Улучшение качества продукции
З – Ввод новых технологий
И – Оборудование требует затрат на замену и ремонт
К – Повышение квалификации сотрудников
Л – Помощь в приобретении нового оборудования
Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (таблица 6).
Таблица 6 - Количественная оценка проблем компании
Проблема |
Оценка |
Ввод новых технологий (4 + 4 + 4) |
12 |
Дальнейшее повышение качества, исходя из требований потребителей (4 + 4 + 1) |
9 |
Увеличение объемов продукции (4 + 4) |
8 |
Получение налоговых льгот |
5 |
Получение от государства финансовой поддержки |
4 |
Повышение квалификации сотрудников (1 + 4) |
5 |
Ввод новых технологий (1 + 4 + 4) |
9 |
Улучшение качества продукции(4+3+4+4+3) |
18 |
Оборудование требует затрат на замену и ремонт(3 + 3) |
6 |
Помощь в приобретение оборудования |
3 |
Освоение новой продукции(2 + 5 + 4 + 2) |
13 |
Вывод: Данный анализ выявил слабые стороны предприятия, (которые нужно устранить): недостаток финансов, устаревшее оборудование, низкая квалификация сотрудников и необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования.
Также с помощью него определились те мероприятия, которые нужно выполнить, чтобы устранить угрозы. Это такие мероприятия: ввод новых технологий, увеличение объемов продукции, выход на новые рынки, улучшение качества продукции, заменить и отремонтировать оборудование.
Заключение
Подводя итог, можно высказать гипотезу, что главный риск прямого применения SWOT-анализа заключается даже не в том, что в реальной действительности невозможно учесть все факторы внешней среды и внутреннего состояния предприятия, чем обычно объясняют опасность прямого использования тех или иных моделей стратегического управления, а в том, что эти, на первый взгляд, очень простые модели рассмотрены западными специалистами утилитарно, на недостаточном уровне абстракции.
Поэтому необходимо учитывать следующее:
Не нужно буквально
следовать рекомендациям
В то же время для повышения эффективности использования таких инструментов, как SWOT-анализ, следует аккуратнее вникать в суть предлагаемых различными авторами технологических рекомендаций, пытаясь глубже осмыслить, что стоит за этими рекомендациями.
Информация о работе Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме