Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, основной целью данной работы является проведение SWOT-анализа, выявить слабые и сильные стороны предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
- дать понятие SWOT-анализа
- дать понятие маркетинговых исследований
- определить место SWOT-анализа в маркетинговых исследованиях
- рассмотреть методику проведения SWOT-анализа
- разработать матрицу SWOT для ЗАО УМЖК «Приморская соя»

Файлы: 1 файл

свот-анализ.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

Под SWOT - анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз.

SWOT-анализ может быть  проведён в течение любого  реально имеющегося времени: от 1-2 часов до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2-3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками.

Анализ производится экспертами, хорошо знающими организацию, а также привлеченные эксперты других организаций, владеющими информацией  о внешней среде организации.

SWOT-анализ позволяет,  используя различные сочетания  сильных сторон и возможностей (СИВ), слабых сторон и возможностей (СЛВ), сильных сторон и угроз (СИУ), усилить позицию организации или нейтрализовать влияние слабых сторон.

Сочетание слабых сторон и угроз (СЛУ) требует особого внимания, скорейшего устранения и мобилизации всех ресурсов, так как может привести к негативным последствиям

SWOT-анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств.

Для определения стратегии  масложиркомбината составим SWOT-анализ. Для оформления результатов анализа используется табличная форма.

На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны

организации по схеме:

Æсильные стороны;

Æ слабые стороны;

Æвозможные угрозы;

Æ благоприятные возможности.

Таким образом, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы, (таблица 2).

Таблица 2 - Матрица SWOT-анализа

1. Сильные стороны:

1.1. Проверенные и надежные  поставщики

1.2. Широкий ассортимент  продукции

1.3. Хорошая репутация  у потребителей

1.4. Большой рынок сбыта

2. Слабые стороны:

2.1. Недостаток финансов

2.2. Устаревшее оборудование

2.3. Низкая квалификация  сотрудников

2.4. необходимость частых  ремонтов и проверки технического  состояния оборудования

3. Возможные угрозы:

3.1. Возникновение продуктов заменителей

3.2. Возможность стихийного бедствия, которое уничтожит сырье

3.3. Изменение потребностей и вкуса покупателей

3.4.Рост налогов

4. Благоприятные возможности:

4.1.Расширение производственной  линии

4.2. Производство новых  видов продукции 

4.3. Государственная поддержка

4.4. Предоставление рабочих мест население


 

Вторым этапом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и прочее. Если угроза значима для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высокой. Например, для 5 бальной шкалы оценок:

- очень сильная   – 5 баллов;

- сильная             – 4 балла;

- умеренная      – 3 балла;

- слабая            – 2 балла;

- нейтральная   – 1 балл

Таким образом, получаем экспертную оценку проблем, возникших  на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и  возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (таблица 3).

 Таблица 3 - Экспертная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Сумм.

оценка

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

 

Возможные

угрозы

3.1

4

4

3

2

2

2

1

1

19

3.2

5

5

1

5

1

1

1

1

20

3.3

2

4

4

5

5

4

3

1

28

3.4

1

2

1

1

5

1

1

1

13

 

Благоприятные возможности

4.1

4

4

3

4

4

3

2

3

27

4.2

1

4

4

4

4

4

3

1

25

4.3

3

3

1

2

4

3

1

1

18

4.4

1

1

1

1

3

1

4

3

15

Суммарная оценка

21

27

18

24

28

19

16

12

 

 

На третьем этапе анализа результаты оценки по пятибалльной системе, приведенные в таблице 2, суммируются и представляются в виде матрицы (таблица 1.. Теперь можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды.

 

Таблица 4 - Суммарная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1.1. Проверенные и надежные поставщики

21

2.1. Недостаток финансов

28

1.2. Широкий ассортимент  продукции

27

2.2. Устаревшее оборудование

19

1.3. Хорошая репутация  у потребителей

18

2.3. Низкая квалификация  сотрудников

16

1.4. Большой канал сбыта

24

2.4. необходимость частых  ремонтов и проверки технического  состояния оборудования

10

Возможные  угрозы

Благоприятные возможности

3.1. Возникновение продуктов заменителей

19

4.1. Расширение производительной  линии

27

3.2. Возможность стихийного  бедствие, которое уничтожит сырье

20

4.2. Производство новых  видов продукции

25

3.3.  Изменение потребностей  и вкусов покупателей

28

4.3. Государственная поддержка

18

3.4. Рост налогов

13

4.4. Предоставление рабочих  мест населению

15


 

Затем на четвертом этапе рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами (СИУ) и возможностями (СИВ), а также слабых сторон с угрозами (СЛУ) и возможностями (СЛВ). При этом на пересечении строк и столбцов можно располагать как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями.

Такой анализ позволяет, исходя из состояния внешней среды, определить, насколько существенны  сильные стороны и слабы слабые, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды. При этом сравнивать можно количественные оценки сильных сторон между собой и со слабыми сторонами, так же, как и угрозы можно сравнивать между собой и с возможностями.

Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на основе этих приоритетов распределять ресурсы между различными проблемами.

После определения количественных характеристик следует сформулировать возникшие проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом, получаем проблемное поле компании (таблица 5).

Таблица 5 - Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

 

Возможные

угрозы

3.1

А

 

 

Г

 

 

 

Ж

 

 

 

Г

 

 

 

И

 

 

К

 

 

Л

3.2

 

Б

В

3.3

3.4

 

Благоприят-ные возможности

4.1

 

Г

4.2

4.3

Д

4.4

З


 

 

Расшифровка значений таблицы 5:

А – Дальнейшее повышение качества, исходя из требований потребителей

Б  –  Освоение новой  продукции

В – Получение налоговых льгот

Г  – Увеличение объемов продукции

Д  – Получение от государства финансовой поддержки

Ж – Улучшение качества  продукции

          З –  Ввод новых технологий

          И – Оборудование требует затрат на замену и ремонт

          К – Повышение квалификации сотрудников

         Л – Помощь в приобретении нового оборудования

Сформулированные таким  образом проблемы могут быть количественно  оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма  экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (таблица 6).

Таблица 6 -  Количественная оценка проблем компании

Проблема

Оценка

Ввод новых технологий (4 + 4 + 4)

12

Дальнейшее повышение  качества, исходя из требований потребителей (4 + 4 + 1)

9

Увеличение объемов  продукции (4 + 4)

8

Получение налоговых  льгот

5

Получение от государства  финансовой поддержки

4

Повышение квалификации сотрудников (1 + 4)

5

Ввод новых технологий (1 + 4 + 4)

9

Улучшение качества  продукции(4+3+4+4+3)

18

Оборудование требует  затрат на замену и ремонт(3 + 3)

6

Помощь в приобретение оборудования

3

Освоение новой продукции(2 + 5 + 4 + 2)

13


 

Вывод: Данный анализ выявил слабые стороны предприятия, (которые нужно устранить): недостаток финансов, устаревшее оборудование, низкая квалификация сотрудников и необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования.

Также с помощью него определились те мероприятия, которые  нужно выполнить, чтобы устранить  угрозы. Это такие мероприятия: ввод новых технологий, увеличение объемов продукции, выход на новые рынки, улучшение качества продукции, заменить и отремонтировать оборудование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно высказать гипотезу, что главный риск прямого применения SWOT-анализа заключается даже не в том, что в реальной действительности невозможно учесть все факторы внешней среды и внутреннего состояния предприятия, чем обычно объясняют опасность прямого использования тех или иных моделей стратегического управления, а в том, что эти, на первый взгляд, очень простые модели рассмотрены западными специалистами утилитарно, на недостаточном уровне абстракции.

Поэтому необходимо учитывать  следующее:

Не нужно буквально  следовать рекомендациям авторов  стратегических моделей, чтобы не «прогореть». Необходимо помнить, что предложенные модели придумали обычные люди, поэтому не следует ограничиваться прочитанным – нужно смелее развивать изученное, опираясь на свой практический опыт и здравый смысл.

В то же время для повышения эффективности использования таких инструментов, как SWOT-анализ, следует аккуратнее вникать в суть предлагаемых различными авторами технологических рекомендаций, пытаясь глубже осмыслить, что стоит за этими рекомендациями.

Информация о работе Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме