Теория управления. Закономерности управления различными системами.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:42, лекция

Описание работы

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 54.61 Кб (Скачать файл)

1. Теория управления. Закономерности управления различными  системами.

 

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Управление  любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

 

2.Этапы развития теории и практики менеджмента

 

Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления»  началось признание менеджмента  как науки и самостоятельной  области исследования. Ф. Тейлор и  его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению — самостоятельная специальность, и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

Авторы  концепции научного управления посвящали  свои исследования в основном проблемам  управления производством и вопросам повышения эффективности производства, в частности.

В 1920-е гг. получила развития концепция  административного управления, направленная на разработку общих проблем и  универсальных принципов управления фирмой в целом. В рамках концепции  административного управления было сформулировано понятие организационной  структуры фирмы как иерархической  системы. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что  для более эффективного достижения целей фирмой можно управлять  систематизировано.

В 1930-е гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Американский  психолог А. Маслоу (он же А. Маслов — русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

Согласно  этой концепции производительность труда рабочих может увеличиваться  не только в связи с увеличением  заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности  рабочих своим трудом и отношениями  в коллективе.

Рассмотренная концепция базируется на положении  о том, что основу увеличения производительности труда работников составляет применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности  работников результатами своего труда.

Системный подход к управлению, получивший развитие в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов — разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.

Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий — функций управления (планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения.

Ситуационный  подход к управлению, получивший распространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией — конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой.

Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий  данной ситуации.

Концепция управления с позиций науки о  поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е годы, основана на повышении эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику через создание своих собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями. Таким образом, в этой концепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры).

В 1990-е гг. наибольшее распространение  получила концепция инновационного подхода, для которой характерны: целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции. В системе координат выполняемые функции — довольство клиентов (потребителей) на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию «цена-качество». Существует такая группа товаров, которая только что появилась на рынке — инновационная. Эта группа товаров характеризуется высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами.

На  пороге XXI в. наибольшее развитие получила концепция управления по целям (отраслевой менеджмент: финансовый, персональный, в проектировании, в маркетинге, в производстве), ориентированная на инновационные и международные процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления.

Концепция управления по целям предполагает трансформацию  глобальной цели организации для  конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и  т.д.

Иными словами каждый сотрудник организации  должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функциональную задачу.

В настоящее время активно формируется концепция информационных технологий, которые все больше проникают в современную жизнь человека.

Таким образом, менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению  производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся  условий во внутренней и внешней  среде.

 

3.Понятие «менеджмент», «менеджер», «предприниматель»

 

Менеджмент  — вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма.

Менеджмент  — это управление в условиях рынка, означающее:

♦ ориентацию фирмы на спрос и потребности  рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производимых видов  продукции, пользующихся спросом и  способных принести фирме намеченную прибыль;

♦ постоянное стремление к повышению  эффективности производства, к получению  оптимальных результатов с наименьшими  затратами;

♦ хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую ей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности фирмы;

♦ постоянную корректировку целей  и программ в зависимости от состояния  рынка;

Термин  «менеджмент» — синоним термина  «управление» но в более узком  смысле. Термин «менеджмент» применяете, как правило, лишь к управлению социально-экономический  процессами фирмы в рыночных условиях.

Менеджмент  как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависит от собственности на капитал  фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая  по найму.

Менеджер  – это человек, имеющий профессиональную управленческую подготовку и функционирующий  в условиях рынка.

Менеджер  обеспечивает связь и единство всего  производственного процесса, объединяет работников различных специальностей (инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров) работающих под руководством менеджера.

Увеличение  размеров предприятия, сложности технологии обусловили возросшие требования к  управлению. В современных условиях все решения по финансовым, организационным  и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами  в области организации управления, которые осуществляют наблюдение и  контроль выполнения принятых решений.

Профессиональный  менеджмент как самостоятельный  вид деятельности предполагает наличие  субъекта этой деятельности — специалиста-менеджера, а в качестве объекта — хозяйственную  деятельность фирмы или отдельную  ее сферу.

Под хозяйственной деятельностью в  определении менеджмента понимается деятельность фирмы в любой отрасли  экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, сфере услуг, банковском деле, страховой деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (НИОКР, производство, сбыт, финансы), направленная на получение прибыли как конечного  результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.

Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм, которые  осуществляют свою деятельность в целях  получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой  деятельности. Предприниматель –  это хозяйствующий субъект (физическое лицо или организация) действующий  по собственной инициативе и на свой риск с целью систематического получения  прибыли в условиях рынка.

 

4.Модели менеджмента (японская, американская). Функции менеджмента, их характеристика

 

Истоки  разнообразия моделей менеджмента  лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.

Рассмотрим  американскую, японскую и европейскую  модели менеджмента. В указанных  моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании  основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

1) планирование (включая миссию, цели  и прогнозирование);

2) организация (включая порядок  использования власти, разрешение  конфликтов);

3) связующие процессы (включая, коммуникации  и методы принятия решений);

4) обеспечение эффективности деятельности  организации (включая, управление  трудовыми ресурсами, функционированием  операционных производственных  систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

1) планирование;

2) организация работы;

3) оперативное руководство;

4) мотивация;

5) координация;

6) контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:

1) определение цели;

2) получение информации;

3) планирование;

4) принятие решений;

5) реализация;

6) контроль.

Если  сопоставить представленные школы  менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента  большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию  как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности  любой организации ассоциируется  с высококвалифицированным и  активным персоналом. Поэтому мотивации  придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента  большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской  моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между  собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать  американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую — как занимающую промежуточное положение.

 

Особенности управления

Япония

США

Комплексное профилактическое обслуживание оборудования

производственным персоналом

специальными ремонтно-профилактическими

службами

Управление материально-техническими ресурсами

поставка ресурсов ровно в том  объеме, который необходим в данный момент времени (то есть жесткая экономия на материально-технических запасах)

поставки крупных партий ресурсов с малой частотой (то есть меньшая  требовательность к минимизации  материально-технических запасов);

Система принятия решений

право принимать решения предоставлено  работникам, находящимся на ступень  ниже, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью

Высокая степень централизации межфункциональных отношений при принятии решений

Средства дости-

огромное значение придает-

значим именно результат,

жения успеха

ся средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата

героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для  этого средств

Направленность

направленность на служение

значим именно результат,

действий

людям, обществу - альтруизм, как возможность  сделать себе имя

героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для  этого средств; даже в действиях, направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды

Решение проблем

поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться «гармонии», постепенного сближения  позиций друг друга

решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем

Связь с предпри-

Высокая - отношениями

Низкая - отсутствие от-

ятием

преданности и взаимной ответственности, пожизненный найм

ношении преданности и взаимной ответственности, частая смена работы

Число уровней

5

11—12

Действия компании при временном  снижении спроса на продукцию

Сокращение общего количества часов  работы. Направление некоторых работников на учебу или другие участки работы, где не сильно повлияло падение спроса

Сокращение штата сотрудников

Увольнение работников

Негативно влияет на репутацию фирмы  и работника, которого на другом предприятии  будут рассматривать как низкопроизводительную рабочую силу

Не оказывает негативного влияния  на репутацию фирмы и не столь  существенно влияет на репутацию  работника. Трудовая мобильность поощряется

Информация о работе Теория управления. Закономерности управления различными системами.