Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:42, лекция
Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).
1. Теория управления.
Закономерности управления
Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).
2.Этапы развития теории и практики менеджмента
Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению — самостоятельная специальность, и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.
Авторы
концепции научного управления посвящали
свои исследования в основном проблемам
управления производством и вопросам
повышения эффективности
В
1920-е гг. получила развития концепция
административного управления, направленная
на разработку общих проблем и
универсальных принципов
В 1930-е гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Американский психолог А. Маслоу (он же А. Маслов — русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.
Согласно
этой концепции производительность
труда рабочих может
Рассмотренная
концепция базируется на положении
о том, что основу увеличения производительности
труда работников составляет применение
приемов управления межличностными
отношениями для повышения
Системный подход к управлению, получивший развитие в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов — разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.
Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий — функций управления (планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т.д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения.
Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией — конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой.
Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации.
Концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е годы, основана на повышении эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику через создание своих собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями. Таким образом, в этой концепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры).
В 1990-е гг. наибольшее распространение получила концепция инновационного подхода, для которой характерны: целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции. В системе координат выполняемые функции — довольство клиентов (потребителей) на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию «цена-качество». Существует такая группа товаров, которая только что появилась на рынке — инновационная. Эта группа товаров характеризуется высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами.
На пороге XXI в. наибольшее развитие получила концепция управления по целям (отраслевой менеджмент: финансовый, персональный, в проектировании, в маркетинге, в производстве), ориентированная на инновационные и международные процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления.
Концепция управления по целям предполагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и т.д.
Иными словами каждый сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функциональную задачу.
В
настоящее время активно
Таким образом, менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.
3.Понятие «менеджмент», «менеджер», «предприниматель»
Менеджмент
— вид профессиональной деятельности,
направленной на достижение намеченных
целей в рыночных условиях путем
рационального использования
Менеджмент — это управление в условиях рынка, означающее:
♦ ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организацию производимых видов продукции, пользующихся спросом и способных принести фирме намеченную прибыль;
♦
постоянное стремление к повышению
эффективности производства, к получению
оптимальных результатов с
♦
хозяйственную
♦ постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
Термин «менеджмент» — синоним термина «управление» но в более узком смысле. Термин «менеджмент» применяете, как правило, лишь к управлению социально-экономический процессами фирмы в рыночных условиях.
Менеджмент
как самостоятельный вид
Менеджер – это человек, имеющий профессиональную управленческую подготовку и функционирующий в условиях рынка.
Менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса, объединяет работников различных специальностей (инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров) работающих под руководством менеджера.
Увеличение
размеров предприятия, сложности технологии
обусловили возросшие требования к
управлению. В современных условиях
все решения по финансовым, организационным
и экономическим вопросам подготавливаются
и вырабатываются профессионалами
в области организации
Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие субъекта этой деятельности — специалиста-менеджера, а в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы или отдельную ее сферу.
Под
хозяйственной деятельностью в
определении менеджмента
Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Предприниматель – это хозяйствующий субъект (физическое лицо или организация) действующий по собственной инициативе и на свой риск с целью систематического получения прибыли в условиях рынка.
4.Модели менеджмента (японская, американская). Функции менеджмента, их характеристика
Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.
Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента. В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.
В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:
1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);
2) организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);
3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);
4)
обеспечение эффективности
В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:
1) планирование;
2) организация работы;
3) оперативное руководство;
4) мотивация;
5) координация;
6) контроль.
В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:
1) определение цели;
2) получение информации;
3) планирование;
4) принятие решений;
5) реализация;
6) контроль.
Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.
В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.
В
японской школе менеджмента основа
эффективности
В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.
Сравнительный
анализ американской, японской и европейской
моделей менеджмента
В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую — как занимающую промежуточное положение.
Особенности управления |
Япония |
США |
Комплексное профилактическое обслуживание оборудования |
производственным персоналом |
специальными ремонтно- службами |
Управление материально- |
поставка ресурсов ровно в том
объеме, который необходим в данный
момент времени (то есть жесткая экономия
на материально-технических |
поставки крупных партий ресурсов
с малой частотой (то есть меньшая
требовательность к минимизации
материально-технических |
Система принятия решений |
право принимать решения |
Высокая степень централизации |
Средства дости- |
огромное значение придает- |
значим именно результат, |
жения успеха |
ся средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата |
героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств |
Направленность |
направленность на служение |
значим именно результат, |
действий |
людям, обществу - альтруизм, как возможность сделать себе имя |
героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств; даже в действиях, направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды |
Решение проблем |
поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться «гармонии», постепенного сближения позиций друг друга |
решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем |
Связь с предпри- |
Высокая - отношениями |
Низкая - отсутствие от- |
ятием |
преданности и взаимной ответственности, пожизненный найм |
ношении преданности и взаимной ответственности, частая смена работы |
Число уровней |
5 |
11—12 |
Действия компании при временном снижении спроса на продукцию |
Сокращение общего количества часов
работы. Направление некоторых |
Сокращение штата сотрудников |
Увольнение работников |
Негативно влияет на репутацию фирмы
и работника, которого на другом предприятии
будут рассматривать как |
Не оказывает негативного |
Информация о работе Теория управления. Закономерности управления различными системами.