Теория управления. Закономерности управления различными системами.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:42, лекция

Описание работы

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 54.61 Кб (Скачать файл)

5) физиологические потребности (питание,  одежда, жилье).

Первичные потребности (четвертого и пятого уровня) часто удовлетворяются с помощью  денег. Но деньги, по оценкам специалистов, побуждают к действиям лишь 30—50% работников. Остальных побуждают  к действиям более возвышенные  потребности: в знаниях, авторитете, творчестве.

А. Маслов утверждал, что после удовлетворения очередной потребности ее влияние  на поведение человека прекращается. Но речь не идет о том, что после  полного удовлетворения потребности  нижестоящего уровня на человека начинает влиять потребность следующей более  высокой ступени. Это планомерное  поэтапное заполнение выделенных уровней  снизу вверх.

Физиологические потребности

Д. Мак-Клелланд дополнил модель Маслова потребностями успеха и власти (уровни 1, 2 по А. Маслову), соучастия (уровень 3).

Следующей попыткой расширить и перегруппировать круг изучаемых потребностей стала  двухфакторная модель мотивации  Ф. Герцберга, получившая развитие в середине 1950-х гг., выделившая в отдельные группы факторы здоровья (или гигиенические) и мотивирующие.

Внешние факторы здоровья (уровни 3—5 по А. Маслову) связаны в модели Ф. Герцберга с условиями работы, оплатой труда, социальными благами, статусом в организации, взаимоотношениями в коллективе, уважительным отношением и политикой руководства и т.д.).

Внутренние  по отношению к содержанию работы факторы мотивации (уровни 1, 2 по А. Маслову) определяются в двухуровневой модели Ф. Герцберга возможностями человека профессионально обучаться и повышать квалификацию; интересной работой; продвижением по службе; общественным признанием.

Из  необходимости объединить потребности  в отдельные группы исходил и  К. Альдерфер в своей теории ERG. Он выделил три группы потребностей: потребности существования (уровни 4, 5 по А. Маслову); потребности связи (уровень 3 по А. Маслову), отражающие социальную природу человека; потребности роста (уровни 1, 2 по А. Маслову).

Крупнейший  отечественный психолог Л.С. Выгодский  сделал вывод о том, что в психике  человека присутствуют два уровня развития — низший и высший, которые обуславливают  развитие соответствующих (низших и  высших) потребностей параллельно и  самостоятельно. При этом удовлетворить  потребности одного уровня средствами другого уровня невозможно.

Потребности низшего уровня первичны, они физиологичны по своей природе. Формы их удовлетворения напрямую связаны с материальным стимулированием. Высшие потребности  социальны в плане их формирования и духовны в плане их ощущения. Они удовлетворяются лишь посредством  использования высших психических  функций человека, и прежде всего  творческой трудовой деятельности (к  которой относится и научная  деятельность, связанная с реализацией  сложных многоплановых задач), в  которых самовыражается личность. Применяемая для стимулирования трудовой деятельности методика двойной мотивации предполагает материальное стимулирование на уровне, необходимом для удовлетворения низших (физиологических) потребностей, и социальное (духовное) стимулирование — на уровне удовлетворения высших потребностей. Это учение Л.С. Выгодского было развито в работах А.Н. Леонтьева; и Б.Ф. Ломова.

Отметим, что в основе всех рассмотренных  выше теорий (А. Маслова, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера, Л.С. Выгодского), образующих первую группу, лежит изучение потребностей и их мотивационного воздействия на человека

Мотивационные теории «поля»

Вторую  группу теорий мотивации условно  именуют теориями «поля». В них  определяется, каким образом среда  обитания и организационная культура предприятия («поле») стимулируют трудовую деятельность работника и формируют  его мотивационную сферу, т. е. в  теориях «поля» изучается сегмент  «стимул — цель». Известна «теория X», согласно которой большинство людей ненавидят работу. Однако Д. Мак-Грегор в своей концепции социальных процессов формирования потребностей и на их основе мотивов как функции среды обитания, именуемой «теорией У», опроверг теорию «X». Д. Мак-Грегор утверждал, что для большинства людей работать так же естественно, как и отдыхать. Поэтому не следует угрозами и принуждением заставлять людей работать. Наоборот, нужно создать атмосферу, благоприятствующую проявлению человеком своих лучших качеств, включая то, что называют преданностью целям организации. Преданность и заинтересованность будут проявляться в той степени, в которой работник увидит в реализации общих целей способ удовлетворить свои потребности высшего порядка. Эта теория получила свое развитие в разработанной профессором Калифорнийского университета В. Оучи «теории Z». В ней на основе изучения японского опыта мотивации персонала рекомендуется создать ситуацию отождествления работником себя с нанявшей его фирмой. Дальнейшее развитие эти теории получили в концепции организационного роста Литвина—Стрингера, разработанной на основе теории Мак-Клеланда. Здесь под «полем» понимается организационная культура, социальная среда обитания индивида, складывающаяся из множества взаимосвязанных факторов и формирующая его отношение к работе, людям, потреблению, творчеству, карьере и т.д.

При этом утверждается, что, изменяя параметры  «поля», можно оказывать глубокое формирующее воздействие на личность работника и его мотивационную  сферу.

 

8.Формальные и неформальные группы в организации

Группа  — это союз двух и более людей, объединившихся вместе для достижения конкретных целей.

Группы  могут быть как формальными, так  и неформальными.

Формальные  группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для решения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на постоянной основе (например, отделы в организации), и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных заданий (например, группа, готовящая презентацию продукции на выставке).

Неформальные  группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например, группа коллег, объединившихся для участия в спортивных соревнованиях. Такого рода группы оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

Наиболее  частыми причинами, объединения  людей в группы, являются следующие  потребности: достижение целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного  статуса.

Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее  и увереннее в решении различных  проблем. Кроме того, принадлежность к определенной группе, (например к профессиональной ассоциации), может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди родственников и знакомых. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов, то, чего нередко трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Обычно, объединяясь в группы,  люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей.

Например, объединяясь в профессиональные ассоциации, союзы и др. общественные организации, люди одновременно стремятся  удовлетворить свои потребности  в защите прав и социальных гарантий, общении, самоуважении, усилении своей  власти для достижения конкретных целей.

Эффективность работы группы зависит от возможностей ее членов, включая:

♦ уровень квалификации, профессиональные способности и возможности;

♦ личностные морально-этические качества.

Рассматривая профессиональные способности членов группы, необходимо отметить, что эффект работы группы не определяется простой суммой возможностей каждого из ее членов. Эффективность работы группы будет во многом определяться способностями каждого из входящих в нее индивидов. Зачастую тот член группы, который обладает очень высокой квалификацией и во многом предопределяет успех группы, становится если не формальным, то неформальным лидером. При этом очень важно, чтобы этот лидер получал удовлетворение от работы и чувствовал понимание со стороны руководства.

Личностные  морально-этические качества членов группы также имеют непосредственное отношение к ее эффективности. Коммуникабельность, независимость и самостоятельность сотрудников в работе, безусловно, повышают эффективность группы. B то же время, такие качества как властолюбие, эгоизм, стремление выглядеть успешным на фоне подстроенных коллегам неудач, негативно сказывается на работе всего коллектива.

В развитии различных групп могут  быть выявлены следующие общие закономерности, представленные в виде пятиступенчатой  модели развития группы:

Начальная стадия формирования, как правило, характеризуется неопределенностью относительно целей группы и ее структуры. Поначалу не всегда ясно, кто является истинным лидером группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается тогда, когда люди, входящие в группу начинают отчетливо понимать, что они являются неотъемлемой частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт — это вторая стадия развития группы. Для нее характерна борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. По завершении этой стадии становится ясно, кто в данной группе является лидером (в случае формальной группы — неформальным лидером).

Обеспечение сплоченности членов труппы. На этой стадии отношения между членами группы становятся более тесными. Одновременно, появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия  наивысшей работоспособности и  производительности. На данной стадии группа полностью функциональна, поскольку энергия ее членов направлена не на борьбу за власть и не на распределение ролей, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная  стадия существования для временных групп, созданных на время выполнения конкретных задач, связана с периодом выполнения этих самых задач. Чем ближе к завершению работы над проектом, чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем отчетливее понимание членами группы того факта, что данная группа скоро прекратит свое существование и тем сильнее мысли членов группы связаны с перспективами своей работы в новом коллективе. Производительность работы группы в этот период может существенно снижаться.

 

9.Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания

 

Третью  группу теорий мотивации называют процессуальной. Если первая группа теорий мотивации  изучает структуру и содержание потребностей, вторая — мотивы и  стимулы (этап «стимул-цель»), то объектом изучения теорий группы теорий является ступень «цель-действие».

То  есть изучение того, что заставляет человека действовать (или бездействовать), направлять (или не направлять) свои усилия на достижение поставленной цели.

Из  процессуальных теорий наиболее известны: теория ожидания, теория подкрепления, теория справедливости и комплексная модель Портера—Лоулера. Согласно теории мотивации уравнение действенности имеет вид:

Действенность = f (Способность х Мотивация).

Теория  ожидания акцентирует внимание на том, почему люди выбирают определенную линию поведения, и на объяснении такого выбора. Эта теория представлена работами американского философа и социолога В. Врума. Она исходит из предположения, что во многих ситуациях люди сознательно оценивают альтернативные линии поведения и выбирают ту, которая приводит, по их мнению, к нужным результатам. При этом мотивация складывается из трех сомножителей:

Прогнозируемый  стимул к работе = Ожидания х Валентность х Инструментальность.

Ожидание (соотношение «затраты труда» —  «результат») — это предполагаемая взаимосвязь между действиями (под  которыми понимается сознательное поведение, контролируемое человеком) и результатами (под которыми понимаются будущие  события, которые могут и не находиться под контролем человека, т.е. их появление  носит вероятностный характер). Ожидание, как и вероятность варьируется от 0 до 1.

Валентность («результат»-»вознаграждение») — это сила предпочтения человека в отношении данного результата. То есть вероятностный уровень желанности результата с точки зрения вознаграждения.

Инструментальность («исполнение»-»результат») — предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями (между получением положительного результата работы и получением обещанного вознаграждения).

Теория  ожидания имеет большое значение для научных работников, поскольку  этот вид деятельности носит ярко выраженный поисковый характер.

Теория  подкрепления базируется на принципе — можно изменить поведение путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных.

Теория  справедливости предполагает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждение к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других лиц, выполняющих аналогичную работу. Поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна. Она определяется чувством справедливости. Справедливое вознаграждение увеличивает интенсивность труда, а любые формы дискриминации существенно снижают ее.

Одна  из лучших процессуальных моделей — комплексная модель Портера—Лоулера, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Модель Портера—Лоулера увязывает затраченные усилия с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Успешная мотивация, следовательно, включает: прямую зависимость достигнутых результатов и эффективности работы от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей работника, а также от сознания им своей роли в процессе труда; прямую зависимость затраченных усилий от ценности и справедливости вознаграждения; необходимость сочетания внутреннего и внешнего вознаграждений для наиболее полного удовлетворения потребностей работника.

Информация о работе Теория управления. Закономерности управления различными системами.