Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:42, лекция
Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).
4.Функции менеджмента, их характеристика
Структура
современной организации (фирмы) образует
единое целое благодаря
Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются направления и пути их решения, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.
Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления:
♦ функций маркетинга — для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития);
♦ функций планирования — для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);
♦
функций организации — для
налаживания организационных
♦
функций оперативного руководства
— для мгновенного
♦ функций контроля — для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);
♦
функций мотивации — для
Организационно-технические функции аппарата управления включают в себя:
♦ сбор, систематизацию, обработку и анализ информации;
♦ выработку и принятие решений;
♦ доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения;
♦ проведение контроля выполнения решений.
Существование развитых функций управления необходимо, но недостаточно для осуществления управленческой деятельности, поскольку необходимы также экономические рычаги и инструменты.
Таким образом, функции управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация) и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый хозяйственный механизм управления.
5.Системный подход и его сущность
Усиление
взаимосвязанности всех сторон деятельности
организации (производственной, финансовой,
маркетинговой, социальной, экологической
и проч.), а также расширение, усложнение
и интенсификация как внутренних,
так и внешних отношений
Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.
В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.
Одним
из представителей системного подхода,
впервые рассмотревшим
По мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.
Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти.
Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.
Другим представителем системного подхода можно считать П. Друкера, который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.
Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, во-первых, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он — «дирижер оркестра».
Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения.
6.Виды организационных структур управления
По организационной структуре различают следующие организации: линейные, функциональные, линейно-функциональные, штабные, дивизионные, матричные, а также проблемно-ориентированные и программно-ориентированные.
Линейный вариант предполагает строгую вертикальную иерархию в управлении, которая существенно удлиняет путь от одного исполнителя к другому, но практически нейтрализует проблемы подчиненности.
Функциональная структура организации предполагает горизонтальное разделение обязанностей между подразделениями организации.
Линейно-функциональная структура предполагает сочетание первых двух структур в крупных организациях.
Штабная организационная структура предполагает, что решение руководителю готовит аппарат специалистов (штаб).
Дивизионная организационная структура предполагает, что помимо общих функциональных подразделений, обслуживающих всю организацию, существуют дивизионы, которые могут строиться: по продукту, по региону, по потребителю и т.д.
Проблемы дивизионной организации, в которой затруднено перераспределение различного рода ресурсов, во многом устранены в матричной структуре.
Для матричной структуры характерно активное переключение различного рода специалистов на те проекты, где потребность в них в данный момент времени максимальна. Преимущества: динамичность организационных схем. Недостатки: сложность её создания из-за потребности в высокой квалификации специалистов и их мобильности.
Проблемно-ориентированные структуры традиционно и перманентно направлены на решение определенной проблемы, на все более высоком уровне реализации и во все увеличивающихся масштабах.
Программно-ориентированные структуры создаются на время реализации определенных программ. Их структура определяется содержанием соответствующих программ.
7.Понятие и роль мотивации. Содержательные теории мотивации
В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки.
Центральной
проблемой управления персоналом становятся
мотивация. Создание условий для
более полного выявления
Мотивация - внутреннее состояние, определяющее поведение человека, как побуждения человека, предрасполагающие его действовать целенаправленным образом.
Мотив — это процесс сопряжения целей организации и целей человека — члена этой организации для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих. Это система различных способов воздействия на людей для достижения намеченных целей и человека, и предприятия.
По Мескону, мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Человек мотивирован — следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая задачи по достижению общих целей организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения.
Мотив
— это феномен сознания, это
осознанное индивидом побуждение к
деятельности. Вместе с тем он однозначно
не определяет содержание, особенности
и структуру деятельности человека,
так как потребность может
быть удовлетворена различными способами
в форме различных видов
Цели раскрывают возможности и способы реализации мотива и конкретных для данного человека условий жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации. Например, приобретая одежду, человек может удовлетворять потребность в сохранении в организме тепла и здоровья, а кроме того, может удовлетворять потребность в самореализации, самовыражении, самоутверждении через приобретение престижной или изысканно-художественной одежды или потребность в ощущении связи с определенной социальной или иной группой. Цель одна — приобрести одежду определенного качества, а вот потребности, удовлетворяемые этим путем, различны.
Внутреннее
побуждение находит свое отражение
в категории «мотив», а внешнее
— в категории «стимул». Соединение
стимулов и мотивов является тем
механизмом, который позволяет реализовать
потребности субъекта наиболее приемлемым
для него способом — путем реализации
своих способностей. Развитие мотива
в деятельность, реакция человека
на стимулы находятся в прямой
зависимости от общественно-психологических
качеств личности, ее ценностной ориентации,
социальных установок, а также от
индивидуально-психологических
По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь ,в системе потребностей происходят существенные сдвиги, выражающиеся в значительном увеличении высших потребностей.
Таким образом, очередность и насущность более высоких потребностей для человека определяются уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии.
Основными ценностями и социальными ориентирами человека являются: безопасность, свобода, рост благосостояния, ответственность, высокое качестве жизни, защищенность, социальная справедливость, равенство, солидарность, духовное совершенство.
Содержательные теории мотивации
Положенная в основу концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений теория человеческих потребностей, в которых большое значение придается мотивационным факторам, была разработана русским эмигрантом, американским психологом А. Маслоу в 30—40-е гг. XX в.
Иерархия (пирамида) потребностей, по А. Маслоу, имеет следующий вид (сверху вниз):
1)
потребность самовыражения (
2) потребности в признании и уважении (власть, право принимать решение);
3)
социальные потребности (в
4) потребности в безопасности и защищенности (в том числе, стабильности материального положения);
Информация о работе Теория управления. Закономерности управления различными системами.