Теория управления. Закономерности управления различными системами.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:42, лекция

Описание работы

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 54.61 Кб (Скачать файл)

 

4.Функции менеджмента, их характеристика

 

Структура современной организации (фирмы) образует единое целое благодаря целенаправленному  воздействию на ее основные связи  и процессы. Это достигается в  результате управленческой деятельности, которая представляет собой сочетание  различных функций, каждая из которых  направлена на решение сложных специфических  проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы. Сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т.д.

Круг  проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение  конкретных целей развития, выявление  их приоритетности, очередности и  последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные  задачи, определяются направления и  пути их решения, определяются необходимые  ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.

Реализация  общих задач требует создания необходимых условий в сфере  управления:

♦  функций маркетинга — для приспособления производства к требованиям и  спросу рынка (методами разработки внутрифирменных  программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития);

♦ функций планирования — для обоснованного  определения основных направлений  и пропорций развития материального  производства с учетом источников его  обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);

♦ функций организации — для  налаживания организационных отношений  между различными подразделениями  по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;

♦ функций оперативного руководства  — для мгновенного вмешательства  в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные  мероприятия и предупреждать  расхождение между планом и фактом;

♦ функций контроля — для проверки выполнения деятельности и сравнения  с намеченными целями и направлениями  развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);

♦  функций мотивации — для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач  по достижению целей организации.

Организационно-технические  функции аппарата управления включают в себя:

♦ сбор, систематизацию, обработку и  анализ информации;

♦ выработку и принятие решений;

♦ доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения;

♦ проведение контроля выполнения решений.

Существование развитых функций управления необходимо, но недостаточно для осуществления  управленческой деятельности, поскольку  необходимы также экономические  рычаги и инструменты.

Таким образом, функции управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация) и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны  между собой в единый хозяйственный  механизм управления.

 

5.Системный подход и его сущность

 

Усиление  взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической  и проч.), а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели  к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.

Он  рассматривает организацию как  целостную совокупность различных  видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней  средой, предполагает учет влияния  всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без  исключения оказывают друг на друга  как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.

Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим предприятие  как социальную систему, был американский исследователь Ч. Барнард (1887—1961).

По  мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти.

Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.

Другим  представителем системного подхода  можно считать П. Друкера, который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.

Он  определял менеджмент как искусство  управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной  стороне деятельности руководителя, который, во-первых, создает из имеющихся  ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он — «дирижер оркестра».

Задача  менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения.

 

6.Виды организационных структур управления

 

По организационной  структуре различают следующие организации: линейные, функциональные, линейно-функциональные, штабные, дивизионные, матричные, а также проблемно-ориентированные и программно-ориентированные.

Линейный  вариант предполагает строгую вертикальную иерархию в управлении, которая существенно удлиняет путь от одного исполнителя к другому, но практически нейтрализует проблемы подчиненности.

Функциональная структура организации предполагает горизонтальное разделение обязанностей между подразделениями организации.

Линейно-функциональная структура предполагает сочетание первых двух структур в крупных организациях.

Штабная организационная структура предполагает, что решение руководителю готовит аппарат специалистов (штаб).

Дивизионная организационная структура предполагает, что помимо общих функциональных подразделений, обслуживающих всю организацию, существуют дивизионы, которые могут строиться: по продукту, по региону, по потребителю и т.д.

Проблемы  дивизионной организации, в которой  затруднено перераспределение различного рода ресурсов, во многом устранены  в матричной структуре.

Для матричной структуры характерно активное переключение различного рода специалистов на те проекты, где потребность в них в данный момент времени максимальна. Преимущества: динамичность организационных схем. Недостатки: сложность её создания из-за потребности в высокой квалификации специалистов и их мобильности.

Проблемно-ориентированные  структуры традиционно и перманентно направлены на решение определенной проблемы, на все более высоком уровне реализации и во все увеличивающихся масштабах.

Программно-ориентированные  структуры создаются на время реализации определенных программ. Их структура определяется содержанием соответствующих программ.

 

7.Понятие и роль мотивации. Содержательные теории мотивации

В любой сфере деятельности успех  зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки.

Центральной проблемой управления персоналом становятся мотивация. Создание условий для  более полного выявления потенциала сотрудников приобретает ключевое значение для решения проблемы жизнеспособности организаций.

Мотивация - внутреннее состояние, определяющее поведение человека, как побуждения человека, предрасполагающие его действовать целенаправленным образом.

Мотив —  это процесс сопряжения целей  организации и целей человека — члена этой организации для  наиболее полного удовлетворения потребностей обоих. Это система различных  способов воздействия на людей для  достижения намеченных целей и человека, и предприятия.

По Мескону, мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Человек мотивирован — следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая задачи по достижению общих целей организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения.

Мотив — это феномен сознания, это  осознанное индивидом побуждение к  деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности  и структуру деятельности человека, так как потребность может  быть удовлетворена различными способами  в форме различных видов деятельности. Так, например, потребность в одежде может быть удовлетворена как  путем ее покупки в магазине, так  и путем кражи и т.д. Здесь  уже речь идет об объективных условиях жизнедеятельности человека, которые  выступают как цели его деятельности.

Цели  раскрывают возможности и способы реализации мотива и конкретных для данного человека условий жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации. Например, приобретая одежду, человек может удовлетворять потребность в сохранении в организме тепла и здоровья, а кроме того, может удовлетворять потребность в самореализации, самовыражении, самоутверждении через приобретение престижной или изысканно-художественной одежды или потребность в ощущении связи с определенной социальной или иной группой. Цель одна — приобрести одежду определенного качества, а вот потребности, удовлетворяемые этим путем, различны.

Внутреннее  побуждение находит свое отражение  в категории «мотив», а внешнее  — в категории «стимул». Соединение стимулов и мотивов является тем  механизмом, который позволяет реализовать  потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом — путем реализации своих способностей. Развитие мотива в деятельность, реакция человека на стимулы находятся в прямой зависимости от общественно-психологических  качеств личности, ее ценностной ориентации, социальных установок, а также от индивидуально-психологических качеств (темперамента, эмоций, чувств, способностей, характера). При этом наибольший результат  дает мотивация на основе первоочередных, наиболее насущных потребностей человека. Для успешного осуществления  деятельности необходимо знать и  уметь использовать в работе особенности потребностей и их свойства. Прежде всего, необходимо отметить, что потребности обладают способностью как к экстенсивному, так и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост и развитие до определенного рубежа и насыщения.

По  мере приближения к рациональному  пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь ,в системе потребностей происходят существенные сдвиги, выражающиеся в значительном увеличении высших потребностей.

Таким образом, очередность и насущность более высоких потребностей для  человека определяются уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии.

Основными ценностями и социальными ориентирами  человека являются: безопасность, свобода, рост благосостояния, ответственность, высокое качестве жизни, защищенность, социальная справедливость, равенство, солидарность, духовное совершенство.

Содержательные теории мотивации

Положенная  в основу концепции управления с  позиций психологии и человеческих отношений теория человеческих потребностей, в которых большое значение придается  мотивационным факторам, была разработана  русским эмигрантом, американским психологом А. Маслоу в 30—40-е гг. XX в.

Иерархия (пирамида) потребностей, по А. Маслоу, имеет следующий вид (сверху вниз):

1) потребность самовыражения (реализации  заложенных способностей);

2) потребности в признании и  уважении (власть, право принимать  решение);

3) социальные потребности (в принадлежности  и причастности, в контактах, в  принятии определенной социальной  группой);

4) потребности в безопасности и  защищенности (в том числе, стабильности  материального положения);

Информация о работе Теория управления. Закономерности управления различными системами.