Трудовая мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового работы является изучение системы мотивации на ООО «ТД Артур Грэй».
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
Выявить сущность системы мотивации;
Проанализировать систему мотивации на ООО «ТД Артур Грэй»;

Файлы: 1 файл

курсовая трудовая мотивация готовая.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность курсового работы состоит в том, что основой  любой организации и ее главным  богатством являются люди, поэтому  система мотивации играет одну из ключевых ролей в организации  деятельности любого предприятия.

Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека трудом, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Целью курсового работы является изучение системы мотивации на ООО «ТД Артур Грэй».

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Выявить сущность системы мотивации;
  2. Проанализировать систему мотивации на ООО «ТД Артур Грэй»;
  3. Внести предложения по совершенствованию системы мотивации на ООО «ТД Артур Грэй».

Объектом данной работы является ООО «ТД Артур Грэй».

Предметом – системы мотивации на ООО «ТД Артур Грэй».

Теоретической основой  курсовой работы послужили исследования таких российских и зарубежных ученых, как Н.И. Кабушкина, М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, В.Н. Федосеева, С.К. Мордовина, А.Я. Кибанова, О.С. Виханского и др.

 

 

 

1. Сущность, задача и теория трудовой мотивации

 

1.1 Сущность трудовой мотивации

 

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих направленность на достижение цели. В основе мотивации лежат потребности.

Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, индивидуально проявляется. Потребности могут быть осознанные и неосознанные. Люди по-разному пытаются устранить потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия. Он находится «внутри» человека, носит персональный характер, побуждает и определяет – что нужно сделать. Мотив поддается осознанию, можно воздействовать на мотивы. Мотивирование – процесс воздействования на человека с целью побуждения к действию. Именно мотивирование и является основой управления поведением человека. Различают два типа мотивирования. Первый тип – внешними воздействиями вызывают к действию определенные мотивы «дам тебе, что хочешь, а ты дашь мне, что я хочу». Второй тип мотивирования – через формирование определенной структуры: «одни усилить, другие ослабить».

Стимулы – рычаги воздействия, носители «раздражения», вызывающие действия определенных мотивов (предметы, обещания и др.). Реакция на стимулы не обязательно может быть осознанной. Использование стимулов – процесс стимулирования. Это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование.

В деятельности человека мотивация оказывает влияние  на усилия, старание, настойчивость, добросовестность и направленность. Мотивация при этом может быть внутренней, когда мотивы порождает сам человек (возникают внутри человека), и внешней, когда мотивы вызываются воздействием субъекта извне (3, с. 112).

Мотивация рассматривается  как процесс, состоящий из шести  последовательных стадий.

Первая стадия – возникновение  потребностей. Человек ощущает нехватку чего-либо. Потребности могут быть физиологическими, психологическими и социальными.

Вторая стадия – поиск  путей устранения потребности. У человека возникает необходимость что-то сделать, искать возможности устранения потребностей.

Третья стадия – определение  направления действий. Здесь происходит увязка следующих моментов:

– что должен получить, чтобы устранить потребности;

– что должен сделать для этого;

– в какой мере могу добиться того, что желаю;

– насколько это устранит потребности.

Четвертая стадия – осуществление  действий. Это затрата усилий, причем на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение  вознаграждения за осуществленные действия. Выясняется – насколько выполнение действий дало желаемый результат. Происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребностей. В зависимости от степени снятия напряжения (от потребности) происходит либо прекращение деятельности до возникновения новой потребности, либо поиск возможности к осуществлению действий по устранению.

Существует три наиболее важных условия создания эффективной  системы мотивации. Во-первых, всегда нужно помнить о целях, которые  организация стремится достичь  благодаря новой системе мотивации. Во-вторых, необходимо учитывать доступные финансовые и административные ресурсы компании, которые понадобятся для внедрения и поддержания системы. И, в-третьих, важно принимать во внимание особенности бизнеса, стиль управления и корпоративную структуру компании.

Все известные теории мотивации условно делят на две  группы: содержательные и процессуальные. (11, с. 94).

 

1.2 Содержательные  теории мотивации

 

Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере акцент этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию.

Одной из самой известной  теорий этой группы является теория иерархии потребностей А. Маслоу. Основными идеями и предпосылками теории являются следующие:

  1. Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
  2. Набор потребностей может быть объединен в группы.
  3. Группы образуют иерархию.
  4. Неудовлетворенные потребности побуждают к действию. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.
  5. Если одна потребность удовлетворена, на ее месте возникает другая.
  6. Обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся между собой во взаимодействии.
  7. Потребности, находящиеся в основании иерархии требуют первоочередного удовлетворения.
  8. Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня.
  9. Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, чем нижние (рис. 1.) (2, с. 116).

Теория А. Маслоу оказала влияние на развитие теории и практики мотивации, но одновременно было выявлено, что она имеет ряд весьма уязвимых мест:

  1. На возникновение потребностей сильно влияют ситуационные факторы.
  2. Не обязательно наблюдается жесткое следование групп потребностей.

3. Удовлетворение верхней группы не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

Теория К. Альдерфера также исходит  из того, что потребности могут  быть объединены в группы, но таких  групп должно быть три: существования, связи и роста (рис. 2.).

 

Рис.  1. Иерархия потребностей А. Маслоу

 

Потребности существования соответствуют  двум группам потребностей А. Маслоу: безопасности и физиологические. Группа потребностей связи корреспондирует с потребностями безопасности, принадлежности и причастности. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения и самоутверждения (7, с. 306).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.  2. Иерархия потребностей К. Алдерфера

 

Процесс движения вверх  по уровням Альдерфер назвал процессом  удовлетворения потребностей, а вниз – процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребности. Это дает дополнительные возможности использования мотивации, увеличивает потенциал мотивирования человека.

Теория приобретенных  потребностей Мак Клелланда связана с изучением и описанием влияния потребностей достижения, соучастия и властвования. Потребности эти рассматриваются как приобретенные под влиянием опыта и обстоятельств.

Потребность достижения выражается в стремлении достигать целей более эффективно, чем ранее. Более высокий уровень формируется при условии самостоятельности постановки целей, при выполнении сложных задач. Успешный предприниматель имеет высокий уровень потребности достижения.

Потребность соучастия выражается в стремлении к дружеским отношениям, к поддержке окружения.

Потребность властвовать имеет два полюса: стремление к большой власти, отказ от притязаний властвовать (12, с. 55).

Потребности достижения, соучастия  и властвования не исключают друг друга и не образуют иерархии. Более  того, проявление влияния этих потребностей на поведение сильно зависит от их взаимовлияния. Так, например, если человек находится на руководящей позиции с высокой потребностью к власти, то для успешной деятельности желательно, чтобы потребность в соучастии у него была бы относительно ослаблена. Негативен результат для менеджера комбинации сильной потребности властвования и достижения, т.к. это ориентирует на достижение личных интересов менеджера.

Психолог и менеджер-консультант  Ф. Герцберг предложил двухфакторную содержательную теорию мотивации. Двумя факторами являются «неудовлетворенность – удовлетворенность» или «внешние – внутренние факторы».

В контексте работы существует набор внешних условий:

– вознаграждение (зарплата);

– гарантия рабочего места;

– условия труда;

– статус;

– деятельность фирмы;

– качество руководства;

– качество внутрифирменных отношений.

Наличие данных условий, удовлетворяющих индивида, необязательно  мотивирует его. Но их отсутствие сказывается  на удовлетворенности работников, т. к. они нуждаются, по крайней мере, в поддержании уровня, который можно назвать отсутствием неудовлетворенности, поэтому внешние условия называются гигиеническими факторами (10, с. 78–79).

Существует также система  внутренних условий, связанных с  самим содержанием трудового процесса:

– достижение;

– признание;

– ответственность;

– продвижение;

– собственно работа;

– возможность роста.

Отсутствие этих условий  не является показателем большой  степени неудовлетворенности. Но если они присутствуют в трудовом процессе, то придают ему сильные мотивационные стимулы. Называют их факторами мотивации.

Основной вывод теории Герцберга: менеджер при наличии  у работников неудовлетворенности должен первостепенное влияние уделить гигиеническим факторам (устранить неудовлетворенность).

После этого нужно пытаться мотивировать с помощью факторов мотивации (4, с. 39–42).

Теории процесса мотивации анализируют, как то или иное поведение активизируется, направляется, поддерживается и сменяется другим. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за эти их решения, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, осуществляет действия, приводящие к конкретному результату.

Одной из самых популярных теорий этой группы является теория ожидания В. Врума. Процесс мотивации заключен во взаимодействии блоков: усилия – исполнение – результат. Усилие является следствием и результатом мотивации. Исполнение – следствием усилий, возможностей и среды. Результат является функцией исполнения, желания получить результат. Результат может быть двух уровней:

1. Собственно результат (продукт, затраченное время);

Информация о работе Трудовая мотивация