Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является рассмотрение проблемы трудового потенциала и влияние его на деятельность предприятия. Данная цель предусматривает решение ряда задач:
определение сущности повышения трудового потенциала;
рассмотрение трудового потенциала на предприятии ЗАО «Академстрой»;
выявление проблем трудового потенциала и разработка мероприятий направленных на повышение эффективности трудового потенциала на предприятии ЗАО «Академстрой».
Продолжение таблицы 6
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Производительность труда |
107,28 |
107,54 |
0,26 |
100,24 |
В отчетном году производительность
труда увеличилась на 0,24 %. Это
обусловлено тем, что в 2011 году объемы
выполняемых работ увеличилась
всего лишь на 0,89%, а численность
работников на 0,65%. Эти изменения
оказались столь
2.5 Анализ трудоемкости
Трудоемкость - затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции.
Снижение трудоемкости продукции - важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции. Достигнуть снижения трудоёмкости возможно за счёт внедрения мероприятий НТП, механизации и автоматизации производства и труда, а также увеличения кооперированных поставок, пересмотра норм выработки и т.д.
В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины ее изменения и влияние на уровень производительности труда. Значительный интерес представляет уравнение удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях. Это дает возможность выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.
В таблице 7 представлен анализ трудоемкости строительно-монтажных работ.
Таблица 7 – Анализ трудоемкости строительно-монтажных работ
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Объем строительно-монтажных работ, тыс. руб |
33257 |
33555 |
298 |
100,89 |
Общее число отработанных рабочими за год человеко-часов |
419520 |
517088 |
97568 |
123,26 |
Удельная трудоемкость, тыс. руб. |
12,61 |
15,41 |
2,8 |
122,2 |
Из таблицы 7 видно, что плановое задание по снижению трудоемкости продукции в 2011 г. по предприятию не выполнено. В отчетном периоде трудоемкость увеличилась на 22, 2%.
2.6 Анализ фонда заработной платы
Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.
Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда готовой продукции, не обходимую рентабельность и прибыльность продукции.
Так как заработная плата является на предприятии важнейшим фактором, то необходимо анализировать использование фонда заработной платы.
Анализ фонда заработной платы представлен в таблице 8.
Таблица 8 – Анализ фонда заработной платы
Показатели |
2010 |
2011 |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % |
Общий ФЗП, тыс. руб. |
6358 |
6847 |
489 |
107,69 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
310 |
312 |
2 |
100,65 |
Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. |
20,64 |
22 |
1,444 |
107,00 |
Изменение ФЗП за счет изменения численности, тыс. руб. |
- |
41,286 |
- |
- |
Изменение ФЗП за счет изменения средней заработной платы работника, тыс. руб. |
- |
447,71 |
- |
- |
Общее изменение ФЗП, тыс. руб. |
- |
489 |
- |
- |
Общий ФЗП в базисном году составлял 6358 тыс.руб., в отчетном периоде общий ФЗП увеличился на 7,69% (или на 489 тыс.руб.) и составил 6849 тыс.руб. при практически неизменной численности работников, отношение общего фонда заработной платы за отчетный год к общего фонда заработной платы за базисный год составил 107,69%. ФЗП увеличился за счет влияния двух факторов:
3 Проект подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
3.1 Рекомендации по развитию профессионально-технического обучения с учетом специфики предприятия
Учитывая то обстоятельство, что объектом внимания является строительное предприятие, целесообразно разработать ряд специальных мероприятий по совершенствованию профессионально-технического обучения работников, которые могли бы улучшить функционирование системы подготовки и переподготовки кадров предприятия и работу предприятия в целом. В частности, представляется полезным следующее:
2) поэтапный переход на методы активного обучения (моделирование производственных ситуаций, организация дискуссий, деловые игры);
3) подготовить сценарии для съемок учебных видеофильмов (производство ремонтных работ в условиях повышенной опасности, производство работ на различных установках);
4) при наличии видеотехники отснять видеофильмы по указанным сценариям с условием его обязательного просмотра вновь поступающими работниками на предприятие;
5) увеличить количество семинаров среди руководящих работников и специалистов по курсу «Психология взаимоотношений и этика поведения руководителя». В целом для данных категорий полезно усиление в содержании обучения блока экономики и управления;
6) ввести по возможности дополнительные учебные аудитории;
7) допуская возможность индивидуальной формы подготовки кадров, активно использовать формирование групп рабочих родственных профессий, а также практиковать удлинение срока комплектования учебных групп до 2-х месяцев.
Качество подготовки квалифицированных рабочих во многом зависит от уровня методической работы, организуемой отделом подготовки кадров. Поэтому следующим предполагаемым мероприятием является проведение методической работы в различных организационных формах. К ним относятся:
1) методические семинары проводят по 40-часовой учебной программе с целью овладения знаниями по управлению, психологии, для обмена опытом, улучшения методики организации учебного процесса и др. К проведению семинаров привлекаются ведущие специалисты учебных предприятий, также работники вузов, отраслевых учебно-методических центров. При этом важно организовать конкурсный подбор преподавателей и консультантов, чтобы уровень их квалификации отвечал заранее установленному перечню требований;
2) методические совещания организуются и проводятся работниками бюро подготовки кадров, как правило, для цеховых организаторов, нештатных преподавателей теоретического и инструкторов производственного обучения. Наиболее типичными вопросами, выносимыми на совещание, являются: ход выполнения планов по планово-экономическому обучению, качество проводимых занятий, состояние контроля за учебным процессом;
3) открытые уроки проводятся с целью повышения качества учебного процесса, изучения и внедрения в широкую практику трудового опыта.
Участие в такой форме
повышения педагогического
3.2 Совершенствование
механизма управления
В качестве направлений по
совершенствованию механизма
В связи с этим представляются действенными следующие пути реализации двух указанных направлений:
Одно из комплексных предложений, ориентированных в дальнейшем на развитие качественной составляющей процесса обучения на ЗАО «Академстрой»» – внедрение модульной системы, в свое время предложенной МОТ. Лежащая в основе этой системы учебная программа (модуль) позволит для каждой категории работников предприятия установить строго определенный объём знаний и практических навыков, которые необходимы для качественного выполнения ими производственного задания и дополнительных функций в соответствии с квалификационными стандартами и требованиями, действующими на предприятии.
Применение модульной системы обучения позволит, особенно в перспективе, при ускорении технических и структурных изменений в экономике, более гибко реагировать на потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Поэтому речь должна идти не о единственном акте подготовки рабочих кадров по профессиям, необходимым для предприятия, а о внедрении модульной методологии на правах юридически оформленного непрерывного метода обучения рабочих кадров.
Необходимо развивать контрактную форму обучения работников ЗАО «Академстрой». Контракты на подготовку и переподготовку позволят максимально индивидуализировать процесс обучения, обеспечат стимулирование в виде различного рода гарантий, закрепленных в контракте. В порядке приоритетности стоящих перед предприятием социально-экономических проблем важно выделить следующие группы работников и основные виды контрактов на обучение, которые будут отличаться спецификой их содержания:
1) контракты с работниками ЗАО «Академстрой» на «ориентированную» (с учетом перспективы развития экономики предприятия) подготовку, переподготовку и повышение квалификации (стажировку, адаптацию). Этот вид контракта целесообразно заключать с теми работниками, которым будет гарантирована занятость на предприятии после прохождения обучения;
2) контракты на первичную профессиональную подготовку с выпускниками общеобразовательных школ, на адаптацию и стажировку выпускников учебных заведений;
Еще один, связанный с предыдущим, элемент совершенствования организации обучения персонала состоит в необходимости расширения договорной двухэтапной системы подготовки высококвалифицированных кадров.
На первом этапе заключаются «общие» договоры между предприятием и учебными заведениями города. Предприятие должно определить количественную сторону – сколько и каких специалистов нужно подготовить за определенный период времени (при необходимости оговариваются дополнительные дисциплины, углубленная подготовка, специализация).