Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:10, реферат
Туристское предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся как внутри его, так и между ним и другими экономическими субъектами. Совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами предприятия и влияющих или имеющих возможность повлиять па его рыночные решения, составляет среду маркетинга.
Анализ внутренней среды…………………………….…....…3
Уровни развитости корпоративной культуры……………….7
Анализ внешней среды……………………...…………….…..8
Методы анализа макросреды (STEP/PEST, QUEST)………17
SWOT – анализ ……………………………
Так, исследования влияния уровня дохода на склонность к путешествиям позволили выявить несколько тенденций: во-первых, люди начинают путешествовать лишь при определенном уровне дохода; во-вторых, но мере роста дохода увеличиваются относительные затраты па поездки — совершаются путешествия в более отдаленные страны и регионы с относительно более высоким уровнем цеп; в-третьих, существует такой уровень доходов (критическая точка), превышение которого практически не ведет к увеличению расходов па путешествия.
Немаловажно также знать структуру распределения доходов между различными группами населения. Неравномерность такого распределения — вполне закономерное явление. Поэтому при выборе для обслуживания определенного сегмента рынка предприятие должно исходить из материального положения своих потенциальных клиентов. Кроме того, чрезвычайно важно исследовать структуру расходов потребителей. Это позволяет приблизительно определить, какая доля расходов каждой группы населения приходится на потребление услуг. Так, в мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли туристских услуг в общей структуре потребления населения. Усредненные данные по разным странам свидетельствуют, что в общей совокупности расходов семьи затраты на путешествия составляют 12-19 %. Таким образом, изучая распределение доходов между различными группами населения и структуру расходов на потребление, предприятие получает необходимую информацию, позволяющую учитывать влияние на его деятельность экономических факторов макросреды.
Природные факторы не могут не налагать отпечаток на деятельность предприятия, тем более что вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, природные факторы (климат, топография, флора и фауна) являются важнейшим элементом побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну.
Вопросы рационального природопользования все больше подпадают под контроль государства. 11оэ тому предприятия должны учитывать данный аспект и корректировать свою деятельность. Например, крупные гостиничные корпорации, осуществляя свой бизнес в островных государствах, обязаны учитывать местные законы, предусматривающие охрану природы и защиту экологии. Они не строят многоэтажные здания гостиниц, особенно тщательно разрабатывают схемы утилизации отходов производства.
Непропорциональное развитие туризма может подрывать саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т. д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).
Природные факторы (наряду с экономическими, психологическими и др.) оказывают существенное влияние на сезонный характер туристского спроса. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными туристскими сезонами являются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и так называемый мертвый сезон (октябрь—декабрь). На два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок в Европе. В межсезонье и мертвый сезон туристские потоки иссякают и спрос на туристские услуги снижается до минимума. Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на потенциальную экономику и вьгауждают туристские предприятия разрабатывать мероприятия по сглаживанию сезонных колебаний спроса.
Маркетинг туристского предприятия находится также под воздействием социально-культурных факторов. Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень важно, так как они влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия (например, отношение сотрудников к работе). Поэтому предприятие должно серьезно отслеживать возможные социально-культурные изменения и использовать их в практике маркетинга. Например, спортивная фигура, систематические занятия физической культурой — это сегодня символ способностей и успеха. Отсюда — своего рода эпидемия борьбы за здоровье и физическое совершенство, охватившая многие страны и выступающая важным фактором, стимулирующим развитие экономики (создание гигантских мощностей производства тренажеров, спортивной одежды, пищи с пониженным содержанием жиров, натуральных продуктов). В туристской индустрии данная тенденция привела к широкому развитию ресторанов для вегетарианцев, наличию фитнес-центров в гостиницах, открытию салопов красоты и т. д.
Во многих странах значительно изменилось отношение общества к некоторым устоявшимся привычкам (например, к курению и употреблению алкогольных напитков). В результате все больше гостиниц и предприятий питания (ресторанов, баров) переходят на обслуживание только некурящих клиентов.
Под влиянием социально-культурных факторов сформировался новый тип массового потребителя, который отличают высокая информированность, требовательность к комфорту и качеству услуг, индивидуализм, экологизм сознания, спонтанность решений, мобильность, физическая и умственная активность, стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.
Среди социальных факторов необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.
Увеличение продолжительности свободного времени объективно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой возрастает значение умственного труда, усиливаются производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому и психологическому переутомлению людей, что требует принятия дополнительных мер но восстановлению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм.
С увеличением продолжительности свободного времени населения на мировом туристском рынке обозначились две тенденции — дробление отпускного периода н рост непродолжительности поездок. Туристские поездки стали менее продолжительными, по более частыми. У специалистов это явление получило название «путешествия с интервалами». Вместо одного длительного путешествия предпочтение отдается более коротким поездкам (например, двухнедельный отдых летом на море, недельный — зимой в горах, а также несколько поездок в выходные и праздничные дни). Организация подобных туров представляется чрезвычайно выгодной для туристских предприятий. Дело в том, что «путешествия с интервалами» пользуются спросом в течение всего года, что позволяет в определенной мере решить одну из серьезнейших проблем системы туризма — сезонность туристских поездок. Кроме того, краткосрочные посетители несут более высокие расходы в расчете на один день пребывания в туристском центре, чем обычные туристы.
Определять характер туризма в III тысячелетии будут «Путешествия с интервалами» — к такому выводу пришла английская консалтинговая фирма «Ховат УК». По заказу Всемирной туристской организации (ВТО) она провела исследование динамики свободного времени в 18 странах мира, па которые приходится 73 % всех расходов иа туризм. В результате выявлено, что путешественники XXI века будут иметь более высокий уровень материального благосостояния, но испытывать нехватку времени. Продолжительность туристских поездок сократится до 3-4 дней, однако частота перерывов на отдых и интенсивность восстановления жизненных сил человека возрастет.
К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования люден и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.
Под влиянием социально-культурных факторов изменяется и характер потребностей туристов: от примитивных — к более возвышенным, от средства восстановления работоспособности — к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов. На смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea — Sun — Sand, то есть «море — солнце — пляж») приходит отдых по формуле «три L» (Lore — Landscape — Leisure, то есть «национальные традиции — пейзаж — досуг»). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые находят выражение в поведении современного туриста. Желая оторваться от повседневной действительности, он проявляет повышенный интерес к быту, нравам, культуре другой страны. Одновременно растет осознание необходимости активного отдыха, смены впечатлений. Как отмечает французский ученый М. Бре-тон-Жирар, «современный турист обретает спортивные черты, становится искателем приключений. Он стремится постоянно превзойти себя, какими бы пи были его настроения и капризы природы, и меняется вместе со временем решительного поворота к природе. Отныне турист отправляется в путь в поисках независимости, развлечений и жизненной силы. Он отвергает обыденность, проявляя свою индивидуальность. Ему чужды формула членства и коллективное начало. Человек желает активного времяпровождения, физической деятельности для обретения формы. Он хочет убежать от толпы, но на короткое время, и попробовать вести непривычный образ жизни. Взрыв интереса к развлечениям и движению наиболее ярко иллюстрирует эту эволюцию».
Таким образом, под воздействием социально-культурных факторов особое значение приобретает специализированный туризм по интересам. Исходя из этого, туристские фирмы должны адресовать свой продукт конкретным целевым группам туристов. Усложнение потребностей туристов, их персонификация ведут к дальнейшей диверсификации туризма.
Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.
Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (материально-технической базы в гостиничном хозяйстве, на транспорте, в бюро путешествий). Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большое расстояние в значительной степени способствовали развитию туризма.
Дальнейшее развитие транспорта и его воздействие на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям: количественное развитие (увеличение числа различных видов транспорта) и качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров).
Особо следует отметить внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без которого организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.
Научно-технический прогресс, способствующий созданию новых или усовершенствованных систем сервиса, позволяет осуществлять реинжиниринг таких операций, как прием заказов, осуществление платежей, заменять монотонную работу машинами и в большей степени вовлекать потребителей в деятельность предприятий путем внедрения систем самообслуживания. Ярким примером здесь может служить относительно новая концепция регистрации при поселении в гостиницу — саморегистрация. Различные по дизайну терминалы для саморегистрацпи (автоматы) (некоторые похожи на банкоматы, другие обладают аудио- и видеовозможностями) обычно располагаются в вестибюлях гостиниц. Автоматы осуществляют процесс идентификации гостя по его кредитной карте, подтверждают резервирование, предлагают гостю выбрать устраивающий его номер из имеющихся в наличии, выдают ключи и распечатывают информацию о номере и условиях размещения. При выписке на экране терминала демонстрируется счет, который клиент должен подтвердить, после чего автомат выдает распечатку счета, а его сумма списывается с кредитной карточки клиента. Применение саморегистрации помогает гостям экономить время и сократить очереди к стойке приема, неизбежно возникающие во время массовых заездов. Те же клиенты, которые не хотят «общаться с бездушной машиной», могут воспользоваться услугами традиционных портье. Последние технологические достижения позволяют гостиницам размещать терминалы для саморегистрации в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и т. д.
Новые технические достижения приводят к появлению совершенно нового типа средств размещения. Так, компания Space Island Group приступила к реализации проекта космической гостиницы для влюбленных. Предполагается, что стоимость недельного проживания в номере такого отеля будет составлять более 700 ООО фунтов стерлингов. В отеле сможет разместиться около 500 гостей. Для влюбленных пар будут предусмотрены специальные «романтические» номера.
Научно-технический прогресс несет в себе не только огромные возможности, но и не менее серьезные угрозы для туристского предприятия. Любые новшества грозят вытеснением устаревшим технологиям и методам работы, чреватым самыми неприятными последствиями. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.
Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах, политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма, унификация налоговой и денежной политики.
Туристская активность существенно зависит от политической обстановки. Стабильное политическое положение способствует развитию туризма, и наоборот, напряженная обстановка обусловливает низкие темпы его роста и даже свертывание. Серьезную угрозу туризму представляют военные действия, терроризм и экстремизм.
Для современных путешественников стало нормой ожидать от правительств стран, заинтересованных в приеме иностранных гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и па транспорте. Согласно проведенному ВТО опросу, 66 % потенциальных туристов заявили, что криминальная обстановка является для них самым важным негативным фактором в принятии решения относительно выбора направления путешествия и места отдыха.
Изменение политической карты мира, произошедшее в Европе в конце 1980-х — начале 1990-х гг., открытие границ и переход к рыночным преобразованиям стран СНГ и Восточной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих государств. Одновременно некоторые страны Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша) заняли ведущие позиции по приему гостей.
Меры Евросоюза по становлению в Европе единого рынка без внутренних границ со свободным перемещением капитала, товаров, услуг, людей, унификацией налоговой политики, введением единой валюты создают все предпосылки для интенсивного развития туризма в этом регионе.