Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 05:59, курсовая работа
В условиях жесткой конкуренции, глобализации и интеграции мировой экономики современному предприятию соответствуют такие черты, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость, умение изменять собственную организационную структуру. Однако далеко не для всех предприятий характерно вышесказанное. Резкое изменение условий хозяйствования вызвало появление нового понятия – несостоятельность. Несостоятельность – эта такое состояние, при котором предприятие не может рассчитаться по своим обязательствам, и чаще всего оно предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности. Условия для динамичного развития бизнеса часто обостряют негативные тенденции на уровне отдельных групп хозяйствующих субъектов, использующих для достижения своих целей пробелы в действующем законодательстве либо не имеющих потенциальных возможностей для обеспечения соответствия общему уровню эффективности в своей отрасли.
• провести анализ учетной политики экономического субъекта;
• ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;
• убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;
• провести анализ системы внутреннего контроля;
• оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;
• провести необходимые аналитические процедуры;
• направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;
• организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;
• ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;
• в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;
• рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.
При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.
В конечном итоге нужно согласиться с мнением Н. А. Бреславцевой и О. Ф. Сверчковой о том, что аудит организации-банкрота имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур банкротства, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).
Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности организации бухгалтерского учета в условиях банкротства?
2. Перечислите организацию бухгалтерского учета в период ведения процедур банкротства.
3. Как отражаются в бухгалтерском учете расходы, связанные с проведением процедур банкротства и продажей предприятия (бизнеса)?
4. Перечислите основные этапы проведения ликвидации и реорганизации предприятия.
5. Перечислите основные документы, необходимые для проведения ликвидации и реорганизации предприятия.
6. Перечислите порядок составления промежуточного, ликвидационного, разделительного балансов.
7. Как отражаются в бухгалтерском учете операции, связанные с проведением ликвидационных и реорганизационных процедур?
8. Перечислите порядок проведения аудиторской проверки предприятия-банкрота.
9. Каковы цели и задачи проведения аудиторской проверки несостоятельного предприятия на разных этапах процедур банкротства?
10. Перечислите и охарактеризуйте очередность выплат расчетов с кредиторами.
Глава 3
Анализ
финансового состояния
3.1. Источники информации, используемой для анализа финансового состояния предприятия
Проблема предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятий, их выживание в обстановке масштабного кризиса неплатежей беспокоит экономическое сообщество. На протяжении последних десятилетий сохраняется высокая доля убыточных или неплатежеспособных предприятий не только в российской практике, но и за рубежом.
Для современной экономики России характерна нестабильность, непоследовательность налоговой, кредитно-валютной, страховой, таможенной, инвестиционной политики, зависимость от иностранных партнеров. Потеря государственной поддержки в связи с изменением форм собственности, неопределенность в поведении покупателей, поставщиков, конкурентов – вот тот неполный перечень причин несостоятельности (банкротства), приведших к негативным последствиям. Одно из основных препятствий на пути к стабильному экономическому росту – медленный процесс преобразования на уровне организаций в связи с неэффективностью системы управления, низким уровнем ответственности руководителей за последствия принимаемых решений и результаты деятельности, а также отсутствием достоверной информации об их экономическом состоянии, финансовой устойчивости, которая является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности в условиях рынка.
Получив широкую
экономическую свободу, субъекты хозяйствования
оказались перед проблемой
Чтобы обеспечить
«выживание» предприятия в
В зависимости
от целей хозяйственной деятельнос
Потребность формирует цель получения информации. Цели у различных субъектов различны. Например, поставщикам и покупателям необходимы сведения о своевременности оплаты за отгруженную продукцию и ее поставку; кредитные учреждения заинтересованы в платежеспособности хозяйствующего субъекта; руководители организаций – в стабильности и финансовом благополучии организации; налоговые органы – в своевременности поступления обязательных платежей в бюджет; инвесторы – в возможности вложения средств для получения прибыли; акционеры – в цене акции, размерах и порядке выплат дивидендов. Поэтому все большее количество контрагентов начинает вовлекаться в исследования и оценку устойчивости конкретной организации.
Исходя из этого глубина анализа, достоверность и объективность аналитических выводов обеспечиваются привлечением и аналитической обработкой разнообразных источников информации.
Информация о деятельности организации, ее имидж играют важную роль в улучшении финансового состояния. Любой субъект хозяйствования, заинтересованный в своем успешном развитии, может и должен использовать при планировании своей деятельности результаты проведенного финансового анализа. Вместе с тем проводимый анализ не может дать единого рецепта на все случаи хозяйственной жизни, но позволит научиться отвечать на поставленный вопрос.[33]
Поэтому для адекватного развития рыночных механизмов и методов управления необходимо использовать достоверную, прозрачную информацию.
Источником информации для проведения достоверного финансового анализа хозяйственной деятельности служит различный набор источников и разное их соотношение.
Под информацией понимают упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, происходящих во внешнем мире, совокупность каких-либо данных, а не только тех, которые раскрывают объект с неизвестной стороны.
Для анализа деятельности хозяйствующего субъекта используют научно-техническую, административно-правовую и экономическую информацию.
Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
К учетным источникам относятся:
• бухгалтерский учет и отчетность;
• статистический учет и отчетность;
• налоговый учет и отчетность;
• оперативный учет и отчетность;
• выборочные учетные данные.
К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность:
• официальные документы: законы, указы президента, постановления кабинета министров, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;
• хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;
• решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия;
• материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т. д.);
• техническая и технологическая документация;
• материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.);
• устная информация, которая получена во время встреч с членами коллектива или представителями других предприятий.
Комплексное использование перечисленных источников информации и правильное их сочетание в процессе экономического анализа позволяют всесторонне изучать работу предприятий и полнее выявлять резервы их экономического и социального развития.
Отчетность позволяет организациям формировать мнение об эффективности использования финансовых ресурсов.
Бухгалтерская
(финансовая) отчетность дает возможность
любому субъекту хозяйствования использовать
формируемую в среде
Необходимость
анализа отчетности в условиях рыночных
отношений обусловлена
Отчетность в толковом словаре русского языка трактуется как «оправдательные документы», содержащие отчет о работе, о произведенных расходах.
Отчетность организации – это система показателей, представляющих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйствующего субъекта и его подразделений за определенный период.
Отчетность
формируется в рамках организации,
раскрывает различные стороны
Отчетность организации классифицируется по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на оперативную, бухгалтерскую, налоговую, статистическую.
Оперативная отчетность характеризует отдельные фрагменты деятельности предприятия и используется для текущего управления и контроля. Оперативная отчетность содержит сведения по основным показателям за короткие периоды.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Налоговая отчетность характеризует состояние обязательств организации, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей. Налоговая отчетность предоставляется в органы налоговой службы и внебюджетные фонды. По периодичности различают квартальную, полугодовую, девятимесячную и годовую налоговую отчетность.