Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является охарактеризовать, раскрыть, проанализировать и рассмотреть основные организационные аспекты учетной политики организации.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. Причем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Содержание работы

Введение
1. Теоретический аспект формирования учетной политики
1.1 Форма и структура учетной политики
1.2 Формирование учетной политики
2. Раскрытие учетной политики
2.1 Причины изменения и изменения в учетной политике предприятия
2.2 Вопросы, рассматриваемые учетной политикой
2.3 Вопросы по составлению учетной политики и ведению бухгалтерского учета
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

- резерв по сомнительным долгам;

- резерв по гарантийному ремонту;

- резерв по ремонту основных  средств;

- резерв на оплату отпусков  и вознаграждений;

- резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие  социальную защиту инвалидов.

4. Метод исчисления налога на  добавленную стоимость:

- «по отгрузке» по мере отгрузки  и предъявления покупателю расчётных  документов или поступления предоплаты;

- «по оплате» по мере поступления  денежных средств за выполненные  работы, оказанные услуги. Метод  «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии  с законодательством РФ не  применяется [24,.с. 104].

3) Учетная политика для отчетности  по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

Учетная политика для отчетности по международным стандартам.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; англ. International Financial Reporting Standards) набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним  пользователям для принятия ими  экономических решений в отношении  предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых  национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных  правилах. Цель состоит в том, чтобы  в любой практической ситуации составители  могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в  четко прописанных правилах, которые  позволили бы обойти какие-либо базовые  положения. Среди принципов: принцип  начисления (accrual basis), принцип непрерывности  деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В  этом случае она будет иметь исключительно  текстовый формат с выделением отдельных  пунктов. Более удобна табличная  форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная  политика является самостоятельным  законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной  политики делает этот документ более  структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет  графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие  конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее  использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально  это в том случае, если бухгалтерская  служба имеет сложную иерархическую  структуру с разделением учетных  работ по направлениям.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как  минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней  бухгалтерской отчетности, разработанные  на основе образцов, рекомендованных  Минфином России. Утвержденная учетная  политика может иметь приложения: дополнительно разработанные в  организации формы первичных  учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения  учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным  документом и может быть запрошена  в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.

В учетной политике целесообразно  предусмотреть два раздела: организационно-технический  и методический.

Организационно-технический раздел определяет:

- организацию ведения бухгалтерского  учета;

- форму бухгалтерского учета;

- технологию обработки учетной  информации;

- порядок проведения инвентаризаций;

- организацию системы внутреннего  контроля;

- порядок документооборота;

- рабочий план счетов бухгалтерского  учета [6,.с. 203].

При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации  филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. В приложение целесообразно вынести общий перечень и формы составляемых бухгалтерских регистров и инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру и разветвленную сеть филиалов), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.

Методический раздел учетной политики определяет:

- методы оценки активов и  обязательств организации. Активы  и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников  этой организации и активов  и обязательств других организаций  (допущение имущественной обособленности);

- методы признания доходов и  расходов организации. В настоящее  Налоговым кодексом предусмотрены  два метода:

- метод начисления доходы и  расходы признаются в учёте  по мере их возникновения, то  есть в том отчётном (налоговом)  периоде, в котором они имели  место, независимо от факта  их оплаты;

- кассовый метод — доходы  и расходы признаются в учёте  в день поступления или выбытия  денежных средств в качестве  оплаты по сделке. Этот метод  в настоящее время в России  применяется редко из-за возможности  применения Упрощённой системы  налогообложения).;

- методы калькулирования себестоимости.  Определение себестоимости продукции  или услуги а также себестоимости  производственных ресурсов. Калькулирование  производится на основе учётных  и расчётных затрат и на  основе структуры этих затрат. Расчёт структуры затрат опирается  на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия,  прочих «вспомогательных» процессов  (таких как маркетинг, логистика  и т. д.) и в зависимости от  категории производства.

Столь короткий перечень рассматриваемых  вопросов не должен вводить в заблуждение  – методический раздел всегда бывает объемным, и именно он определяет правила  учета в организации. Поскольку  учетная политика конкретизирует способы  учета и оценки практически всех активов и обязательств организации, целесообразно сгруппировать их по какому-либо признаку, например:

в последовательности нумерации счетов бухгалтерского учета (основные средства (счет 01) и их амортизация (счет 02), доходные вложения в материальные ценности (счет 03), нематериальные активы (счет 04) и  их амортизация (счет 05), расходы на НИОКР (счет 04) и т. д.);

в последовательности отражения показателей  в составе бухгалтерского баланса  по статьям (по мере повышения ликвидности  – нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и  т. д.);

в последовательности их возникновения  в процессе жизнедеятельности организации (капитальные вложения, основные средства, нематериальные активы, результаты НИОКР  и т. д.), а также в любом другом порядке, удобном для организации [10,.с. 214].

Следует отметить, что приведенные  элементы организационно-технического и методического разделов учетной  политики не являются исчерпывающими. Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами.

1.2 Формирование учетной  политики

При формировании учётной политики предполагается что:

- активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников  этой организации и активов  и обязательств других организаций  (допущение имущественной обособленности);

- организация будет продолжать  свою деятельность в обозримом  будущем и у неё отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации  или существенного сокращения  деятельности и, следовательно,  обязательства будут погашаться  в установленном порядке (допущение  непрерывности деятельности);

- принятая организацией учётная  политика применяется последовательно  от одного отчётного года к  другому (допущение последовательности  применения учётной политики);

- факты хозяйственной деятельности  организации относятся к тому  отчётному периоду, в котором  они имели место, независимо  от фактического времени поступления  или выплаты денежных средств,  связанных с этими фактами (допущение временной определённости факторов хозяйственной деятельности).

Учётная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском  учёте всех факторов хозяйственной  деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учёте и бухгалтерской  отчётности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию  в бухгалтерском учёте расходов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская  создания скрытых резервов (требование  осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском  учёте факторов хозяйственной  деятельности исходя не столько  из их правовой формы, сколько  из экономического содержания  фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания  перед формой);

- тождество данных аналитического  учёта оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на последний календарный день  каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского  учёта, исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации  (требование рациональности) [11,.с. 172].

При формировании учётной политики организации по конкретному направлению  ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых  законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по конкретному вопросу в нормативных  документах не установлены способы  ведения бухгалтерского учёта, то при  формировании учётной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа.

Принятая организацией учётная  политика подлежит оформлению соответствующей  организационно–распорядительной  документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией при формировании учётной политики, применяются с  первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно–распорядительного документа. При этом они применяются всеми  филиалами, представительствами и  иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс), независимо от их места нахождения.

 

2          РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Причины изменения  и изменения в учетной политике  предприятия

Согласно п. 4 с. 6 Закона 129-ФЗ изменение  учетной политики может производиться  в случаях:

- изменения законодательства Российской  Федерации;

- изменения нормативных актов  органов, осуществляющих регулирование  бухгалтерского учета;

- разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета;

- существенного изменения условий  деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения  учетной политики должны вводиться  с начала финансового года.

При этом особый акцент делается на то, что принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  из года в год. Но за последние несколько  лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед наступлением нового финансового года в организации  должен быть оформлен приказ о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить многочисленные поправки, изменения формулировок и  нумерации пунктов и т.п., значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную политику на следующий год, в которой часть  положений полностью повторяют  аналогичные положения "прошлогодней" учетной политики, а другие –  обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько  привычными, что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной политики. Это обусловлено  тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения  и меняется гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из предусмотренных случаев изменения  учетной политики.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 129-ФЗ. Однако отдельные  нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения  публикуются уже после наступления  нового финансового года, хотя содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия – учетная  политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном  порядке, согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году. В такой ситуации организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). В этой ситуации, по мнению Богаченко В.М.: «целесообразно все же внести необходимые изменения в действующую учетную политику, не дожидаясь наступления нового отчетного года»

Информация о работе Учетная политика предприятия