Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является охарактеризовать, раскрыть, проанализировать и рассмотреть основные организационные аспекты учетной политики организации.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. Причем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Содержание работы

Введение
1. Теоретический аспект формирования учетной политики
1.1 Форма и структура учетной политики
1.2 Формирование учетной политики
2. Раскрытие учетной политики
2.1 Причины изменения и изменения в учетной политике предприятия
2.2 Вопросы, рассматриваемые учетной политикой
2.3 Вопросы по составлению учетной политики и ведению бухгалтерского учета
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

При применении объекта «доходы» ставка единого налога ниже – 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Но расходы налогоплательщик учитывать не может, т.е. налогом  облагается вся сумма полученных доходов (определяемая в соответствии со ст. 346.15 НК РФ).

При применении объекта «доходы  минус расходы» налоговая база определяется как разница между доходами и  расходами, указанными в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ;

2) как она будет вести Книгу  учета доходов и расходов. Книгу  можно вести как на бумажных  носителях, так и в электронном  виде.

Организациям, объект налогообложения  которых – доходы, уменьшенные  на величину расходов, необходимо составить  и утвердить учетную политику в полном объеме. Необходимость формирования учетной политики для таких организаций  объясняется тем, что при исчислении единого налога, подлежащего к  уплате в бюджет, доходы организации  могут быть уменьшены на сумму  расходов, указанных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ определено, что  расходы, указанные в п. 1 статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9–21 п. 1 статьи, принимаются применительно  к порядку, предусмотренному для  исчисления налога на прибыль организаций  ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 Кодекса. Следовательно, признание некоторых расходов в  целях уменьшения суммы полученных доходов может иметь различные  варианты.

Рассмотрим наиболее распространенные.

1. При определении объекта налогообложения  организация имеет право уменьшить  доходы на сумму материальных  расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Материальные  расходы принимаются для целей  налогообложения применительно  к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ организация  вправе производить оценку сырья  и материалов при списании их в  производство одним из следующих  методов:

1) по стоимости единицы запасов;

2) по средней стоимости;

3) по стоимости первых по времени  приобретений (ФИФО);

4) по стоимости последних по  времени приобретений (ЛИФО).

Один из методов оценки сырья  и материалов, по выбору организации, должен быть отражен в учетной  политике организации.

Напомним, что расходы на сырье  и материалы, согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, списываются на дату их оплаты.

Однако с 1 января 2009 г. такие расходы  можно учитывать по мере передачи их в производство, т.е. одновременно должны быть соблюдены два условия: материалы оплачены и списаны  на затраты.

2. Если организация предполагает  пользоваться заемными средствами, то списывать на расходы сумму  начисленных процентов ей позволяет  подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Митюкова  Э.С. посоветовала в учетной  политике установить способ определения  предельной величины процентов  по полученным кредитам (займам), так как проценты могут быть  включены в расходы только  в пределах норм, установленных  п. 1 ст. 269 НК РФ, а именно:

1) путем сопоставления суммы  начисленных по долговому обязательству  процентов со средним уровнем  процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале  на сопоставимых условиях, и выявления  отклонений. Причем размер отклонения  должен быть не более чем  20% от среднего уровня процентов,  начисленных по аналогичным обязательствам (п. 1 ст. 269 НК РФ);

2) исходя из ставки ЦБ РФ, увеличенной  в 1,1 раза, – при оформлении  долгового обязательства в рублях  и равной 15% – по долговым обязательствам  в иностранной валюте (п. 1 ст. 269 НК  РФ).

Следовательно, для того чтобы правильно  рассчитать сумму процентов, в целях  налогообложения организация должна отразить в приказе об учетной  политике способ определения предельной величины процентов по полученным кредитам (займам).

3. Организации, занимающиеся оптовой  и розничной торговлей, в учетной  политике должны отразить метод  оценки покупных товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 268 Кодекса  налогоплательщик при реализации товаров  вправе уменьшить доходы от таких  операций на стоимость реализованных  товаров в установленном данной статьей порядке.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров стоимость их приобретения определяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой  для целей налогообложения одним  из следующих методов оценки покупных товаров:

а) по стоимости первых по времени  приобретения (ФИФО);

б) по стоимости последних по времени  приобретения (ЛИФО);

в) по средней стоимости;

г) по стоимости единицы товара.

4. Если организация совмещает  упрощенную систему налогообложения  и ЕНВД, то в соответствии с  главой 26.3 Налогового кодекса РФ  она обязана вести раздельный  учет доходов и расходов по  разным специальным налоговым  режимам (п. 8 ст. 346.18 НК РФ). Налоговым  законодательством не установлен  порядок разделения доходов и  расходов при различных режимах  налогообложения. Во избежание  налоговых санкций в виде штрафов  организация должна самостоятельно  разработать и утвердить в  своей учетной политике для  целей налогообложения порядок  разделения доходов и расходов.

5. Порядок учета основных средств  и НМА.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса налогоплательщики, применяющие  УСН, вправе учитывать расходы на приобретение, а также сооружение и изготовление основных средств.

Первоначальная стоимость основного  средства определяется как сумма  расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение  до состояния, в котором оно пригодно для использования. Предъявленная  сумма НДС учитывается в стоимости  объекта. В течение налогового периода  расходы принимаются за отчетные периоды равными долями и отражаются в налоговом учете на последнее  число соответствующего периода (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Пример:

В феврале 2008 г. ООО «Стандарт», применяющее  упрощенную систему налогообложения, ввело в эксплуатацию основное средство первоначальной стоимостью 600 000 руб. В  апреле 2008 г. организация полностью  оплатила приобретенное имущество.

Следовательно, в налоговом учете  расходы по приобретению основного  средства отражаются в течение 2, 3 и 4-го кварталов 2008 г. по 200 000 руб.

А если объект основных средств оплачен  не полностью?

С 01.01.2008 г., в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом  от 17.05.2007 85-ФЗ в гл. 26.2 НК РФ, расходы  на приобретение основных средств отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Фактически это означает, что  нет необходимости в полной оплате ОС для возможности учета расходов по нему. То есть с учетом этих изменений  при условии ввода не полностью  оплаченного ОС в эксплуатацию (подачи документов на госрегистрацию) расходы принимаются в отчетных (налоговых) периодах в соответствующих размерах, но не более оплаченной части стоимости ОС.

Данные изменения улучшают позицию  налогоплательщиков, так как если ОС приобретено в одном налоговом  периоде, а оплата растягивается  на следующие налоговые периоды, то начиная со второго налогового периода расходы должны приниматься  в размере фактически уплаченных за квартал сумм.

Пример:

Организация приобрела в марте 2008 г. автомобиль стоимостью 300 000 руб. В  октябре автомобиль ввели в эксплуатацию. Оплата производится организацией частично: май, июнь и июль 2008 г. по 100 000 руб. Полная оплата автомобиля будет завершена  в июле 2008 г. Следовательно, во втором квартале 2008 г. будет включено в расходы 200 000 руб., и в третьем квартале – 100 000 руб.

Однако данное положение лучше  закрепить в учетной политике организации.

6. И еще одним элементом учетной  политики для целей налогового  учета является порядок ведения  налогового учета и формы регистров  налогового учета.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными  реквизитами, формируя тем самым  регистры налогового учета, либо вести  самостоятельные регистры налогового учета.

Формы аналитических регистров  налогового учета для определения  налоговой базы, являющиеся документами  для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие  реквизиты:

1) наименование регистра;

2) период (дату) составления;

3) измерители операции в натуральном  (если это возможно) и в денежном  выражении;

4) наименование хозяйственных операций;

5) подпись (расшифровку подписи)  лица, ответственного за составление  указанных регистров.

Следовательно, формы регистров  налогового учета и порядок отражения  в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных  документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются  приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).

В заключение остановимся на изменениях, вносимых в учетную политику для  целей налогообложения.

Как и для целей бухгалтерского учета, налоговая политика для налогообложения  применяется последовательно, начиная  с 1 января года, следующего за годом  утверждения. Для вновь созданной  организации учетная политика для  целей налогообложения утверждается не позднее окончания первого  налогового периода и считается  применяемой со дня создания организации.

Так в каких же случаях можно  вносить изменения в учетную  политику для целей налогообложения?

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса  РФ «Изменение порядка учета отдельных  хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения  законодательства о налогах и  сборах или применяемых методов  учета.

Решение о внесении изменений в  учетную политику для целей налогообложения  при изменении применяемых методов  учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении  законодательства о налогах и  сборах – не ранее чем с момента  вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае если налогоплательщик начал  осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей  налогообложения принципы и порядок  отражений для целей налогообложения  этих видов деятельности»

 

Заключение

По данной курсовой работе можно  сделать следующие выводы.

Под учетной политикой следует  понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета  и отражения в учете хозяйственных  операций.

Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем  организации.

При формировании учетной политики организации выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Каждое предприятие обладает свободой формирования и организации учетной  политики. На разных организациях учетная  политика обязательно будет отличаться. Учетная политика дает возможность  выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения  счетов, формы бухгалтерского учета  и др.

Но недопустимо, чтобы в разные моменты времени, некоторые факторы  учитывались и понимались по-разному  в организации и налоговыми органами.

Автор полагает, что недопустима  ситуация, когда организация в  одном месяце ведет учет с применением  одних счетов, а в следующем  – других, так как в зависимости  от принятия в учетной политике организации  того или иного способа оценки средств, начисления износа и т.д. по-разному  формируется себестоимость, отражаются операции.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как  минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней  бухгалтерской отчетности, разработанные  на основе образцов, рекомендованных  Минфином России.

В связи с тем, что в октябре, ноябре 2008 года Минфин России утвердил четыре новых ПБУ (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина  России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении  положений по бухгалтерскому учету"); ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного  подряда» (Приказ Минфина России от 24.11.2008 N 116н "Об утверждении положения  по бухгалтерскому учету "Учет договоров  строительного подряда" (ПБУ 2/2008)"); ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету"); ПБУ 15/2008 «Учет  расходов по займам и кредитам» (Приказ Минфина России 06.10.2008 N 107н "Об утверждении  положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)")), автор в своей работе исследовал их и конкретизировал  их влияние на учетную политику предприятия.

Поэтому вести учетную политику в соответствии с вышеуказанными ПБУ необходимо с 2009 г. Приказом Минфина  установлено новое ПБУ 1/2008, регулирующее правила формирования и раскрытия  учетной политики организаций (кроме  бюджетных и кредитных). Вести  учетную политику в соответствии с этим ПБУ необходимо с 2009 г. Действующий  на данный момент Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н и установленное  им ПБУ 1/98 утрачивают силу с 1 января следующего года.

Существенных изменений правила  ведения учетной политики не претерпели. Введены следующие новшества: при  формировании учетной политики утверждаются, кроме прочих документов, перечисленных  в действующем на данный момент ПБУ, регистры бухгалтерского учета. Если по конкретному вопросу в нормативно-правовых актах не установлены способы  ведения бухучета, то организация  может разработать свой порядок  не только исходя из иных ПБУ, но и из стандартов МСФО. Что касается изменения  учетной политики, главное новшество  состоит в том, что менять ее можно  будет не только с начала отчетного  года: в п. 12 Положения говорится, что изменение производится с  начала года, "если иное не обусловливается  причиной такого изменения". Кроме  того, подробно разъяснен порядок  ретроспективного отражения последствий  изменения учетной политики.

Информация о работе Учетная политика предприятия