Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является охарактеризовать, раскрыть, проанализировать и рассмотреть основные организационные аспекты учетной политики организации.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. Причем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Содержание работы

Введение
1. Теоретический аспект формирования учетной политики
1.1 Форма и структура учетной политики
1.2 Формирование учетной политики
2. Раскрытие учетной политики
2.1 Причины изменения и изменения в учетной политике предприятия
2.2 Вопросы, рассматриваемые учетной политикой
2.3 Вопросы по составлению учетной политики и ведению бухгалтерского учета
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.98 Кб (Скачать файл)

• способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;

• способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики условий хозяйствования — отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.;

• способы бухгалтерского учета, которые  установлены нормативными документами  по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но не позволяют организации  достоверно отразить ее имущественное  состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы  бухгалтерского учета;

• способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, когда  представляется достаточно сложным  определить законодательные приоритеты того или иного способа [5,.с. 281].

Таким образом, учитывая разнообразие хозяйственной деятельности, можно  предположить, что эффективное регулирование  порядка отражения всех хозяйственных  ситуаций невозможно по определению. Бухгалтерское  законодательство, идя по пути сближения  с международными стандартами формирования финансовой отчетности, постепенно отказывается от жесткого нормативного регулирования  отражения в учете и отчетности отдельных хозяйственных операций. При этом ставка делается на повышение  профессионального уровня бухгалтера, который должен вести учет и формировать  отчетность, исходя из декларированных  принципов учета и условий  хозяйствования организации, а не только на основе норм, установленных государством.

 

2.3 Вопросы по составлению  учетной политики и ведению  бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского и налогового учета организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, вызывает большой интерес на практике. Это связано с тем, что Федеральным  законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, разрешено  не вести бухгалтерский учет хозяйственных  операций. А главой 26.2 «Упрощенная  система налогообложения» предусмотрено, что организации-плательщики единого  налога обязаны вести учет доходов  и расходов на основании первичных  документов. Также много вопросов у организаций-упрощенцев связано  с необходимостью составлять учетную  политику.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения  бухгалтерского учета. Однако в этом же пункте сказано, что «организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете».

Это связано с тем, что остаточная стоимость основных средств и  нематериальных активов – один из ключевых показателей для организаций, состоящих на УСН. Остаточная стоимость  ОС и НМА для целей применения УСН берется по данным бухгалтерского учета и представляет собой разницу  между первоначальной стоимостью и  начисленной амортизацией по каждому  объекту основных средств.

Минфин РФ в своем письме от 18.09.2008 г. № 03-11-04/2/140 «Учет основных средств  при УСН» сообщил следующее:

«Согласно п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса  РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 20 млн руб. (индексированные на коэффициент-дефлятор) и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения  с начала того квартала, в котором  допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Вышеизложенное распространяется как на налогоплательщиков, выбравших  в качестве объекта налогообложения  доходы, так и на налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта  налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов.

Кроме того, на основании п. 3 ст. 34.16 Кодекса в случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения  с момента постановки на учет в  налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов  принимается по первоначальной стоимости  этого имущества, определяемой в  порядке, установленном законодательством  о бухгалтерском учете.

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются  от обязанности ведения бухгалтерского учета.

При этом указанные организации  ведут учет основных средств и  нематериальных активов, а также  определяют их остаточную стоимость  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, то есть в соответствии с нормами  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного  Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом Минфина  России от 27.12.2007 № 153н».

В том случае, если по итогам какого-либо из отчетных периодов или всего года остаточная стоимость превысит 100 млн  руб., организация обязана перейти  на общую систему налогообложения  с начала того квартала, в котором  допущено такое превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). При этом остаточная стоимость  основных средств и НМА складываются вместе.

Пример

Организация «А» переведена на уплату УСН. По состоянию на 30.09.2008 г. остаточная стоимость основных средств составила 90 000 000 руб. и НМА – 20 000 000 руб. Следовательно, организация обязана с начала квартала, в котором допущено превышение, перейти на общий режим налогообложения.

Наряду с учетом ОС и НМА организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, обязаны вести  учет кассовых операций. На это прямо  указано в п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, где сказано, что «для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, сохраняется действующий  порядок ведения кассовых операций».

Другим ограничением для применения упрощенной системы налогообложения  является величина полученного дохода.

Так, если по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев или года доход  налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, превысит лимит, установленный п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса, то она обязана перейти  на общий режим налогообложения. В редакции Закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ данное предельное значение дохода установлено  в размере 20 000 000 рублей. Причем эта  величина также подлежит ежегодной  индексации на коэффициент-дефлятор.

Величина предельного размера  доходов налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода, ограничивающая право перехода на УСН, с 1 января 2009 г. равна 26 800 000 руб. (20 000 тыс. руб. × 1,34).

В этом случае бухгалтерский учет за время применения УСН в текущем  году организации придется восстанавливать (Письмо от 18.09.2008 г. № 03-11-04/2/140).

Если организация осуществляет деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, и одновременно применяет упрощенную систему налогообложения, то ей также  придется вести бухгалтерский учет в целом по организации, так как  деятельность, подпадающая под уплату ЕНВД, не освобождена от ведения  учета.

По окончании финансового года результаты деятельности общества с  ограниченной ответственностью должно утвердить общее собрание участников этого Общества. Для этого необходимо представить данные, подтверждающие эти результаты, и, конечно, сделать  это проще всего, используя данные именно бухгалтерского учета.

Если упрощенную систему налогообложения  применяет акционерное общество, то ему также придется вести бухгалтерский  учет в полном объеме. Это связано  с тем, что, в соответствии с Федеральным  законом от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» (далее Закон «Об акционерных обществах»), на основании данных бухгалтерской отчетности акционерными обществами принимается ряд решений.

В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона «Об  акционерных обществах» общество вправе по результатам деятельности принимать  решение о выплате дивидендов. Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль общества, которая  определяется по данным бухгалтерской  отчетности. Одним из условий, когда  Общество не вправе принимать решения  о выплате дивидендов, является –  «если на день принятия такого решения  стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и  резервного фонда, и превышения над  номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости  размещенных привилегированных  акций либо станет меньше их размера  в результате принятия такого решения» (ст. 42 Закона «Об акционерных обществах»).

Следовательно, для принятия решения  о выплате дивидендов акционерам общество обязано:

- во-первых, рассчитать величину  чистой прибыли, которая определяется  по данным бухгалтерской отчетности  общества (п. 2 ст. 42 Закона «Об акционерных  обществах»);

- во-вторых, по данным бухгалтерского  учета рассчитывается стоимость  чистых активов общества (п. 3 ст. 35 Закона «Об акционерных обществах»). Учредители АО могут принять  решение об увеличении размера  уставного капитала. Однако это  возможно лишь в том случае  если сумма, на которую увеличивается  уставный капитал, не превышает  разницы между стоимостью чистых  активов и суммой уставного  и резервного капиталов (п. 5 ст. 28, подп. 4, 5 ст. 35 Закона «Об акционерных  обществах»).

На утверждение общего собрания акционеров представляется бухгалтерская  отчетность общества (подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об акционерных обществах»). Наконец  общество обязано хранить документы  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности (п. 1 ст. 89 Закона «Об акционерных  обществах»).

В подтверждение данного мнения можно привести Письмо Минфина РФ от 19.09.2008 г., в котором сказано  следующее:

«Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются  от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Вышеназванные организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.

При этом вышеназванные организации  ведут учет основных средств и  нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, то есть в соответствии с нормами  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного  Приказом Минфина России от 30.03.2001 26н, и Положения по бухгалтерскому учету  «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом Минфина  России от 27.12.2007 № 153н.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством Российской Федерации.

Однако если федеральные законы устанавливают какие-либо обязанности  вышеназванных налогоплательщиков, связанные с ведением бухгалтерского учета, то эти налогоплательщики  для исполнения соответствующих  требований должны вести бухгалтерский  учет в той части, которая обеспечивает исполнение ими данных требований.

Вместе с тем относительно представления  бухгалтерской отчетности хозяйственными обществами полагаем необходимым отметить следующее.

Нормы законодательства об акционерных  обществах (ст. 97 Гражданского кодекса  РФ, ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ годовая бухгалтерская  отчетность относится к информации (материалам), подлежащей обязательному  утверждению на общем годовом  собрании акционеров и предоставляемой  лицам, имеющим право на участие  в общем собрании акционеров.

Кроме того, нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 91 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») обязывают общество с ограниченной ответственностью вести  бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества, а также утверждать распределение  прибылей и убытков. В соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и  бухгалтерские балансы.

При несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете, акционерного законодательства и законодательства об обществах с ограниченной ответственностью следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает  порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. При этом законодательство об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью является специальным. В этой связи в рассматриваемом случае следует применять положения Гражданского кодекса РФ и вышеназванных федеральных законов.

Учитывая изложенное, акционерные  общества и общества с ограниченной ответственностью, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения, согласно Гражданскому кодексу РФ и  федеральным законам от 26.12.1995 № 208-ФЗ и от 08.02.1998 № 14-ФЗ, по нашему мнению, обязаны вести бухгалтерский  учет и представлять бухгалтерскую  отчетность в общеустановленном  порядке».

Учитывая вышеизложенное, можно  признать, что ведение полноценного бухгалтерского учета организациями, применяющими упрощенный режим налогообложения, является обязательным и целесообразным.

Если организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, ведет  бухгалтерский учет в полном объеме, то и учетную политику ей необходимо разрабатывать в полном объеме. Причем как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.

Информация о работе Учетная политика предприятия