Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 01:01, курсовая работа
Цель работы – изучение связи организационного поведения с удовлетворенностью трудом персонала.
Объект исследования – организационное поведение.
Предмет исследования - связь удовлетворенности трудом персонала с направленностью работников.
Содержание
Приложение……………………………………………………
Удовлетворённость работой является важным показателем, характеризующим трудовую деятельность с точки зрения её социальной эффективности. Однако, в противоположность так называемым жестким факторам, таким как оборудование, затраты, доходы и т. д., удовлетворенность часто называют гибким фактором. Этот гибкий фактор составляет скрытую действительность в организациях, которая едва ли может быть измерена прямым объективным способом. Нет результатов исследований, обеспечивающих полную ясность связи между факторами мотивации/удовлетворенности и ответным поведением. Несмотря на эти не очень ободряющие результаты, трудовая мотивация и удовлетворенность работой рассматриваются в качестве очень важных человеческих ресурсов в организациях, ресурсов, с которыми следует не только считаться всерьез в контексте организационной культуры, но также принимать во внимание в управлении эффективностью и качеством.
Тесным образом проблема удовлетворённости работой связана с отношением к труду, повышением его эффективности, развитием социального планирования на предприятии, с методами мотивации работников. Самостоятельное значение приобретает удовлетворённость трудом при изучении трудовой мобильности, которая во многом является следствием неудовлетворённости работника определёнными сторонами своего труда. Исследование этого вопроса помогает всесторонне раскрыть причины и закономерности процесса, выработать критерии его оптимальности и найти методы управления трудовой мобильностью. Стабильность кадрового состава является одним из условий эффективной работы любой фирмы, а борьба за низкую текучесть персонала - проблема, одинаково актуальная как для западных, так и для российских компаний. Текучесть кадров отрицательно сказывается на работе предприятия, не дает сформироваться коллективу, а значит и корпоративному духу, что неизменно влечет за собой снижение производственных показателей и эффективности работы. Персонал – один из самых главных и ценных ресурсов любой компании, поэтому необходимо научиться эффективному управлению персоналом, и путь к этому лежит в том числе через понимание мотиваций человека. Зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему стимулирования труда и добиться высокой степени удовлетворенности работой.
Актуальность и важность изучения удовлетворенности трудом персонала заключается в том, что, поняв механизм ее формирования, руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия.
Цель работы – изучение связи организационного поведения с удовлетворенностью трудом персонала.
Объект исследования – организационное поведение.
Предмет исследования - связь удовлетворенности трудом персонала с направленностью работников.
Рабочая гипотеза – организационное поведение значимо связано с удовлетворенностью персонала трудом.
Основные задачи исследования:
1) проанализировать
2) выявить особенности
3) изучить удовлетворенность
4) выявить связь между
Методы исследования: анализ документов, анкетирование, психодиагностика, методы качественной и количественной обработки данных.
Опытная база: исследование проводилось на базе ОАО «Белгородасбестоцемент». Выборку составили сотрудники организации в количестве 40 человек (18 женщин и 2 мужчины) в возрасте от 23 до 45 лет со стажем работы от 5 до 10 лет.
Рассматривая понятие удовлетворенности трудом необходимо использовать комплексный подход к данной проблеме с учетом профессиональных интересов индивида, направленности личности и формирования его наклонностей.
Удовлетворенность трудом - эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется.
При определении понятия «удовлетворенности трудом» необходимо в первую очередь указать возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связанные с трудовой деятельностью.
В основе всех разработок представленных учеными лежит теория американского социолога А. Маслоу в которой была представлена пирамида потребностей человека. Он распределил потребности по степени важности на несколько уровней:
- физиологические потребности;
- потребность в безопасности;
- потребность в любви и общении;
- потребность в уважении, самоуважении, общественном признании;
- потребность в самореализации, самоактуализации.
При создании условий способствующих реализации потребностей работника происходит повышение положительного отношения к работе, а следовательно растет удовлетворенность трудом, что в свою очередь приводит к повышению качества продукции и росту продуктивности. Если руководители хотят, чтобы их персонал работал с максимальной отдачей, творчески, на высшем уровне мотивации, нужно обеспечить реализацию потребностей всех низших уровней – сделать труд комфортным, удобным, эргономичным и оптимизированным.
На втором месте при определении удовлетворенности трудом находятся профессиональные интересы индивида:
- это эмоциональные предпочтения человека в процессе усвоения новых видов знания, связанных с овладением профессией;
- в более широком смысле – это интересы - мотивы.
Значительную роль интереса в труде отметил Мейерс: если работники находят интересным процесс работы, то без каких-либо дополнительных затрат будут работать продуктивно.
С целью повышения интереса в труде используются различные способы профессиональной мотивации:
- выявление оптимальной формы заработной платы;
- создание благоприятных условий на работе;
- введение регламентированных пауз для отдыха.
Другие исследования проведенные Фрайером показали, что почти 100% рабочих неудовлетворенны своим трудом: стенограф хотел заниматься литературой, клерк мечтал быть артистом, механик хотел стать священнослужителем. Т.е. независимо от профессии люди мечтали о других видах деятельности. Таким образом, Фрайер сделал вывод: не стоит изучать интересы, т.к. они нестабильны, динамичны.
Однако, с нашей точки зрения, работу по выявлению и формированию интереса необходимо проводить на стадии получения профобразования, с учетом физиологических, психических особенностей индивида с целью иметь предпосылки повышающие удовлетворенность трудом индивида.
К профессиональным склонностям относятся эмоциональные предпочтения индивида при определении вида занятия, рода деятельности, связанных с профессией. Показателем успешности в труде, т.е. степенью эффективности производства, определяется высокое качество и скорость работы индивида.
Удовлетворенность трудом является сложным психологическим образованием, состоящим как из общей удовлетворенности, выраженной оценкой того, насколько выполняемая работа соответствует желанию конкретного человека, так и из отдельных составляющих удовлетворенности, характеризующих отношение к конкретным аспектам профессиональной среды в коллективе.
Так же удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Таким образом, можно сказать следующее, что удовлетворенность трудом – это эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.
Степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой является важнейшей составляющей трудовой мотивации, от которой зависит производительность труда и качество работы.
Моти вация (лат. motivatio) - динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия, ценностные установки и другие психологические компоненты личности.
В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности, т.е. получить определенные блага посредством трудовой деятельности. Мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы.
Х. Хекхаузеном побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Т.е. мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.
Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.
Мотивация составляет основу трудового потенциала работника, который в свою очередь состоит из психофизиологического потенциала, т.е. способности и склонности человека, состояния его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы, и личностного потенциала, т.е. мотивационного.
Возможность воздействовать на индивида с целью организации его деятельности не только путем принуждения, но и используя другие способы: убеждения, создание определенных условий, мотивации – известны человеку с древнейших времен. Самым эффективным способом намеренного воздействия является формирование мотива у индивида.
В связи с этим в психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.
Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной активности и связана определенным образом с проявлением положительных эмоций и чувств, например, одобрение тех, с кем трудится данный человек.
К отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области деятельности.
Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди привыкают к отрицательному воздействию наказания и в конце концов перестают реагировать на него
Парадокс заключается в том, что аналогичное действие оказывает и вознаграждение. Если человек все время получает, например, материальную награду, то со временем вознаграждение теряет свою мотивационную нагрузку, т.е. перестает действовать. Психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности, точнее говоря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед нами среда. Как говорил в 1920 г. Пьерон, объективно эмоция, видимо, характеризуется также довольно сильной диффузной реактивностью, которая выходит за рамки ответов, непосредственно соответствующих возбуждению. Даже психологи, признающие континуум активации, отмечают это нарушение адаптации, возникающее, когда интенсивность ситуации становится слишком сильной. Так, Линдслей в 1957 г. показал, что когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля.
Человек не будет трудиться, если у него нет потребности, т.е. мотива в получении предоставляемого блага. На мотивацию работника можно воздействовать, создавая лишь условия для возникновения мотивации, но не саму мотивацию. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до плюса. Главное в мотивации - это процесс, который происходит внутри человека, направляет его поведение и выбор или, иными словами, заставляет его вести себя в какой-то конкретной ситуации определенным образом.