Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 01:01, курсовая работа
Цель работы – изучение связи организационного поведения с удовлетворенностью трудом персонала.
Объект исследования – организационное поведение.
Предмет исследования - связь удовлетворенности трудом персонала с направленностью работников.
Mотиваторные - связанные с «внутренними потребностями», влияют на удовлетворенность работой: трудовые успехи работника, признание его заслуг, предоставление самостоятельности, служебный рост, профессиональное совершенство, обогащение труда элементами творчества.
Следовательно, гигиенические факторы закрепляют и стабилизируют персонал, а побуждают к производительной работе мотиваторы. Поэтому на мотивацию работника можно воздействовать, создавая лишь условия для возникновения мотивации, но не саму мотивацию.
Человек трудится с целью удовлетворения своих потребностей, т.е. мотивом выступает получение блага. Таким образом, процесс, который происходит внутри человека и направляет его поведение, определяет его выбор, именуемый нами мотивацией, непосредственно влияет на степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой, а в связи с этим и достижение своих целей, реализацию интересов.
В заключение можно сказать, что удовлетворенность трудом проявляется в эмоционально окрашенном оценочном представлении субъекта, его ожиданиям в отношении результата своей трудовой активности, а так же содержания процесса работы и внешних условий, в которых она осуществляется. Все вышеперечисленное отражает степень удовлетворенности трудом, а ее повышение формирует положительное отношение к работе, и следовательно ведет к повышению качества продукции и росту продуктивности.
Таким образом, возможность самореализации человека в труде, профессиональной сфере – значимая составляющая его развития, важным компонентом которого является стремление индивида реализовать свои способности и таланты (потенциальная мотивация).
Профессиональная деятельность субъекта является источником существования и средством его личностной самореализации. В основе всякой профессиональной деятельности лежат потребности субъекта, которые определяют мотивацию работника к труду. На протяжении двадцатого столетия было разработано множество теорий мотивации, некоторые из них были рассмотрены нами в работе: теория А. Маслоу, которая дала первые представления об иерархии человеческих потребностей; теория мотивации Алдерфера; теория М. Клеланда излагающая потребность человека во власти; двухфакторная теория мотиваций Ф. Герцберга, где мотивационные факторы связаны с характером и сущностью работы, а гигиенические - с окружающими обстоятельствами, внешней средой и теория Портера-Лоулера отражающая полное удовлетворение работника своей деятельностью, в основе которого лежит высокая результативность труда.
Человек трудится с целью удовлетворения своих потребностей, т.е. мотивом выступает получение блага. Таким образом, процесс, который происходит внутри человека и направляет его поведение, определяет его выбор, именуемый нами мотивацией, непосредственно влияет на степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой, а в связи с этим и достижение своих целей, реализацию интересов и удовлетворенность трудом.
На начальном этапе формирования карьеры сотрудники стремятся удовлетворить жизненно важные потребности, и их в первую очередь интересует заработная плата, социальная защищенность и другие объективные мотивы. На данном этапе становления профессиональной карьеры актуальной является пирамида потребностей А. Маслоу.
Чем выше сотрудник поднимается по карьерной лестнице, чем более максимально удовлетворены его базовые потребности, тем больше его мотивы приобретают субъективный характер. Внутренние условия связанны с самим содержанием труда, труд должен быть интересным, творческим, достижение, признание, ответственность, продвижение, возможность карьерного роста. Следовательно, все вышеперечисленные факторы влияют на степень удовлетворенности трудом.
Исследование проводилось на базе ОАО «Белгородасбестоцемент». Выборку составили сотрудники организации в количестве 40 человек (18 женщин и 22 мужчины) в возрасте от 23 до 45 лет со стажем работы от 5 до 10 лет.
Исследование проводилось на основе теста «Состояние удовлетворенности трудом персонала». Испытуемым было предложены 15 тестовых вопросов. В каждой позиции им необходимо было обвести в круг ту цифру, которая отражает удовлетворенность испытуемых данным параметром. Значения оценок предлагались следующие:
- 5 – полностью удовлетворен;
- 4 – удовлетворен;
- 3 – частично удовлетворен;
- 2 – не удовлетворен;
- 1 – совершенно не удовлетворен.
Таблица, предлагаемая испытуемым для заполнения, представлена в приложении 1, первичные результаты представлены в приложении 2.
Обработка результатов осуществлялась в 2 этапа. Не первом этапе необходимо было подсчитать общую сумму баллов в бланке каждого респондента, сложить баллы всех респондентов и разделить на количество участников исследования. Полученное число отражает степень удовлетворенности трудом в данном подразделении.
Общий средний индекс свыше 58 баллов свидетельствует о высокой удовлетворенности трудом, от 45 до 57 баллов – средний уровень удовлетворенности трудом, от 30 до 44 баллов – низкий уровень удовлетворенности, начальная степень неудовлетворенности трудом, 15-29 баллов – высокая степень неудовлетворенности трудом. В соответствии с этими оценочными зонами можно анализировать и индивидуальные показатели, которые в данном случае будут свидетельствовать об индивидуальной удовлетворенности трудом.
Общее число полученных баллов составило 1882. Количество участников – 40 человек. Общий средний индекс составил:
1882 / 40 = 47,05 баллов
Таким образом, можно сказать, что в организации общий средний уровень удовлетворенности трудом.
На втором этапе необходимо было подсчитать суммы баллов всей группы отдельно по каждому из 15 вопросов и разделить на количество опрашиваемых. В результате получается 15 индексов. Вопросы, получившие наибольшие индексы, являются ресурсами для улучшения удовлетворенности трудом, а утверждения, получившие наименьшие индексы являются проблемными зонами, и на них следует обратить более пристальное внимание.
Результаты второго этапа обработки данных представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты второго этапа обработки данных
Номер вопроса |
Общая сумма баллов |
Индекс удовлетворенности трудом |
1 |
102 |
2,55 |
2 |
107 |
2,675 |
3 |
120 |
3 |
4 |
120 |
3 |
5 |
115 |
2,875 |
6 |
123 |
3,075 |
7 |
117 |
2,925 |
8 |
134 |
3,35 |
9 |
116 |
2,9 |
10 |
132 |
3,3 |
11 |
113 |
2,825 |
12 |
101 |
2,525 |
13 |
121 |
3,025 |
14 |
114 |
2,85 |
15 |
108 |
2,7 |
Наглядно результат расчета индексов представлен на рис. 1.
Рис. 1 Графические результаты второго этапа обработки данных
Таким образом, наибольший индекс получили следующие вопросы:
- вопрос 6 «Отношения в коллективе» (3,075 балла);
- вопрос 10 «Отношение администрации к запросам работников» (3,3 балла);
- вопрос 13 «Возможности обучения и повышения квалификации» (3,025 балла);
- вопросы 3 «Санитарно-гигиенические условия труда» и 4 «Заработная плата» – по 3 балла.
Следовательно, можно
сделать вывод, что на первом
месте для работников стоит
отношение администрации в запросам
работников, соответственное,
руководству необходимо проанализировать
недостатки работы в этом направлении
с целью улучшения взаимоотношений
руководства и подчиненных. Отношения
в коллективе находятся на второй
позиции, соответственно, психологический
климат в коллективе очень важен
для работников предприятия. Также
работники считают необходимым
получить более широкие возможности
в области обучения и повышения
квалификации. Не менее важными,
как считают, работники, является
также заработная плата и
санитарно-гигиенические условия
труда, поскольку
ОАО «Белгородасбестоцеме
Таким образом, обратив
внимание на рассчитанные показатели
удовлетворенности труда персонала,
руководство ОАО «Белгородасбестоцеме
Согласно проведенному
исследованию, было определено,
что в ОАО «Белгородасбестоцеме
Одно из направления – предоставление персоналу возможностей повышения квалификации. Так, определение потребностей в повышении квалификации персонала может предприниматься на различных уровнях. Потребности организации в целом должны быть проанализированы специалистом по кадрам или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями и политикой организации в планировании рабочей силы. При этом определяется необходимость в повышении квалификации конкретных групп работников по всем подразделениям после консультаций с линейными менеджерами.
Система дополнительных льгот и нематериальной мотивации обсуждается с рабочей группой, определяются принципы предоставления льгот и поощрений сотрудников. Так, сотрудники могут быть мотивированы:
- поощрением за длительное время работы в организации (дополнительными льготами в зависимости от стажа);
- привлечением и удержанием высокопрофессиональных сотрудников (учитывается квалификация, разряд, должность и результаты аттестации);
- стимулированием производительности труда (учитываются результаты эффективности деятельности).
Определив принципы, необходимо выбрать фиксированный или гибкий вид предоставления дополнительных льгот. Они могут состоять из:
- фиксированного набора льгот – всем сотрудникам могу полагаться одинаковые льготы, но их величина находится в зависимости от позиции сотрудника в компании;
- льгот по выбору (Cafeteria Plan) – сотруднику положен список льгот, который соответствует его должности или разряду, он выбирает из списка то, что отвечает его потребностям (т. е. происходит формирование индивидуального портфеля льгот, стоимостью он не должен превышать суммы, которая установлена для его должности или разряда).
Основная сложность внедрения Cafeteria Plan - в том, что она сложноуправляема и требует дополнительных затрат. Решение проблемы заключается в разработке и внедрении дополнительного модуля корпоративной IT-системы или аутсорсинга, т. е. эти функции передаются провайдеру, способному взять на себя взять на себя функцию учитывать и использовать льготы.
Согласно практике современных организаций, что стоимость льгот в денежном выражении не должна превышать 10 – 15% от заработной платы сотрудника. Также допустимы затраты на управление соцпакетами сотрудников в размере 5 – 7% от стоимости пакета.
Указанные льготы направляются на удовлетворение различных потребностей работников организации (см. таблицу 3).
Таблица 3