Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Консультирование по вопросам управления, или управленческого консультирования, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам. Спрос на управленческие консультационные услуги в России, к сожалению, пока еще слабо развит. Это свидетельствует о несовершенных рыночных отношениях, отсутствии пока даже опыта осмысления его системной организации в виде значительных проектов.
Введение………………………………………………………………….1
Что такое консультирование…………………………………………2
Типы консультирования………………………………………………4
Отечественная классификация консультационных услуг………….7
Консультационный процесс…………………………………………. 9
Консультанты…………………………………………………………10
Классификация управленческих консультантов……………………12
Коучинг как средство управления……………………………………13
Коучинг в России………………………………………………………17
Стратегический коучинг для руководителей…………………………19
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………..26
Введение
Консультирование по вопросам управления, или управленческого консультирования, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам. Спрос на управленческие консультационные услуги в России, к сожалению, пока еще слабо развит. Это свидетельствует о несовершенных рыночных отношениях, отсутствии пока даже опыта осмысления его системной организации в виде значительных проектов. На сегодняшний день становится ясно, что важным условием модернизации экономики РФ в новых социально-экономических условиях становиться формирование активно развивающейся системы управления.
Что такое консультирование
Можно выделить два основных подхода к консультированию. Первый рассматривает консультирование с функциональной точки зрения. Фриц Стил так определяет консультирование «...любая форма предоставления помощи в отношении содержания, процесса решения или построения задачи (или ряда задач), при которой консультант не выполняет задачу самостоятельно, а только оказывает помощь в ее выполнении». Питер Блок считает, что «вы выступаете в роли консультанта всякий раз, когда предпринимаете попытку изменить или улучшить ситуацию, но прямой контроль над осуществлением действий по ее изменению или улучшению вам не принадлежит... Большинство сотрудников организации в действительности являются консультантами, даже если официально они так не называются». В этих и аналогичных определениях делается акцент на роли консультанта как помощника или советника и предполагается, что такую помощь могут предоставить люди, занимающие самые разные должности. Таким образом, руководитель может выступать одновременно и в роли консультанта в тех случаях, когда он дает совет или оказывает помощь другому руководителю или подчиненному (в случаях, когда советы и помощь не носят характера приказа или распоряжения).
Другой подход рассматривает
консультирование как самостоятельные
профессиональные услуги и делает акцент
на требованиях, которым эти услуги
должны соответствовать. Ларри Грейнер
и Роберт Метцгер утверждают, что
«управленческое консультирован
Можно сказать, что эти два подхода являются взаимодополняющими. Управленческое консультирование может рассматриваться и как профессиональная услуга, и как способ оказания практической помощи. Нет сомнений в том, что управленческое консультирование является самостоятельным сектором профессиональной деятельности. В то же время, управленческое консультирование является средством оказания помощи организациям и ответственным лицам как в совершенствовании методов управления и ведения бизнеса, так и в повышении личной и организационной эффективности. Данный метод может применяться (и применяется) не только консультантами, для которых управленческое консультирование является основной работой, но и компетентными лицами, основным родом деятельности которых является обучение, проведение тренингов, исследования, разработка и оценка проектов и т.д. Для достижения результатов эти люди должны владеть навыками консультирования и следовать правилам поведения в профессиональном консультировании
Итак, управленческое консультирование - это деятельность по оказанию независимых профессиональных услуг, носящих рекомендательный характер и помогающих руководителям и организациям в реализации организационных целей и задач путем разрешения управленческих и деловых проблем, выявления и использования новых возможностей, внедрения изменений и обучения.
Создание ценности за счет передачи знаний
Независимо от того, практикуется ли управленческое консультирование в качестве основного рода деятельности или это лишь дополнительное занятие, его можно определить как передачу клиенту знаний, необходимых для ведения дел и управления. Эти знания должны помочь клиенту в повышении эффективности управления и развитии его организации, и, таким образом, предоставить ему добавленную ценность.
Поэтому предназначением консультирования является создание, передача и применение на практике знаний об управлении и бизнесе. «Уникальность менеджмента состоит в том, что с самого его зарождения консультанты играли ключевую роль в развитии практики управления, управленческих знаний и самой профессии руководителя», - писал Питер Дракер. Под знаниями здесь понимается совокупность теоретических знаний, опыта, квалификации, навыков, ноу-хау, умений и способностей. Таким образом, под передачей знаний понимается не только изложение фактов, но и прививание подходов, методов и развитие способностей, необходимых для эффективного применения знания в конкретной экономической, деловой, институциональной, культурной или организационной среде.
Типы консультирования
В принципе, можно говорить о существовании двух типов консультирования. Первый - преимущественно технический. Его приверженцами являются технические специалисты, компетентные в вопросах бизнес-процессов, стратегий, структур, систем, технологий, распределения и использования ресурсов, а также в таких материальных, поддающихся количественному определению и измерению вопросах, как производство, финансы бухгалтерский учет. Специалист может обладать знаниями в области технологии, организации производства, информатики, статистики, математики, исследования операций, экономической теории фирмы, бухгалтерского учета и т.д.
Проблемы клиента
Консультантов второго типа интересуют, прежде всего, социально-психологические проблемы организации. Их доктрина заключается в следующем, что бы клиент ни думал и ни говорил, причиной любых проблем, возникающих в организации, будь то технические или финансовые затруднения, является человеческий фактор. Грамотная мотивация, побуждение к активной деятельности, наделение сотрудников дополнительными полномочиями приводят к более эффективному использованию знаний и опыта в организации и позволяют решить проблемы или значительно облегчить их решение. Типичными представителями консультирования второго типа являются консультанты по организационному развитию (organization(al) develoрment - OD) или по развитию человеческих ресурсов (human resource development - HRD). Их доля в индустрии консультирования относительно невелика, но оказываемое ими влияние непропорционально их количеству. В отличие от представителей предыдущей группы, приверженцы этого направления не только много консультируют, но и активно публикуются, популяризуя свой опыт и свои взгляды. Большинство публикаций о концепциях и методологии консультирования принадлежит представителям именно этой группы.
Также в консультативной деятельности выделяются два направления, два подхода. Все зависит от того, с какими организациями консультант имеет дело, к какой модели они относятся. Первая модель подразумевает, что организация - это механизм или машина, производящая определенный продукт в заданный период времени, ее процессы могут быть отлажены и заданы извне. Вторая модель: организация - это динамически развивающееся сообщество людей, ее развитие стимулируется внутренними процессами.
Экспертное консультирование
Для первой модели организации более всего подходит экспертное консультирование, которое предполагает конкретную задачу и конкретный способ ее решения. Это может быть разработка бизнес-плана на какой-то срок, постановка управленческого учета, построение стратегии развития предприятия, оценка работы персонала, разработка учредительных документов.
Подобная работа строится по уже готовой модели, по шаблону. Консультанту необходимо адаптировать шаблон к имеющейся задаче и провести ее в жизнь конкретной организации. Говоря иначе, экспертные консультанты работают с конкретными проблемами и их задача - эти проблемы устранить. Подобный вид консультирования лучше всего «исполняют» консультанты-тренеры. Чаще всего специализируются на подобных тренингах психологи. Занятия могут проходить от одного до нескольких дней. В результате сотрудники этих компаний-заказчиков могут повышать свои бизнес - навыки. Это тренинги по продажам, тренинги по эффективной коммуникации, командообразование, телефонные и публичные презентации, т.е. отработка конкретных навыков. Кроме самих тренингов консультационные фирмы предлагают бизнес-сопровождение на год и более. То есть разрабатывается долгосрочная программа обучения сотрудников организации-заказчика.
Проектное консультирование
Проектные консультанты решают задачи реорганизации существующей бизнес - структуры: слияния и раздробления фирмы, создание проектов в новых областях деятельности, комплексная программа развития в регионе или другой стране. Ведение проектов - придумывание как из имеющегося сделать что-то совершенно новое - задача творческая, требующая нестандартных решений и высокой психологической устойчивости. На стадии первичной подготовки проекта - формирования команды, его исполнения и развития - очень высоки психологические нагрузки, которые предстоит испытать консультанту по управлению. Главное, преодолеть первый этап. Ведь ломка старых устоев почти всегда сопровождается болезненными ощущениями. Тем приятнее впоследствии увидеть результат, осознать, что создал собственными руками нечто совершенно новое. Консультанты по проектному управлению - уверенные в себе люди, способные к быстрому реагированию. Они буквально фонтанируют идеями и могут воплотить в жизнь совершенно фантастические замыслы.
Процессный подход
Надо сказать, что в основе как экспертного, так и проектного консультирования лежит механистический подход к организации-клиенту, свойственный американской модели консультирования. Другой подход, рассматривающий организацию как сообщество людей, свойственен для европейской концепции управления. Здесь первостепенное значение имеет личностное совершенствование людей. Соответствует и развивает эту концепцию процессный подход в консультировании. Он учитывает взгляды и намерения каждого члена коллектива организации, подразумевает свободу выбора каждого человека. В процессном подходе нет готовых решений, есть идеи, концепции и накапливаемый опыт. Главная задача процессного консультанта помочь заказчику найти свое собственное решение проблемы. Здесь особенно важен эмоциональный резонанс участников этого процесса, так как консультант не объясняет клиенту, что он должен делать, а способствует проведению изменений в организации, которые задумал сам клиент. Эта работа «длиною в жизнь» и поэтому в этом подходе физическое прекращение работы консультанта не прекращает тех изменений, которые он в качестве помощника инициировал в организации. В процессном консультировании нет жесткого разграничения по специализации. Процессные консультанты работают со всем комплексом организационных задач.
Отечественная классификация консультационных услуг
Далее в своей работе хотелось бы коснуться классификации консалтинговых услуг, которые применяются в России. Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача, которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Основная его цель заключается в улучшении качества руководств, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Управленческий консалтинг – главная его цель заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества руководства и повышение эффективности как предприятия в целом, так и каждого из сотрудников. В настоящее время одним из перспективных видом управленческого консалтинга считается аутосоринг (outsourcing) – основанный на полной или частичной передаче рутинных функций предприятия (например, таких как бухгалтерские расчеты, расчет налогов, управление персоналом и т.п.), консалтинговой фирме с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач. Также все более популярным становится «Прокат директоров» - который используется при временном отсутствии руководства или недавнем увольнении. Также получают развитие Организационное развитие и делопроизводство (администрирование), но данные виды консалтинга еще в начальной стадии освоения рынка данных услуг.
Инвестиционный консалтинг – необходим в сфере наращивания производственного, технологического, финансового и экономического потенциала предприятия. Франдрайзинг (поиск инвестирования) – один из базовых видов инвестиционного развития. К данному виду относятся такие виды консультирования – как лизинг и управление проектами.
Аудиторские услуги (аудитинг) – систематический процесс получения и оценки объективных данных об экономических, управленческих, маркетинговых и т.д. действиях и событиях на предприятии. Основная цель – получение достоверных данных о текущей ситуации. К данному виду относится и бюджетирование - получение возможности согласования деятельности подразделений внутри компании и подчинения ее общей стратегической цели.
Консультирование в области управления качеством. В последнее десятилетие отмечен повышенный интерес к качеству поставляемой потребителю продукции и услуг. Наличие у поставщика системы качества становится важным фактором повышения конкурентоспособности его продукции и необходимым условием для выхода на мировой рынок. Основной системой качества считаются стандарты ИСО, а наиболее новой – система всеобщего качества – TQM (Total Quality Management).