Управленческое консультирование как вид деятельности. Развитие коучинга в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Консультирование по вопросам управления, или управленческого консультирования, давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практическими задачами, а также усваивать чужой опыт. Сотни тысяч частных компаний и общественных организаций как в промышленно развитых странах, так и в менее развитых странах пользовались такими услугами, отдельно или в сочетании с повышением квалификации, изучением рынка и степени осуществимости предложений, разработкой систем, исследованиями с целью выработки мер, консультированием по профессиональным услугам. Спрос на управленческие консультационные услуги в России, к сожалению, пока еще слабо развит. Это свидетельствует о несовершенных рыночных отношениях, отсутствии пока даже опыта осмысления его системной организации в виде значительных проектов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….1
Что такое консультирование…………………………………………2
Типы консультирования………………………………………………4
Отечественная классификация консультационных услуг………….7
Консультационный процесс…………………………………………. 9
Консультанты…………………………………………………………10
Классификация управленческих консультантов……………………12
Коучинг как средство управления……………………………………13
Коучинг в России………………………………………………………17
Стратегический коучинг для руководителей…………………………19
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………..26

Файлы: 2 файла

контрольная по менеджменту.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Информационно-технологический  консалтинг – новый и очень перспективный вид консультирования, вследствие роста спроса на информационные технологии и технику. Новейший и очень перспективный вид – моделирование бизнес-процессов (BPR) – возникший на стыке управления и информатизации.

Маркетинговый консалтинг – возник, вследствие самой распространенной проблемы на рынке «рыночной слепоты». По статистике, свыше 75% всех банкротств в мире, объясняются плохим знанием своего собственного продукта, потребителя, каналов распространения и конкурентов. Самым новым видом услуг в данной области является оптимизация логистики предприятия.

Консалтинг  в сфере рекламы и PR. Цель этого вида услуг – создание в глазах общественности положительного имиджа и вместе с тем, особенного, отличающегося от конкурентов образа (имиджа) товара/услуги или фирмы в целом.

Кадровый консалтинг (рекрутмент) – услуги по подбору и оценке кадров. Как отдельный вид стал развиваться в связи с постоянно растущей потребностью в руководящих кадрах и высококвалифицированном персонале.

Обучающий консалтинг – классическая форма консультирования, так как ранее называлась повышением квалификации сотрудников и руководящего состава. Подвиды – тренерское консультирование отличается от управленческого тем, что тренер не рекомендует менеджерам управленческое решение, а только передает свои знания и стремится выработать навыки по их применению в форме обучения в действии (используя активно-игровые методы: деловые игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры, метод мастер класса).

Консалтинг  в сфере информационной безопасности – самое новое направление в консалтинге. Экономическая безопасность – это обеспечение защищенности хозяйственной безопасности и защищенности хозяйственных отношений. защита информации – является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Юридический консалтинг – является одним из родоначальников консалтинга и вообще профессиональных услуг.

 

Консультационный  процесс

Процесс консультирования предполагает совместную деятельность руководителей и специалистов предприятия  с консультантом и от того, на сколько  вдумчиво и  рационально  будет построен этот процесс, зависит  качество ожидаемых изменений, степень достижения результатов, эффективность использования задействованных ресурсов и, в конечном итоге, успешность  взаимодействие сторон.  В рамках консультационного процесса обычно выделяют несколько стадий, или этапов, каждая из которых, по сути, представляет собой отдельный консультационный проект со своими целями,  задачами, путями их решения, методами работы и итоговыми результатами.

Наиболее важной характеристикой  вопросов,  решаемых в процессе консультирования является то, что они, во- первых,  многофункциональны, поскольку консультант имеет дело с несколькими  аспектами деловой активности и концентрируется на проблемах, охватывающих более чем одну функцию, и во- вторых. междисциплинарны, что в свою очередь предполагает  способность и готовность консультанта рассматривать управленческую проблему с разных точек зрения.

Как правило, работа консультанта на предприятии  начинается с проведения диагностических процедур, имеющих  целью дать объективную независимую  информацию о положении дел в организации, формируется образ желаемого будущего и только затем предлагается последовательность действий для решения выявленных проблем. В дальнейшем, с точки зрения методов работы консультанта, используются ряд подходов к самому процессу консультирования: экспертное, процессное и  обучающее консультирование. Однако максимальный эффект от сотрудничества с консультантом  проявляется при осознанном комбинировании различных  подходов в один целостный процесс - комплексное консультирование.

 В рыночной экономике консультирование выступает в форме предпринимательской деятельности, осуществляется профессиональными консультантами в соответствии с определенными нормами,  правилами и технологиями оказания данного вида услуг.

 

Консультанты

Консультант - специалист в конкретной области, приглашаемый клиентом на основе принятого решения для выполнения работы, требующей  специальных знаний и практических навыков. Консультант не только  оценивает (как эксперт), но и выполняет функции объяснения, убеждения, обучения и в ряде случаев реализации рекомендаций. Черты консультанта: имеет специальный статус; использует интеллект  как товар; обладает методическим инструментарием; работает с информацией;  осуществляет профессиональный подход к оказанию услуг.  Критерии профессионализма консультантов: 1. Требования к личности: творческое мышление; развитие навыка делового общения; психологическая зрелость; хорошее физическое и духовное  здоровье; стабильность в поведении; уверенность в себе; способность к самосовершенствованию, самодисциплине; самокритичность; профессиональная этика. 2. Требования к профессиональной компетенции: – должен знать: проблемы теории и практики управления, методы управления, процедуры ведения отчетности, системы обработки информации, основы вычислительной техники, организационные, методологические основы консультирования, факторы, влияющие на результативность консультирования; – должен уметь: определять и решать проблемы, принимать управленческие решения, обучать и передавать знания, развивать эффективные рабочие группы, пополнять и обновлять знания, участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации.

Внешние и  внутренние консультанты

Внутренние  консультанты – консультируют, используя свои знания,  связи организации, в которой являлись сотрудниками клиентной организации.  1. Внешние консультанты – не являются членами клиентной организации.  Основные отличия внешних и внутренних консультантов: 1. Внутренние консультанты. Сильные стороны: имеют полную информацию и знания о своей организации, знают качества персонала в своей организации, приступают к решению проблем, не тратя время на вхождение организации и обработку  информации, затраты на их услуги ниже по сравнению с внешними консультантами, доступность – приступают к работе по мере возникновения необходимости, информация не выходит за предел организации, внутренние консультанты – это резерв руководящей должности, Выше степень ответственности, доверие персонала клиентной организации. Слабые стороны: зависимость от руководства, статус (определенная позиция в иерархии управления). Испытывают влияние различных групп и личностей организации. 2. Внешние консультанты. Сильные стороны: объективность и независимость, знание и опыт решения проблемы, имидж эксперта. Слабые стороны: большие затраты времени на сбор и предварительную обработку информации. Внутренний консультант занят работой по управленческому консультированию постоянно, а внешний – нет.

 

 

 

Классификация управленческих консультантов

Наиболее распространенным считается западное деление управленческих консультантов на экспертных, процессных и обучающих. Во всех случаях управленческие консультанты выделяются из массы прочих специалистов тем, что в качестве объекта консультирования для них всегда выступает первое лицо организации (управленец) со всеми его проблемами (финансовыми, кадровыми, социальными).

При этом экспертные консультанты являются профессионалами в какой - либо предметной области деятельности и воспроизводят эту деятельность в рамках ограниченного пространства (к примеру, предприятия). Позиция консультанта определяется как доминирующая по отношению к консультируемому, а их профессионализм не подвергается никакому сомнению. К этой категории преимущественно относятся консультанты, ставящие цели, - разрабатывающие стратегию и политику предприятия, основные направления его развития (пример - фирмы «большой пятерки»: PriceWaterhouse&Coopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche, Arthur Andersen). Логично отнесение к указанной категории технологических консультантов - тех, кто продает свои знания в области конкретных технологических процессов и отраслевых «ноу – хау». В России их представляют высокопрофессиональные сотрудники отраслевых НИИ, министерские работники, а также опытные действующие менеджеры компаний - лидеров рынка.

Процессные консультанты помогают осмыслить уже намеченные консультируемым  цели и организуют деятельность по их достижению. Иначе говоря - это  консультирование по способам достижения цели. Значительная масса большинство  присутствующих сегодня на рынке консультантов - процессные, отвечающие за тот или иной процесс на предприятии (постановка управленческого учета, разработка и реализация маркетинговой политикой, управление финансами).

Обучающие консультанты - в основном преподаватели экономических ВУЗов или выходцы из системы переподготовки кадров (повышения квалификации). Рынок управленческого консультирования использует термин «дженералисты». Их характерной особенностью является способность поставить цели различных подразделений предприятия и осуществить их достижение, охватив, таким образом, область и экспертного, и процессного консультирования.

Как отдельная категория существуют концептуалисты, решающие задачи большой  концептуальной сложности. Кроме того, на рынке присутствуют консалтинговые фирмы, специализирующихся на каком - либо узком вопросе. Правильной стыковкой стратегических задач, задач организационного развития, оперативного управления и построения управленческой информационной системы занимаются системные аналитики.

 

Коучинг как  средство управления

 

Одним из наиболее эффективных стилей управления на современном этапе  развития бизнеса является коучинг. В дословном, повсеместно упоминаемом переводе -  «cоach» - тренер, «coaching» - тренинг. Международная Федерация Коучинга (ICF) даёт следующее определение процесса коучинга: «Коучинг – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свой КПД и улучшают качество жизни.

Коучинг - это вид консультирования и способ, который помогает клиенту  четко определить свои цели и задачи, сконцентрироваться на их достижении и получать большие результаты, за кратчайший срок, с максимальной отдачей, с меньшими усилиями. Коучинг – это метод осознанного управления собственной жизнью, который помогает найти баланс в своей жизни, жить и действовать эффективнее.

Как возник коучинг?

Коучинг можно и следует считать именно персонал-технологией или технологией межличностных профессиональных коммуникаций. Его применение позволяет наставнику не просто обучить молодого коллегу, но и помочь последнему обрести призвание, стать истинным профессионалом или помочь опытному работнику успешно преодолеть один из кризисов профессионального роста.

Две доминирующие тенденции  развития конкурентоспособных экономических  систем привели к возникновению  коучинга. Первая - технологизация бизнес-процессов (в том числе и процессов управления человеческими ресурсами организации) - веяние XXI века, стремление как можно точнее предсказывать и как можно надежнее гарантировать будущее в быстро меняющемся мире.  Вторая - развитие партнерства, диалога или участия. Сегодня он все шире используется в бизнесе (социально ответственный маркетинг), организационном менеджменте (принципы и формы участия персонала в управлении), педагогике (интерактивные методы обучения), психотерапии (клиентоориентированная терапия) и т. п.

Коучинг в  современном менеджменте

Таким образом, коучинг  в современном менеджменте - технология осуществления партнерства в профессиональном обучении или технология коррекции и повышения мастерства в профессиональной деятельности.

Коуч - истинный профессионал, находящийся рядом с обучаемым  и способный эффективно передать ему не только алгоритм, методику реализации той или иной рабочей операции, технологию изготовления продукта, но и личный смысл этой работы, отношение к своему труду.

Разработка современного вида коучинга стала возможной именно благодаря отчетливому пониманию - обучение наиболее эффективно тогда, когда обучаемый действует сам, но образцы и эталоны (как на уровне простых операций, так и на поведенческом уровне, на уровне эталона личности профессионала) ему демонстрирует обучающий, работающий рядом.

Для немецких специалистов коучинг - это особая форма консультирования, которая расширяет восприятие и альтернативные способы отношения клиента. То есть, «...хороший коуч направляет процесс так, что клиент критически перепроверяет старые способы, испробует новые стратегии и интегрирует это в своем поведении. Важнейшей предпосылкой со стороны клиента для успешного коучинга является готовность отодвинуть привычный менталитет и желание свободно развивать свой потенциал...» (Olaf Hinz, Coaching-Praxis.info).

Итак, коуч подвигает к целевым мыслям словами и поступками, тем самым помогая постоянно вести себя так, как это необходимо для достижения цели. Коуч разговаривает во время процесса со своим клиентом, обсуждает все аспекты, которые могут иметь отношение к делу. Его задача состоит в том, чтобы постоянно давать понять своему собеседнику, что он, коуч, всегда готов сделать следующий шаг в продвижении к цели. Коуч не предлагает своему клиенту готовый план действий. Он призывает его создать свой собственный. Он никогда не скажет, что плохо, а что хорошо; вместо этого он поможет клиенту разобраться и определить, какой способ действий для достижения желаемого результата наиболее подходящий. Кроме этого, коуч поможет ему узнать самого себя, заметить импульс, продвигающий к цели, и провести его к желаемому результату. Таким образом, коуч «активирует» личность клиента к целевому поведению от начала и до конца процесса. Он дает толчок мысли, которая направляет эмоции и разум в определенном направлении. При этом важно помнить, что коучинг всегда исходит из того, что каждый человек содержит в себе потенциал, «источник силы» для цели, которую тот очень хочет достичь. Первый шаг к высвобождению этого до сих пор неиспользованного источника - это формирование желания начать действовать, которое превращается в намерение, и с помощью нужных способностей придти к цели. Коуч помогает осознать истинность намерений и развить или улучшить необходимые качества.

Титул и содержание.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Управленческое консультирование как вид деятельности. Развитие коучинга в современной России