Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа
Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий – это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, организационного, правового, технического и др.
Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.2. Управленческое решение 5
1.2. Процесс принятия решений 9
2. ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
2.1. Методы принятия управленческого решения 11
3. РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ 23
3.1. Механизм реализации управленческих решений 23
3.2. Оценка эффективности управленческих решений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра «ТРиС»
«____»____________________ 2013
Допустить к защите_____________
Курсовая работа
по дисциплине: «Менеджмент в рекреации и туризме»
на тему:
«Управленческое решение»
Выполнил студент
группы 31 – РТ ______________________
Руководитель Соломченко М. А. ___________
Защищена с оценкой: ________________
Члены комиссии: ______________
________________________
Орел 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.2. Управленческое решение 5
1.2. Процесс принятия решений 9
2. ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
2.1. Методы
принятия управленческого
3. РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ 23
3.1. Механизм
реализации управленческих
3.2. Оценка
эффективности управленческих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.
Разработка эффективных
решений - основополагающая предпосылка
обеспечения
Проблема принятия решений
носит фундаментальный
Управленческое решение
на предприятии представляет собой
творческий акт субъекта управления
(индивидуального или
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения функций управленческого решения как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы.
Объектом управленческого
решения, как правило, являются проблемы,
связанные с разрешением
Управленческое решение - это трудоёмкая и ответственная деятельность, от результатов которой зависит развитие предприятия.
Разработка решения
На основе анализа ситуации
и определения критериев
Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны
постоянно и всесторонне
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
обеспеченность ресурсами;
ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).
Классификация управленческих решений.
1. По степени влияния на будущее организации:
стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
тактические (конкретные методы достижения первых).
2. По масштабам:
глобальные - охватывают всю организацию в целом;
локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
3. По продолжительности периода реализации:
долгосрочные (более пяти лет);
среднесрочные (от одного года до пяти лет);
краткосрочные (менее одного года).
4. По направленности воздействия:
5. По широте охвата:
общие - распространяются на всю компанию в целом;
специальные - рассматривают отдельные вопросы.
6. По способам принятия:
интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.
Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (см. рисунок).
1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.
Обнаружение проблемы - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.
Оценка проблемы - это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.
Ограничения такого рода сужают
возможности принятия оптимальных
решений. Поэтому необходимо определить
источник и суть ограничений и
наметить возможные альтернативы. Т.е.
целесообразно выявить все
3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).
5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.
Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
Число всевозможных методов почти также велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Самые распространенные будут описаны ниже.
Теория игр. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, - конкурентоспособности. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.
Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделает того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.