Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа
Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий – это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, организационного, правового, технического и др.
Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.2. Управленческое решение 5
1.2. Процесс принятия решений 9
2. ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
2.1. Методы принятия управленческого решения 11
3. РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ 23
3.1. Механизм реализации управленческих решений 23
3.2. Оценка эффективности управленческих решений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Количественные методы можно
использовать для прогнозирования,
когда есть основание считать, что
деятельность в прошлом имела
определенную тенденцию, которую можно
продолжить в будущем, и когда
имеющейся информации достаточно для
выявления статистически
Анализ временных рядов. Иногда называемый проецированием тренда, анализ временных рядов основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее. Данный метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, характеризующегося сезонными колебаниями, ил потребности в кадрах.
Каузальное (причинно-следственное) моделирование. Каузальное моделирование – наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемы сегодня. Он используется в ситуациях с более чем одной переменной. Каузальное моделирование – это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемыми факторами и другими переменными.
Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных методов прогнозирования – это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных цен.
Мнение жюри. Этот метод заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является “мозговой штурм”, во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Этот может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.
Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке зачастую “чувствует” рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.
Модель ожидания потребителя. Прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.
Метод экспертных оценок. Этот метод представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты заполняют подробные вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они также записывают свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Как мы уже говорилось выше, одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как количественную, так и качественную (неколичсственную) информацию.
При этом в процессе принятия
решений большое внимание уделяется
использованию методов
Проблемам, связанным с принятием управленческих решений, сегодня посвящена обширная литература. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. Основное внимание уделим ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах. Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Блок-схема процесса управления представлена на рис. 2 (приложение 2).
Подготовка решений
Подготовка к разработке управленческого решения [7, с. 46].
1. Получение информации
о ситуации. Получаемая информация
о ситуации принятия решения
должна быть достоверной и
достаточно полной. Недостоверная
либо недостаточно полная
2. Определение целей. Только
после их определения можно
осуществлять определение
3. Разработка оценочной
системы. В процессе выработки
управленческого решения
Другим видом оценки является
расчет рейтингов. Так, например, надежность
и устойчивость банков, страховых
компаний, инвестиционных фондов и
т.д. определяется с помощью регулярно
рассчитываемых и нередко публикуемых
в открытой печати рейтингов. Но, пожалуй,
одним из наиболее важных применений
методов оценки является сравнительная
оценка объектов, представленных на конкурс
или тендер; сравнительная оценка
при решении вопроса о
Определение приоритетов играет основополагающую роль при стратегическом планировании, при разработке стратегии и тактики развития предприятия и т.д. В состав оценочной системы входят: критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка.
4. Анализ ситуации. Имея
необходимую информацию о
Для выявления факторов, определяющих развитие ситуации, могут быть использованы специально разработанные методы, такие, как факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование и др.
5. Диагностика ситуации.
При анализе ситуации важно
выделить ключевые проблемы, на
которые необходимо в первую
очередь обратить внимание при
целенаправленном управлении
6. Разработка прогноза
развития ситуации. Особую роль
при принятии решений играют
проблемы, связанные с оценкой
ожидаемого развития
Разработка управленческого решения [7, с. 50].
7. Генерирование альтернативных
вариантов решений может
8. Отбор основных вариантов
управленческих воздействий.
9. Разработка сценариев
развития ситуации. Основная задача
разработки сценариев - дать ключ
к пониманию ситуации и