Управление банковским персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование банковского менеджмента, выявление его специфики, определение его целей и задач.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач, таких как:
Раскрыть сущность менеджмента, а также его особенности в банковской сфере
Рассмотреть и подробно раскрыть содержание составляющих элементов в управлении деятельностью коммерческого банка.
Выяснить все аспекты в управлении банковским персоналом.

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность и специфика банковского менеджмента 5
2. Управление банком как коммерческим предприятием 12
3.Управление банковским персоналом 23
Заключение 40
Список использованных источников: 43

Файлы: 1 файл

курррсовая.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1.Сущность  и специфика банковского менеджмента 5

2. Управление  банком как коммерческим предприятием 12

3. Управление  банковским персоналом 23

Заключение 40

Список использованных источников: 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическая ситуация в  России и мире постоянно меняется. Весьма динамично развивается и  ситуация на рынке банковских продуктов. Любая кредитная организация, если она собирается продолжать свою деятельность, должна адекватно реагировать на перемены. А если кроме выживания  перед банком стоят задачи развития и достижения лидирующих позиций  на рынке, то помимо оперативного реагирования на экономическую ситуацию необходимо так же осуществлять постоянное управление финансовыми потоками и трудовыми  ресурсами.

Целью написания курсовой работы является исследование банковского  менеджмента, выявление его специфики, определение его целей и задач.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач, таких  как:

  1. Раскрыть сущность менеджмента, а также его особенности в банковской сфере
  2. Рассмотреть и подробно раскрыть содержание составляющих элементов в управлении деятельностью коммерческого банка.
  3. Выяснить все аспекты в управлении банковским персоналом.
  4. Изучить стратегию  управления персоналом (человеческими ресурсами), современные технологии управления персоналом, специфику  управления персоналом в  банке, что в совокупности представляет собой такую разновидность менеджмента, как кадровый.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и специфика банковского  менеджмента

     На сегодняшний  день в литературе по вопросам  управления отсутствует единое  определение понятия "менеджмент".

 Основная проблема  здесь заключается в том, что  менеджмент можно рассматривать  с различных точек зрения: как  явление, как процесс, как систему,  как отрасль научных знаний, как  искусство, как категорию людей,  занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное  воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести  планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система  представляет собой совокупность взаимозависимых  элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

 С научной точки  зрения менеджмент представляет  собой науку, изучающую проблемы  управления.

Поскольку в моей работе в основном будут рассматриваться  управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), я  буду использовать определение менеджмента  следующего содержания.

Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в  условиях рыночной экономики.

     Банковский  менеджмент в общем виде представляет  собой управление отношениями,  связанными со стратегическим  и тактическим планированием,  анализом, регулированием, контролем  деятельности банка, управлением  финансами, маркетинговой деятельностью,  персоналом, осуществляющим банковские  операции.

     Другими словами,  банковский менеджмент - управление  отношениями, касающимися формирования  и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность  финансового менеджмента и управления  персоналом, занятым в банковской  сфере. Разделение банковского  менеджмента на финансовый менеджмент  и управление персоналом в  коммерческом банке обусловлено  структурой объекта, на который  направлены управляющие воздействия  банковского менеджмента. Поэтому  его можно рассматривать как  деятельность по внутрибанковскому  регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение  требований и нормативов, установленных  органами государственного надзора. 1

 Банк - это организация,  осуществляющая управление капиталом  - собственным и заемным. 

 Сфера банковского  менеджмента охватывает построение  процессов по рациональному управлению  денежными потоками и использованию  знаний и опыта банковского  персонала как необходимого условия  эффективного менеджмента в коммерческом  банке. Поэтому управление человеческим  капиталом неразрывно связано  с управлением собственным и  заемным капиталом, обеспечивая  его эффективное использование  в интересах банка и его  клиентов.

 

 Банки должны постоянно  отвечать изменяющимся требованиям  рынка, своей клиентуры, небанковских  финансовых организаций и обострению  неценовой конкуренции. Постоянное  формирование новых направлений  банковской деятельности по разработке  и реализации банковских продуктов  и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений.

 Поэтому главная задача  банковского менеджмента - это  построение системы отношений,  связанных с оптимальной организацией  взаимодействия многочисленных  элементов сложной динамичной  системы, которую представляет  собой современный коммерческий  банк, а также определение оптимальных  режимов его функционирования. В  этой связи банковский менеджмент  как система отношений представляет  собой взаимосвязь финансово-экономических,  структурно-функциональных и функционально-технологических  параметров.

Важнейшая экономическая  цель любого банка- получение прибыли, что объективно обусловлено природой банка как коммерческого предприятия.

В то же время максимизация прибыли банка может носить краткосрочный  характер,  который выражается в  принципе: заработать больше и максимально  снизить издержки. Такой подход в  качестве стратегической цели не направлен  на долгосрочную перспективу, так как  при наличии максимальной текущей  прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличения резервов, развитие деловых связей с низкорентабельными, но в дальнейшем перспективными предприятиями.

Следовательно, экономическая  цель банковского менеджмента должна заключаться не в получении максимальной текущей прибыли, а в максимизации стоимости банка, что означает получение  прибыли в долгосрочном плане, потенциальный  рост операций банка, повышение стоимости  его акций и стабильные дивиденды, а также обеспечение  приемлемого  уровня  риска для кредиторов.

Социальная цель предусматривает  удовлетворение потребностей клиентов банка в наборе и качестве услуг, скорости выполнения заявки, высокой  культуре обслуживания. В этом случае система управления банком должна включать маркетинговые исследования банковских продуктов и услуг, а также цен на них. Реализация социальных целей банком невозможна без современных информационных технологий и учебных программ, развивающих специальные навыки персонала банка в общении с клиентурой.

К  социальным целям банковского  менеджмента можно отнести содействия банка развитию экономики путём  вложения ресурсов в различные сферы  экономики, особенно в промышленность и регионы.

В качестве примера можно  привести деятельность коммерческих банков 1990-е годы, которые, по существу, игнорировали вложения в производственную сферу  и развитие отечественной экономики.

Несмотря на наличие этического кодекса для служащих японских банков, в обязанность которых входит осмысление общественного значения этих кредитно- финансовых институтов, его положения не всегда соблюдаются, и под давлением руководства  банковские служащие реализуют узкие  и эгоистические цели банков. В  целом игнорирование социальных целей характерно для большинства  коммерческих банков в различных  странах, включая крупные западные банки.

Задачи банковского менеджмента:

  1. обеспечение прибыльности банка при допустимом уровне риска, что предполагает организацию эффективной системы управления прибылью, доходами и расходами, стоимостью акций, объектом и структурой пассивных и активных операций банка;
  2. поддержание ликвидности при оптимизации объема прибыли, включая управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, контроль за состоянием высоколиквидных активов, прогнозирование ликвидной позиции банка;
  3. управление рисками, что предусматривает организацию прогноза общих параметров развития как собственной, так и мировой экономики, разработку параметров оценки различных банковских рисков, а также прогноз ликвидности на ближайшее будущее;
  4. обеспечение максимально эффективной деятельности персонала банка, включая его обучение, материальное стимулирование и внутренний контроль. 2

Банковский менеджмент по направлениям деятельности разделяют  на - финансовый и организационный. Первое направление охватывает вопросы, связанные с управлением финансовыми  процессами, которые находятся в  компетенции банка. Второе направление  деятельности касается проблем и  управления коллективом, создания организационных  структур и систем обеспечения деятельности банка.

 

 2. Управление банком как коммерческим предприятием

Управление деятельностью  коммерческого банка включает управление активами и пассивами, управление банковскими  рисками, ликвидностью. В этой главе  мною будут рассмотрены данные направления  экономической работы банка и  подробно раскрыто их содержание.

Управление активами и  пассивами банка – стратегическая деятельность банка относительно проведения финансовых операций, с помощью которых  банк формирует свои ресурсы, предназначенные  для осуществления активных операций, с целью поддержания ликвидности, оптимизации рисков коммерческой деятельности, последующего хеджирования таких рисков, корректировки валютной позиции  банка, совершения операций, которые  относятся к инвестиционной и  финансовой деятельности банка. При  таком управлении балансом активы и  пассивы рассматриваются как  единое целое.

 

    Как и в любой  системе, последовательно по спирали  выполняются функции управления, а именно: планирование, учёт, контроль, анализ, регулирование.

 

    Основной целью  при анализе деятельности банка  является поиск путей повышения  эффективности работы банка, а  также максимизации его прибыли  при минимизации риска.

    Существуют два  параллельных метода проведения  анализа: структурный и коэффициентный.

    При структурном  анализе основное внимание уделяется  отдельным видам активов и  пассивов, а также соответствующим  им доходам и тратам. Его результатом  является возможность оценить  уровень диверсификации операций, определить силу зависимости  от развития внешней экономической  ситуации на разных сегментах  рынка банковских услуг, сделать  предварительные выводы относительно  риска тех или иных операций.

Коэффициентный анализ даёт возможность сравнить деятельность банка с показателями по системе  в целом, по группе банков и банков-конкурентов. Считается, что наиболее весомыми показателями при данном виде анализа считаются рентабельность активов, рентабельность капитала, минимальная маржа, достаточная маржа, чистый процентный доход, чистая процентная маржа, средневзвешенная ставка доходности и убыточности, чистый спред.

    Таким образом,  система комплексного управления  активами и пассивами сводится  к взаимозависимому и взаимосвязанному  использованию анализа, планирования  и контроля, при этом детализация  методов управления выплывает  из выбранных инструментов и  стратегических заданий, представленных  банком.3

     Банковский  риск — присущая банковской  деятельности возможность (вероятность)  понесения  кредитной организацией  потерь и (или) ухудшения ликвидности  вследствие  наступления неблагоприятных  событий, связанных с внутренними  факторами (сложность организационной  структуры, уровень квалификации  служащих, организационные изменения,  текучесть кадров и т.д.) и (или)  внешними факторами (изменение  экономических условий деятельности  кредитной организации, применяемые  технологии и т.д.).4

В зависимости от сферы  влияния или возникновения банковского  риска они подразделяются на внешние  и внутренние.

     К внешним  относятся риски, не связанные  с деятельностью банка или  конкретного клиента, политические, экономические и другие. Это потери, возникающие в результате начавшейся  войны, революции, национализации, запрета на платежи за границу,  консолидации долгов, введения эмбарго,  отмены импортной лицензии, обострения  экономического кризиса в стране, стихийных бедствии. Внутренние  риски в свою очередь делятся  на потери по основой и по  вспомогательной деятельности банка.  Первые представляют самую распространённую группу рисков: кредитный, процентный, валютный и рыночный риски. Вторые включают потери по формированию депозитов, риски по новым видам деятельности, риски банковских злоупотреблений.

Информация о работе Управление банковским персоналом