Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:22, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение принципов, методов и функций управления человеческими ресурсами и анализ использования трудовых ресурсов предприятия. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность принципы, методы и функции управления человеческими ресурсами;
2) Проанализировать структуру и динамику занятости персонала, социальную структуру, а так же провести анализ движения персонала.
Введение
1. Управление человеческими ресурсами
1.1 Концепция управления человеческими ресурсами
1.2 Принципы управления персоналом
1.3 Методы управления персоналом
1.4 Функции управления персоналом
2. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
2.1 Структура и динамика рабочей силы по категориям занятых
2.2 Социальная структура трудовых ресурсов предприятия
2.3 Анализ движения персонала
Заключение
Список использованной литературы
Принципы построения системы управления персоналом -- правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании сис-темы управления персоналом организации. Принципы построения системы управления персоналом представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов, присущих им общих черт, начал их действия.
Принципы построения системы управления персоналом следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого воздействия на принцип, так как по-следний объективен.
Различают две группы принципов построения системы управления персоналом: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации.
Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:
1) экономичность - предполагает
наиболее экономичную
2) перспективность - необходимо учитывать перспективы развития организации;
3) комплексность - необходимо учитывать
воздействие на систему
4) простота - чем проще устроена система управления, тем лучше она работает;
5) научность - ориентация на современные
достижения науки в сфере управ
6) прозрачность - система должна строиться на единой концепции;
7) автономность - обеспечение оптимальной независимости структур;
8) согласованность - взаимодействие
между вертикальными
9) устойчивость - наличие «локальных регуляторов», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение;
10) комфортность - максимум удобств
для творческих процессов
11) многоаспектность - управление персоналом
может осуществляться по
12) прогрессивность - соответствие
передовым зарубежным и
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:
1) концентрация - аккумулирование
работников отдельной
2) специализация - формирование
отдельных структур, специализирующихся
на выполнении однородных функц
3) гибкость - приспособляемость системы
управления персоналом к
4) непрерывность - отсутствие перерывов в работе системы;
5) ритмичность - выполнение одинакового
объема работ в равные
6) параллельность - одновременное выполнение отдельных управленческих решений [6].
Все принципы построения
системы управления персоналом
реализуются во взаимодействии.
Их сочетание зависит от
1.3 Методы управления
Методы
управления персоналом -- способы воздействия
на коллективы и отдельных работников
с целью осуществления
Таблица 2. - Методы управления персоналом
Административные
Экономические
Социально - психологические
Установление государственных законов
Формирование структуры
Утверждение административных норм и нормативов
Правовое регулирование
Издание приказов, указаний и распоряжений
Инструктирование
Отбор, подбор и расстановка кадров
Утверждение методик и рекомендаций
Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации
Разработка другой регламентирующей документации
Установление административных санкций и поощрений
Технико-экономический анализ
Технико-экономическое обоснование
Планирование
Материальное стимулирование
Кредитование
Ценообразование
Участие в прибылях и капитале
Налогообложение
Установление экономических
Страхование
Установление материальных санкций и поощрений
Социальный анализ в коллективе работников
Социальное планирование
Созданию творческой атмосферы в коллективе
Участие работников в управлении
Социальное стимулирование развития коллектива
Удовлетворение культурных и духовных потребностей
Формирование коллективов, групп
Создание нормального
Установление социальных норм поведения
Развитие у работников инициативы и ответственности
Установление моральных
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Экономические методы - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов. С их помощью осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления [3]. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работ с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала, профориентации и трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой деятельности персонала, организации системы обучения персонала, управления конфликтами и стрессами, управление безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, высвобождения персонала [1].
1.4 Функции управления персоналом
Управление персоналом является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача составит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала.
Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:
1) определение целей и основных
направлений работы с
2) определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;
3) организацию работы по
4) координацию и контроль за
выполнением намеченных
5) постоянное совершенствование системы работы с персоналом
Организационная структура системы управления персоналом -- это совокупность взаимосвязанных подразделений этой системы и должностных лиц. Подразделения выполняют различные функции, их совокупность составляет службу управления персоналом. Роль и место службы управления персоналом в структуре всей организации определяется ролью и местом каждого специализированного подразделения данной службы, а также организационным статусом ее непосредственного руководителя.
В современной практике управления персоналом существует несколько вариантов роли и места службы управления персоналом в структуре менеджмента организации, которые зависят от степени развития и особенностей организации.
Если кадровый состав организации немногочисленен, то выполнением некоторых задач в области управления персоналом может заниматься один специалист, а не подразделение в рамках службы управления персоналом.
Службы управления персоналам на сегодняшний день являются функциональными и не участвуют напрямую в управлении основной деятельностью сотрудников организации, а помогают руководителям всех уровней решать вопросы, связанные с наймом, перемещением, увольнением, обучением, социальным обеспечением персонала и ряд других вопросов. Поэтому оптимальным является сочетание полномочий линейных руководителей организации и специалистов по персоналу на основе их совместной ответственности.
В настоящее время управление персоналом выполняет ряд функций, которые раньше принадлежали экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Такое сосредоточение функций в одном структурном подразделении позволяет реализовать эффективный инструментарий управления человеческими ресурсами организации. Внимание служб управления персоналом в основном уделяется совершенствованию трудовых отношений, подбору кандидатов на вакантные должности, разработке и реализации учебных программ и программ социального развития, а также мотивации и стимулированию трудовой деятельности. Принятие решений по перечисленным вопросам осуществляется не только руководителем кадровой службы, но и другими линейными руководителями организации [4].
В современной системе органов управления особую роль играют звенья в организациях, осуществляющие функции службы управлений персоналом. Они выполняют такие функции, как:
1) прогнозирование потребности в кадрах работающих;
2) планирование количества и качественной структуры кадров в подразделениях предприятия;
3) поиск квалифицированных
4) проведение конкурсов на
5) аттестация поступающих на работу;
6) организация процесса
7) организация обучения
8) выработка рекомендаций для повышения квалификации;
9) организация переподготовки
10) организация подготовки
Отделы человеческих ресурсов современных организаций занимаются широким комплексом вопросов и играют ключевую роль в развитии организации. Отдел человеческих ресурсов является функциональным подразделением организации, занимающейся вопросами управления персоналом [5].
Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организации как системы - не только функционирующей, но и развивающейся, - на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте - управление человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами относится к персоналу как к важному ресурсу организации и подразумевает стратегический подход
2 Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
2.1 Структура и динамика рабочей силы по категориям занятых.
Таблица 1 - Структура и динамика рабочей силы по категориям занятых
Человек
Категория работников
Базисный
год 1
Базисный
год 2
Текущий год
Текущий к базисному 1
Текущий к базисному 2
Количество
%
Количество
%
Количество
%
%
%
Среднесписочная численность персонала, в т.ч.
184
100
183
100
166
100
90,2
90,7
руководители
12
6,5
13
7,1
13
7,8
108,3
100,0
специалисты
35
19,0
35
19,1
20
12,0
57,1
57,1
тех. персонал
10
5,4
10
5,5
9
5,4
90,0
90,0
рабочие
127
69,0
125
68,3
124
Информация о работе Управление человеческими ресурсами: принципы, функции и методы