Управление человеком и управление группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов и организации управления личностью и управления группой в коллективе, а также выработка рекомендаций по повышению их эффективности.
В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие вопросы:
- исследовать теоретические вопросы организации управления личностью и группой в коллективе и использования методов управления трудовыми ресурсами;
- провести анализ организации управления личностью и управления группой в коллективе ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности управления личностью и управления группой в коллективе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Управление человеком
1.1. Личность как объект и субъект управления……………………….6
Модель взаимодействия человека и организации………………..10
Роль человека в организации……………………………………...12
Организационное поведение……………………………………….14

2. Управление группами в организации
2.1. Группа: понятие, основные черты…………………………………18
2.2. Процесс формирования эффективной группы…………………….24
2.3. Неформальные группы и их использование в
управлении организацией…………………………………………..28
Эффективность работы группы…………………………………….31

Взаимодействие человека и группы……………………………….36

Стили и принципы руководства……………………………………40

Особенности управления человеком и группами на примере управления персоналом ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»………….48

Заключение……………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………66

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту (основная).docx

— 124.17 Кб (Скачать файл)

 

САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ  им. Ю.А. ГАГАРИНА

 

КАФЕДРА   ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОТРАНСПОРТЕ 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А

на тему:

 

«УПРАВЛЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКОМ И УПРАВЛЕНИЕ  ГРУППАМИ»

 

 

                                                              Выполнил: студент 3-го курса  

                                                            ФЭМ,   группы   ЭУТ-31

                                                             НОСОВ   ДМИТРИЙ

 

                                               Проверила:  преподаватель

                                КАЛУГИНА   Е.А.

 

 

 

 

Саратов   2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3

 

1. Управление  человеком

1.1. Личность как объект и субъект управления……………………….6

    1.   Модель взаимодействия человека и организации………………..10

    1. Роль человека в организации……………………………………...12

    1. Организационное поведение……………………………………….14

 

2.  Управление группами в организации

2.1. Группа: понятие, основные черты…………………………………18

2.2. Процесс  формирования эффективной группы…………………….24

2.3. Неформальные  группы  и их использование в

        управлении организацией…………………………………………..28

    1. Эффективность работы группы…………………………………….31

 

    1. Взаимодействие человека и группы……………………………….36

 

    1. Стили  и  принципы  руководства……………………………………40

 

    1. Особенности управления человеком и группами на примере   управления   персоналом   ООО «ДСК «ГРАС-Саратов»………….48

 

Заключение……………………………………………………………….63

Список  литературы………………………………………………………66

 

 

 

 

Введение

 

Управление личностью и группой  в коллективе является одной из важнейших  социально-экономических характеристик  любого предприятия, и особенную  значимость данный аспект приобретает  в условиях рыночной экономики.

По сути, управление личностью и  управления группой в коллективе предприятия - это планомерная деятельность работников административно-управленческого  персонала посредством методов  управленческого воздействия, направленная на организацию, регулирование, мотивацию  и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управления личностью и управления группой в коллективе зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения трудовых функций.

Социально-экономические реформы  в Российской Федерации, начавшиеся в 1991 году, переход страны к рыночной экономике связаны со значительной ломкой прежней экономической структуры. Экономические преобразования вызвали  изменения в сфере труда и  занятости населения: понижение  доходов, бедность, безработицу, падение  жизненного уровня, резкое социальное расслоение. До сих пор экономика  не оправилась от спада производства, который во многом объясняется тем, что предприниматели и менеджеры  не готовы работать в условиях рынка. Пройденный Россией период формирования рыночной экономики и развития предпринимательства  объективно свидетельствует, что в  целом отношение к личности, как  к важнейшему звену экономической  системы, уровень управления личностью  и управления группой в коллективе профессиональной подготовки кадров у  нас по-прежнему невысок. Им недостает  компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных  ситуациях. Сформировавшиеся в прежних  условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки в  значительной части стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений.

Таким образом, формирование кадрового  потенциала является одним из важнейших  направлений развития предприятия, особенно там, где требуется наличие  специальных знаний, навыков и  умений, а локальный характер деятельности в этой области народного хозяйства  подразумевает необходимость разработки новых подходов к управлению личностью  и управлению группой в коллективе российских предприятий.

На современном этапе развития рыночных отношений основным фактором, обусловливающим эффективность  хозяйственной деятельности предприятия на рынке, является его обеспеченность высококвалифицированной рабочей силой. Сформировался новый подход к принятию управленческих решений при выделении управления человеческими ресурсами как основного направления менеджмента.  
        Эффективный менеджмент основывается на объединении реальных целей, жизненных ценностей и установок, ожиданий и потребностей работника с целями организации. Человек, который разделяет цели и сознает ценности своей организации, способен определять себе задачи, находить пути их решения, осуществлять самоконтроль, т.е. переходить от внешнего мотивирования к самомотивированию. Менеджер может обеспечить развитие положительных мотивов у сотрудников, создав ситуационное поле, которое будет побуждать каждого делать то, что от него ожидают.

Анализ современного состояния  человеческих ресурсов предприятий  бизнеса показывает, что проблема оценки, рационального использования  и эффективного их воспроизводства  становится первостепенной. Специфика  российского рынка оказывает  влияние на возможность использования  различных технологий и методов  кадрового менеджмента в процессе совершенствования деятельности по управлению персоналом на предприятиях всех отраслей.

Актуальной остается задача разработки таких технологий управления как отдельной личностью, так и группой внутри коллектива, которые, отталкиваясь от мирового опыта менеджмента, учитывали бы российскую специфику и особенности деятельности российских предприятий, а также являлись осуществимыми на практике.

Целью написания курсовой работы является комплексное исследование теоретических  и методических вопросов и организации  управления личностью и управления группой в коллективе, а также  выработка рекомендаций по повышению  их эффективности.

В ходе написания курсовой работы для достижения поставленной цели были поставлены следующие вопросы:

- исследовать теоретические вопросы  организации управления личностью  и группой в коллективе и  использования методов управления  трудовыми ресурсами;

- провести анализ организации  управления личностью и управления  группой в коллективе ООО «ДСК  «ГРАС-Саратов»;

- разработать рекомендации по  повышению эффективности управления  личностью и управления группой  в коллективе.

Объектом исследования курсовой  работы служит комплексная система  организации управления личностью  и управления группой в коллективе.

Субъектом исследования выступает  ООО «ДСК «ГРАС-Саратов», являющийся одним из крупнейших  предприятий по производству стройматериалов Саратовской области.

При проведении исследования использовались отчетные материалы ООО «ДСК «ГРАС-Саратов». В работе применялись общие методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования.

 

 

 

1. Управление  человеком

1.1 Личность как объект и субъект управления

 

Каждый  человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в  организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком  нужно управлять.

Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к теме курсовой работы, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

Из всех проблем, с которыми сталкивается управление персоналом, вероятно, наиболее сложной и неизученной является природа самого человека.

Многогранный характер работы менеджера  по персоналу предполагает оперирование такими понятиями, как «человек», «личность», «индивидуальность». Эти слова нередко  употребляются как синонимы. Вместе с тем, признается тот факт, что  они не тождественны, а отражают различные стороны жизнедеятельности  людей. Обращение к этим понятиям помогает глубже познать работника, выявить комплекс условий, необходимых  для научной организации производства, труда, управления.1

Человек на свет рождается уже человеком. В понятии «индивид» воплощена  родовая принадлежность человека.  Индивид (лат.) — отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам.

Попадая в общество, человек общается с другими людьми. В процессе общения  он что-то узнает, усваивает нормы  и правила поведения, обычаи, традиции, социальный опыт. Человек становится социальным существом — личностью.

Как личность человек формируется  в социальной системе путём целенаправленного  и продуманного воспитания.

Чтобы стать личностью, человек  должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

Быть личностью означает:

— иметь активную жизненную позицию;

— обладать свободой выбора;

— оценивать последствия принятого  решения и отвечать за них;

— постоянно совершенствовать себя и других.

 Личность характеризуется пятью  потенциалами:

  • познавательным (гносеологическим) — это объем и качество информации, которой располагает личность;
  • ценностным (аксиологическим) — приобретенная в процессе социализации система ценностных ориентации в различных сферах жизни;
  • творческим — полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;
  • коммуникативным — мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью;
  • художественным — уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей.2

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических  черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие  человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется  в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Выделяют три фазы развития личности; адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Адаптация личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Индивидуализация порождается  обостряющимся противоречием между  достигнутым результатом адаптации  — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, — и не удовлетворяемой  на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Это вторая фаза — индивидуализация.

В рамках интеграции личности в общности у индивида складываются новообразования  личности — черты, которых не было не только у него, но, быть может, нет  и у других членов группы, но которые  отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной  потребности индивида осуществить  значимый «вклад» в жизнь группы.

Если деятельность человека представить  как движение к какой-то цели, то ее можно изобразить в виде некоего  вектора. В этом случае направленность вектора будет определяться целями деятельности, а величина – готовностью  человека прилагать какие-то усилия для достижения этих целей.

Когда человек действует сам  по себе, то он движется в желаемом направлении, куда хочет. На производстве человек  перестает принадлежать сам себе, потому что здесь от результатов  его индивидуального труда зависит  общий результат. Процесс производства диктует свои параметры движения и предписывает человеку нужное для  достижения результата направление, т.е. задает свой вектор.

Чтобы добиться общего результата, нужно  сделать так, чтобы человек соотносил  свои желания (а зачастую и поступался ими) с требованиями производства, прилагал свои усилия к достижению поставленных перед ним целей, двигался в нужном направлении. Управление – это такое  воздействие на человека, в результате которого он делает не то, что хочет, а то, что нужно. Управлять человеком  – означает задавать ему правильное направление деятельности и добиваться от него нужного результата.3

Для полноты картины следует  отметить три обстоятельства. Во-первых, понятие управление применимо лишь к человеку, поскольку только он может действовать правильно  или неправильно. Механизм в принципе не может действовать неправильно, он всегда действует одинаково: в  строгом соответствии со своей конструкцией или заданной программой. Даже будучи поломанным, он действует совершенно закономерно. Поэтому когда говорят, что какая-то машина работает неправильно, то на самом деле имеют в виду, что она действует не так, как от неё ожидали. Действия же человека определяются его свободой воли. Он сам определяет, что правильно, а что – нет. Обе эти альтернативы, в конечном итоге, присутствуют в его сознании, и направление, в котором он будет двигаться, определяется только его выбором. Именно поэтому управление – это всегда прямое или косвенное воздействие на выбор человека.

Информация о работе Управление человеком и управление группами