Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:43, реферат
Целью данной работы является проблема формирования карьерной стратегии персонала на предприятии в условиях современного развития рынка. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Проанализировать понятие «карьера», затем этапы её прохождения.
Проанализировать и разобрать виды деловой карьеры,
Определить специфику планирования и контроля деловой карьеры.
Разобрать особенности организации как системы управления карьерным ростом.
Определить критерии эффективного управления деловой карьерой.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1.Понятие, виды и этапы деловой карьеры.…………...……………………….……………4
1.1Виды деловой карьеры……………………………………………………………………….4
1.2 Типы и этапы деловой карьеры……………………………………………………………..6
1.3Планирование и контроль деловой карьеры………………………………….…….9
2.Система управления карьерным ростом. Критерии эффективности карьеры..............…..13
2.1Особенности организации системы управления карьерным ростом…………………….13
2.2 Критерии эффективного управления деловой карьерой…………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………………….23
Таблица 1
В таблице 1 показаны связи между этапами карьеры и потребностями. Но для того чтобы управлять карьерой, необходимо более полное описание того, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. Для этого в организациях проводятся специальные исследования.
Предварительный этап
Этап становления длится
примерно пять лет в возрасте
от 25 до 30 лет. В этот период
работник осваивает выбранную
профессию, приобретает
Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 35 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап сохранения
Человек достигает вершин
независимости и самовыражения.
Этап завершения приходится
на возраст от 60 лет. Здесь человек
начинает всерьез задумываться
о пенсии, готовится к уходу.
В этот период идут активные
поиски достойной замены и
обучение кандидата на
Пенсионный этап карьеры в данной организации (виде деятельности) завершается. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.) . Стабилизируется уважение к себе -и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье. [4,c.256].
1.3. Планирование и контроль деловой карьеры
Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том состоят в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу. Наглядно можно продемонстрировать, на схеме, которая расположена ниже, что представляет из себя процесс планирования карьеры:
Новый сотрудник
Ориентация в организации
Обучение планирование карьеры
Работа в должности
Подготовка плана развития карьеры
Аттестация – обсуждение с руководителем
Вакансия
Интерес
Результаты
Квалификация
нет
Новая должность
При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, тоже имеет свои цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально сопоставлять собственные деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация. От этого зависит успех его карьеры. Правильная самооценка навыков и деловых качеств предполагает знание себя, собственных сил, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно определить цели карьеры. Целью карьеры нельзя считать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хочет иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей, например:
Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом его квалификации и т. д.
Главная задача планирования и реализации
карьеры заключается в
Определение путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте. Как показывает практика, часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе, что говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Цели карьеры меняются с возрастом (как наглядно показано в таблице 1), а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом его квалификации и т. д.
Еще одним важным этапом в планировании деловой карьеры персонала служит формирование резерва управленческих кадров. Для подготовки резерва хозяйственных руководителей нужны особые формы планирования карьеры: зарубежная стажировка, получение второго высшего образования, аспирантура, докторантура. При этом оперативная работа с резервом должна быть конкретной и перспективной, соответствовать современным требованиям рынка и перспективам развития предприятия. В отечественной промышленности работа с кадровым резервом включает следующие этапы:
Планирование и развитие деловой
карьеры персонала на отечественных
предприятиях требует широкого использования
новых форм и методов работы с
кадрами, включая зарубежный опыт подготовки
высшего управленческого
Таким образом, из выше написанного можно сделать вывод, что карьера имеет многогранность форм ее реализации, без карьерного роста работника в современных рыночных условиях невозможно успешное функционирование организаций, в условиях демократического общества, необходимо находить индивидуальный подход к каждому работнику исходя из его личностных качеств и способностей. [2,c.95].
2. Система управления карьерным ростом. Критерии эффективности карьеры.
2.1. Особенности организации системы управления карьерным ростом
Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность сотрудников стал отличительным признаком инновационного стратегического управления персоналом успешных организаций. При этом принципиальное значение в развитии карьеры имеет планирование персонала, его подготовка и обучение, постановка реальных целей и определение лидерских позиций. Важную роль играет соответствие стратегии развития персонала и общей стратегии организации.
Система управления карьерой должна
обеспечивать формирование наиболее оптимальных
типовых схем карьерного движения,
начиная с низших должностей, а
также с момента поступления
людей в какую либо организацию,
ее открытости для ознакомления, условий
продвижения, материального и морального
вознаграждения. Средств воздействия
на человека в организации много,
и провести строгую границу, разделяющую
воздействие одних и других средств
на личность в процессе реализации
даже такой специфичной технологии,
как управление карьерой, весьма сложно.
Однако ключевые элементы механизма
управления карьерой персонала все
же можно выделить. Ими являются
такие кадровые технологии, как отбор,
оценка (тестирование, квалификационный
экзамен, аттестация и др.), обучение
персонала, а также работа с кадровым
резервом, стажировка и ряд других.
Сюда же следует отнести технологии
постоянного изучения содержания, характера
и условий труда служащих с
целью оперативного решения проблем
организационного развития: своевременного
изменения организационной
Бессистемность в развитии деловой карьеры работников может ослабить организацию. В частности, отсутствие эффективного механизма отбора, ориентированного на управленческую компетентность, может способствовать субъективизму, протекционизму, при которых продвижение на ключевые должности приобретает характер карьеризма. В результате снижается эффективность использования ресурсов организации, а проникновение в высшие слои иерархии одного некомпетентного работника может послужить причиной цепной реакции замещения руководящих постов подобными ему дилетантами.
В процессе формирования системы управления деловой карьерой персонала необходимо учитывать, что карьера является взаимодействием трех групп факторов:
Современная структура системы управления деловой карьерой персонала в организации включает следующие основные параметры: