Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью исследования является анализ проблем демографической безопасности в Дальневосточном регионе и разработка предложений по управлению демографической безопасностью региона.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть проблемы демографической безопасности в целом;
- проанализировать проблемы демографической безопасности на Дальнем Востоке;
- предложить подходы к управлению демографической безопасностью на Дальнем Востоке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………………….5
1.1 Демографическая ситуация в современной России………………………………...5
1.2 Динамика смертности и рождаемости в России…………………………………….7
1.3 Процессы миграции как демографическая проблема………………………………8
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ………………………………………………………………..14
2.1 Демографическая и миграционная ситуация на Дальнем Востоке……..………..14
2.2 Китаизация Дальнего Востока как угроза демографической безопасности……..19
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ………………………………….22
3.1 Прогноз демографической ситуации на Дальнем Востоке ………………………22
3.2 Способы решения проблем демографической безопасности……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31
Также ужасающ процент криминальных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже приближаемся к США, которые являются явными лидерами в этой области. Убийства влияют не столько на демографическое состояние России, сколько на социальное.
1.3 Процессы миграции как демографическая проблема
За годы реформ количество российских граждан уменьшилось на 6 млн., но общая численность населения на столько же не сократилась. Россию пополнило свыше 3 млн. человек из стран ближнего зарубежья. Миграционный процесс затушевал картину естественной убыли населения России. В 1997 году население России составило 147 млн. человек, в 2000 году – 145 млн., в 2012 – 143 млн. человек. По этому показателю она занимает шестое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии. Уже к 2050 году Россию по численности превзойдут Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Иран, Мексика, Вьетнам, Филиппины. Обширность и незаселенность России привлекает внимание многих стран. Постоянно указывается на нерадивость и бесхозяйственность российских пространств.
На всем российском Дальнем Востоке в 1989 году проживало 8 млн. человек. В результате оттока жителей в последующие годы его численность составила на 1 января 1997 года 6,4 млн. жителей. Дальний Восток — самый депопулирующий регион страны: за период 1991—2010 гг. демографические потери составили 1,8 млн человек, или 22 % населения.
Плотность населения на Дальнем Востоке всего 1,2 человека на 1 кв. км. В одной северо-восточной провинции Китая Хэйлунцзян с центром в двухмиллионном Харбине проживает 33 млн. человек. В расположенной южнее (на широте Владивостока) провинции Гирин плотность населения составляет 300 человек на кв. км. Быстрорастущее население трех провинций Северо-восточного Китая приближается к 100 млн. человек. Плотность населения здесь 127 человек на 1 кв. км, почти в 30 раз выше, чем в среднем в четырех расположенных вдоль границы субъектах Российской Федерации - Еврейской автономной области, Амурской области, Приморском и Хабаровском краях.
Летом 1992 года российская граница была открыта для китайской рабочей силы. В частности, стали осваиваться пустующие сельскохозяйственные земли, создаваться сельскохозяйственные колонии, некоторые устраивались на малооплачиваемые, тяжелые работы. С начала 1994 года правительство России в одностороннем порядке прекратило политику «открытой границы» и ввело визовый режим для въезда китайских граждан. Но их проникновение на нашу территорию продолжается. Вдоль границы России появились новые китайские города, ориентированные на хозяйственное освоение Приморья, Забайкалья, Амурской области. Слабо защищенная граница России с Китаем все менее способна сдерживать демографический напор южного соседа.
В бывших советских республиках оказались отрезанными от России 25 млн. 300 тыс. русских и свыше 11 млн. граждан других национальностей, считавших русский язык родным. От 65 до 75 млн. жителей постсоветского пространства были застигнуты политическими коллизиями за пределами своих национальных образований, а еще около 50 млн. человек оказались объединенными в этнически смешанных семьях. Вспышки войн в Таджикистане, Абхазии и Чечне уже вынудили сотни тысяч людей покинуть места постоянного жительства. Первые 10 млн. человек уехали и бедствуют. Каждый год к ним добавляется еще миллион. Едут подальше от «горячих точек» в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, в Подмосковье.
Далеко не всем удается
получить статус беженца или вынужденного
переселенца. К 1995 году в России их было
зарегистрировано 670 тыс. человек, из которых 580 тыс. (86%) прибыли из ближнего зарубежья.
Лавинообразно растет численность населения
государств у южных границ России – Средней
Азии и Азербайджана (удвоение которого
происходит каждые 23-25 лет). В 1995 году годовой
естественный прирост населения составлял
в Туркмении – 2,14%, В Таджикистане – 2,28%,
в Узбекистане – 2,34%, только с 1990 по 2008
год население последнего возросло с 20
млн. 515 тыс. до 28 млн. 785 тыс. человек.
В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции, или, как его еще называют “утечки умов” приобрел в России такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызвал многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом. В России важнейшим условием обвального потока “утечки умов” стало резкое увеличение открытости вначале советского, а затем российского государства, создание законодательной базы для прозрачности границ. Существенный “вклад” внесли и распад СССР, образование на его территории самостоятельных государств, границы между которыми зачастую обозначены только на географических картах. Факторами миграции стали, прежде всего, глубокий социально-экономический кризис в стране, резкое снижение приоритетности науки, усугубленное ее структурными особенностями, что усилило значение канала этнической эмиграции. Причина же эмиграции – невостребованность научного, интеллектуального потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивать творческий рост. Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой квалификации из России в принципе известны. Экономический кризис имел своим следствием резкое снижение государственного финансирования научных исследований. Науке пока не находится места среди государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы функционирования осуществляется в силу объективных причин с большим трудом. Важная причина интеллектуальной эмиграции – инфраструктурная необеспеченность российской науки, ставшая тормозом развития научных исследований. Среди этнической эмиграции численность выехавших научных сотрудников оценивают в 35 тысяч человек, что составляет около 10% всех научных сотрудников по состоянию на 2005 год. При этом систему Российской Академии наук покинули 17% научных работников. Однако дело не только в количественном соотношении. Из науки ушли многие инициативные и талантливые люди, в результате чего доля “балласта” (хотя он неизбежен и необходим) значительно возросла. За последние 5 лет, 42% этнической эмиграции шли в Германию, 41% - в Израиль. Имеются все основания полагать, что этот поток не самый большой по масштабам: в течение последних лет ежегодно выезжает около 100-120 тысяч человек. Желающих, конечно много, но страны-реципиенты (получателя) сдерживают и растягивают во времени их приток, производя при этом их селекцию. Однако надо учитывать, что доля лиц с высшим образованием среди выезжающих по этому каналу почти в 20 раз выше, чем по России в целом.
С 1996 по 2006 годы в страны ОЭСР из России в среднем уезжало 85 тысяч человек в год, но с 2002 года численность эмигрантов начала снижаться (на 30% к 2006 году). Если в странах ОЭСР в 2000 году проживали 1,5 млн выходцев из России (61% - в Германии, 19% - в США), то лишь 380 тысяч из них являлись высокообразованными. Если экстраполировать эти данные, окажется, что в 2001-2008 годах в страны ОЭСР переселились еще 280 тысяч высокообразованных российских эмигрантов. У Росстата оценки куда скромнее: сейчас за границей проживает примерно один миллион россиян, из них примерно 350 тысяч - высокообразованные иммигранты6.
Согласно индексу утечки мозгов, который рассчитывает школа IMD на основе опроса экспертов, Россия в 2011 году занимала 60 позицию по этому явлению - это последнее место в рейтинге. То есть, РФ в наибольшей степени страдает от утечки мозгов среди всех развитых и развивающихся стран. Но при этом сама она занимает 28 место по привлекательности для образованных иностранцев. Это уникальное положение: Россия оказывается привлекательной для образованных иностранцев и не привлекательной для образованных россиян, что как раз и говорит о том, что эксперты, равно как и общественное мнение, переоценивают масштабы утечки.
Эмиграция ученых и специалистов высокой квалификации имеет последствием еще один качественный аспект: эмигрируют, как правило, очень талантливые и активные люди в наиболее трудоспособном возрасте. Происходит как бы экспорт интеллекта, от чего средний уровень интеллекта в стране – экспортере снижается. В принципе это можно рассматривать как угрозу интеллектуальной безопасности страны. Также надо обратить внимание на то, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в России происходит импорт значительного числа менее квалифицированных работников (по отдельным данным их численность превышает 1 млн. чел). Происходит как бы интеллектуальный дренаж России, которая постоянно снижает, таким образом, свой интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого потенциала. Надо учитывать, что “утечка умов” имеет негативные социально-экономические последствия для народного хозяйства, крайне затрудняет реализацию основных концепций технологической и экономической безопасности России. В целом можно констатировать, что проблема “утечки умов”, сохранения национального, интеллектуального достояния – одна из важнейших, стоящих не только перед российской наукой, но и перед российским обществом в целом. И от того, как она будет решена, во многом зависит будущее России.
2 ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
2.1 Демографическая и миграционная ситуация на Дальнем Востоке
Дальневосточный экономический район, достигая по площади почти 36,4% территории Российской Федерации, становится в последние годы едва ли не одним из самых обсуждаемых по набору проблем и противоречивости решаемых здесь задач.
Одной из таких проблем является резкое уменьшение численности проживаемого здесь населения. С начала 2012 года федеральный округ покинули 8 773 человека. При этом улучшается демографическая ситуация. В 2012 году число родившихся превысило число умерших. Рождаемость увеличилась по сравнению с прошлым годом. В то же время около 1,5-2% родившихся детей – это дети мигрантов, зарегистрированных и незарегистрированных.
Хабаровская молодежь считает родной край "территорией гибели". Многие выпускники ВУЗов и ССУЗов 2011 года не могут устроиться на работу и им приходится уезжать в другие регионы. Уже более 14,5 тысяч молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет покинули Хабаровский край в 2011 году. Большинство молодежи уехало в Центральный и Южный округа России. Несмотря на то, что в 2011 году прирост населения в крае составил около четырех тысяч молодых человек, он сформировался из числа мигрантов приехавших из стран СНГ, а не из соотечественников. Каждый четвертый студент Дальнего Востока и Сибири не собирается после окончания вуза оставаться на своей малой родине7.
Опросы показывают, что к сожалению, люди уезжают не только по причине поиска более подходящих социальных и экономических условий, но и по причине психологической неустойчивости, вызванной тревогой за свое будущее и будущее своих детей, ибо пожалуй впервые за всю историю существования, Дальний Восток в составе России не находит своего места ни сейчас ни в перспективе. В Хабаровском крае жить дороже, чем в Европе. Например, выплаты по программе "Жилье для молодых семей", которые производятся ее участникам, недостаточны для покупки жилья по рыночным ценам в Хабаровске. Полученной субсидии молодой семье хватит на оплату лишь 1/7 части стоимости квартиры. В таких условиях обеспечить демографическую безопасность, по нашему мнению, не представляется возможным.
Дальний Восток в своем развитии прошел несколько этапов, начиная с открытия земель и заканчивая нынешнем периодом. В дореволюционный период царское правительство занималось вначале их географическим приращением, а затем - укреплением границ для будущих поколений. В особенности к этому подтолкнули итоги русско-японской войны.
В советский период, правительство не только сохранило эту задачу, но и добавило к ней вторую - включение природного потенциала региона в индустриализацию. Как до революции, так и после, решение этих задач требовало значительных людских ресурсов, и они в то время в России и в СССР были. Люди поехали на Дальний Восток, причем в большинстве своем навсегда.
В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Даже если бы нынешнее руководство страны решило увеличить приток населения в регион, в связи с демографической ситуацией в России эту задачу решить уже не возможно. К указанной объективной ситуации следует добавить фактор снижения военной угрозы в этом регионе мира, и, следовательно, снижение нашего оборонного потенциала.
Перечисленные факторы привели к тому, что объем производства на Дальнем Востоке за 20 последних лет снизился почти на 60%, соответственно почти на столько же понизилась и численность занятых, восстановить которую уже не удастся.
На протяжении последних 20 лет (с 1992 по 2012 гг.), был зафиксирован отрицательный естественный прирост населения в целом по России, т.е. стойкое абсолютное сокращение численности россиян, Россия ежегодно теряет за счет превышения числа умерших над родившимися в среднем около 800 тыс. человек.
На Дальнем Востоке устойчивый миграционный отток населения стал фиксироваться с 1989 года, а абсолютное сокращение численности, с 1991 г., когда естественный прирост уже не мог компенсировать миграцию за пределы округа. Согласно данным статистики, на территории Дальнего Востока на начало 2012 года проживали 6 миллионов 260 тысяч человек. Занимая самую обширную территорию округ, имеет самую низкую долю в численности населения России. Плотность населения округа - 1,1 человек на 1 кв. км. (в среднем по России 8,4).
В целом за годы после переписи 1989 г. в обмене населением со странами СНГ и Балтии у Дальневосточного федерального округа сложилось отрицательное сальдо миграции, которое составило 114 тыс. человек. Из-за пределов России в Дальневосточный федеральный округ в 1989-2012 годах прибыло 571 тыс. человек, из которых 491 тыс., или 86 % ранее проживали в государствах - членах СНГ и странах Балтии. Выбыло за пределы страны 678 тыс. человек, из них 606 тыс., или 89% выбрали новым местом жительства государства - республики бывшего СССР.
Средний возраст иммигрантов из стран СНГ и Балтии по Дальнему Востоку немного ниже, чем по стране и составляет 35,5 лет. Доля мужчин к 2012 г. сократилась до 49,4%. В национальном составе иммигрантов из ближнего зарубежья около половины приходится на русских: в 2012 г. - 52,4%.
На расселение населения по территории Дальневосточного федерального округа наибольшее влияние оказывают передвижения внутри страны. В округе 84% прибывших и 85% выбывших приходится на внутрироссийских мигрантов, а более половины из них - переселились внутри своего региона. В миграциях между регионами Дальний Восток является донором.
Приток населения Дальнему Востоку обеспечивали Читинская область (положительный миграционный прирост около 10 тыс. человек.), Чеченская Республика (3 тыс. человек.), Республика Тыва (1 тыс. человек.). Внутри Дальневосточного федерального округа миграционные потоки были направлены из Магаданской, Сахалинской, Камчатской областей, Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа в Хабаровский и Приморский края, Еврейскую автономную и Амурскую области.
Информация о работе Управление демографической безопасностью на дальнем востоке