Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью исследования является анализ проблем демографической безопасности в Дальневосточном регионе и разработка предложений по управлению демографической безопасностью региона.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть проблемы демографической безопасности в целом;
- проанализировать проблемы демографической безопасности на Дальнем Востоке;
- предложить подходы к управлению демографической безопасностью на Дальнем Востоке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………………….5
1.1 Демографическая ситуация в современной России………………………………...5
1.2 Динамика смертности и рождаемости в России…………………………………….7
1.3 Процессы миграции как демографическая проблема………………………………8
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ………………………………………………………………..14
2.1 Демографическая и миграционная ситуация на Дальнем Востоке……..………..14
2.2 Китаизация Дальнего Востока как угроза демографической безопасности……..19
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ………………………………….22
3.1 Прогноз демографической ситуации на Дальнем Востоке ………………………22
3.2 Способы решения проблем демографической безопасности……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31
В демографическом плане федеральный округ отличает сравнительно молодой возрастной состав населения. Несмотря на существенные объемы возвратной миграции из регионов Дальнего Востока за последние два десятилетия, здесь по-прежнему доля жителей рабочих возрастов в населении выше (65,6% против 62,4), а людей пенсионного возраста заметно меньше (15,5% против 20,3%) чем в целом по стране.
Достаточно значительные масштабы естественной убыли населения (в 2012 г. умерших зарегистрировано на 28,5% больше, чем родившихся) в регионе сложились за счет Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Сахалинской областей и Еврейской автономной области. На перечисленных территориях перевес умерших над родившимися имеет устойчивый, долговременный характер и составил в прошлом году 1,5 раза. По причине естественной убыли население этих регионов сократилось на 5 человек в среднем на каждую 1000 жителей.
Главная причина и одновременно определяющий фактор демографического неблагополучия - высокая смертность населения рабочих возрастов. Именно увеличивающаяся частота преждевременных смертей (как мужчин, так и женщин) способствует общей неблагоприятной динамике смертности. Во всех регионах Дальневосточного федерального округа, кроме Республики Саха (Якутия) и Камчатской области, значения прироста смертности трудоспособного населения выше, чем в среднем по стране. Трое из каждых четырех умерших в рабочих возрастах - мужчины, при этом уровень мужской смертности в четыре раза выше уровня женской. Около половины мужчин не доживает до пенсионного возраста.
Причиной гибели каждого
второго умершего мужчины и каждой
третьей женщины
За 1989-2012 гг. в Амурской, Магаданской и Сахалинской областях уровень смертности от неестественных причин возрос почти в 3 раза (в России - в 2,1 раза, а в целом по федеральному округу - в 2,3 раза). Снижение вдвое числа погибших от несчастных случаев, отравлений и травм позволило бы ежегодно сохранить в регионах Дальневосточного федерального округа до 5 тысяч человеческих жизней и повысить продолжительность жизни мужчин на 3-3,5 года.
На фоне обозначенной
выше картины, хотелось бы еще раз
вернуться к вопросу
В провинции Хэйлундзян плотность населения достигает 46 человек на один кв.км., в то время как в Хабаровском крае, например, только 1,9 чел. на кв.км., Приморском крае - 12,3 чел. на кв.км., Амурской области - 2,7 чел. на кв.км.
В связи с отмеченными обстоятельствами, в стратегическом отношении важное значение приобретает оценка не только общего процесса миграции и иммиграции в регионе, но и учёт роста китайской диаспоры в приграничных районах, в том числе и за счёт незаконного проникновения в данные территории на нелегальной основе. Численность последней может оказаться больше численности российского населения.
А пока, учитывая, что статус беженца и переселенца на территории региона позволяет получить более льготные, чем для местных жителей, условия проживания, следует поощрять переселение на Дальний Восток не только русских, но и граждан стран СНГ и в первую очередь - Белоруссии, Украины, Казахстана и стран Прибалтики.
2.2 Китаизация Дальнего Востока как угроза демографической безопасности
Китайский фактор в развитии Дальнего Востока будет играть исключительно положительную роль. И китаизация российским регионам не грозит, сообщил после брифинга в рамках саммита АТЭС министр по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель президента РФ Виктор Ишаев8. Вместе с тем, вопросы китаизации Дальнего Востока требуют своего внимания.
Массовый переезд китайцев на российскую территорию начался в середине 1990-х гг. В 2008 г. через пропускные пункты на российско-китайской границе прошло 244 тыс. человек, причем более половины из них не вернулись домой в установленные сроки и распределились по приграничным территориям. По причине своего нелегального статуса китайские переселенцы на российской земле заняты, прежде всего, в сфере криминального бизнеса. Это - контрабанда (нелегальный вывоз в Китай древесины, сырья для черной и цветной металлургии, морепродуктов достиг сегодня катастрофических масштабов), продажа дешевой китайской водки, распространение наркотиков. Очевидно, что российской стороне этот аспект «российско-китайского сотрудничества» наносит колоссальный ущерб. Конечно, местные власти предпринимают определенные попытки упорядочить деятельность «поднебесных» бизнесменов и перевести отношения с могучим соседом в легальное русло. Все перечисленные выше факты - лишь последствия многофакторной проблемы, которая возникла не в середине 1990-х гг., а гораздо раньше. Для ее разрешения необходимо не просто усилия местных властей, а общероссийский подход и четко выстроенная концепция российско-китайского регионального сотрудничества. Проблема незаконной миграции на Дальнем Востоке - это, в первую очередь, внутрироссийская проблема. Ведь даже на фоне плачевной демографической ситуации в России в целом Дальний Восток - в числе лидеров по уровню оттока и естественной убыли населения. Многие дальневосточные чиновники сами высказываются за привлечение на Дальний Восток китайской рабочей силы. Т.к. они вынуждены признать, что без посторонней помощи Россия сегодня с Дальним Востоком не справится: Здесь нет достаточного количества людей, способных строить дороги и возделывать сельскохозяйственные угодья. С Китаем, где еще остро стоит проблема безработицы, мы сообща можем найти решение этих проблем. И действительно в Китае общая численность безработных и частично занятых превышает все население России. Но китайская миграция в сложившихся формах для российского Дальнего Востока не может быть решением назревших проблем. Более половины мигрантов из КНР не знают русского языка и не имеют необходимой квалификации для работы на современном производстве.
Что делать с этой массой незваных гостей? Как правило, предлагают два противоположных метода.
Эмиграция для развития.
Сторонники первого варианта решения проблемы Дальнего Востока настаивают на коренном пересмотре российской эмиграционной политики, требуя дополнительного привлечения на российскую территорию иностранных граждан и создание благоприятных условий для их расселения и обустройства. Аргументы просты - согласно демографическим прогнозам, уже после 2020 г. в России естественная убыль трудоспособного населения будет составлять примерно 1 млн. человек в год. Естественно, что это приведет к резкому сокращению трудовых ресурсов, которые могут быть восполнены только за счет эмигрантов, в первую очередь, из стран Средней Азии, но так же и из Китая.
Изоляция для самосохранения
Сторонники второго подхода предлагают решить проблему российского Дальнего Востока предельно просто: «закрыть и не пускать». Правда, установить режим самоизоляции не только не эффективно, но и невозможно. Слишком велик демографический дисбаланс. Сегодня на приграничных территориях со стороны России проживает 7-8 млн. человек, а только в трех приграничных провинциях Китая - более 106 млн. В общем, все равно прорвутся… Правда, дополнительно предлагается стимулировать рождаемость среди российского населения Дальнего Востока, а также поощрять переезд русскоязычного населения из бывших республик СССР на пустующие территории. Однако тягаться с Китаем в плане деторождения сегодня мы явно не в состоянии.
У России в настоящий момент нет эффективной стратегии развития Дальнего Востока. Более того, страна все более утрачивает экономические связи с этим регионом, несмотря на многочисленные программы социально-экономического развития Дальнего Востока. Тогда как для Китая именно приграничные российские территории являются очень выгодным рынком сбыта. Если ситуация радикально не изменится, то вопрос об их принадлежности решится экономическим путем, без угроз и военной экспансии.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
3.1 Прогноз демографической ситуации на Дальнем Востоке
Представляется целесообразным, чтобы в создавшихся социально-демографических и социально-экономических условиях в России активизировалась роль центральной власти, которая как центр принятия решений должна выполнять три принципиальные функции и обеспечить не только интеграцию страны в мировую экономическую и политическую систему, но и собственное развитие России на основе высокотехнологичных производств и консолидацию территории страны, подавляющее большинство регионов которой еще не вошло в стадию позднеиндустриальной модернизации экономики. Это означает, что применительно к Дальнему Востоку должны быть созданы «полюса роста» на основе реализации крупных региональных проектов, имеющих общегосударственное значение
Основными критериями финансирования из центра программ развития Дальнего Востока должно быть стимулирование развития основных общероссийских функций дальневосточного региона – транспорт, оборона страны, рыболовство, добыча полезных ископаемых, внешнеэкономические связи и привлечение иностранных инвестиций, способствующих решению приоритетных задач, стоящих перед Дальним Востоком. Реализация различных общегосударственных проектов во многом способствовала бы активизации производственных связей в регионе, что во многом позволило бы обеспечить экономическое возрождение большого количества предприятий региона и, соответственно, создание большого числа рабочих мест. Реализация хотя бы части этих проектов может обеспечить растущий антикризисный спрос на товары и услуги. Все это в целом могло бы улучшить социально-демографическую ситуацию на Дальнем Востоке.
Однако все эти варианты социально-экономического развития дальневосточных регионов России могут войти в противоречие с нынешней демографической ситуацией и дальнейшими перспективами ее развития. Большая часть демографов прогнозирует убыль населения России. Наиболее оптимистичным является прогноз ООН. По его среднему варианту население России к 2025 году уменьшится до 138 млн. чел. По среднему варианту Госкомстата Россия выйдет на этот уровень еще раньше – к 2016 году. Низкий вариант Госкомстата выходит к 2016 году на показатель 130 млн. человек. К середине века общая численность населения России может составить 121 млн. чел. по расчетам ООН и ниже 100 млн.чел. по прогнозу российского демографа Е.Андреева. При этом в прогнозы был
заложен определенный прирост, и при его отсутствии население России может уменьшиться почти в 2 раза.
В этих условиях Дальний Восток, где доля миграционного оттока составляет более 80% общей убыли населения, может совсем обезлюдеть. Сформировавшиеся в последнее десятилетие тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют будущее демографическое развитие Дальнего Востока в целом и приграничных с КНР территорий в частности. Основной характерной чертой демографической ситуации на Дальнем Востоке является сокращение численности населения и уменьшение плотности населения в регионе. При этом особенно настораживает уменьшение численности городского населения и его плотности не только в северной, но и в южной зоне Дальнего Востока, на приграничных с Китаем территориях. Дальнейшее развитие такой ситуации является неприемлемым как с точки зрения геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и с точки зрения самостоятельного демографического развития Дальнего Востока.
Поэтому в перспективе в случае успешной реализации Китаем задач социально-экономического развития страны и выхода к 2040 году на первое место в мире по объему ВВП при сохранении нынешних тенденций развития российской экономики при односторонней ориентации на экспорт сырьевых ресурсов и развитие только европейской части России дальневосточные регионы со временем рискуют полностью оказаться в орбите влияния Китая в связи с преобладающей экономической мощью трех провинции Северо-Востока КНР по сравнению с четырьмя прилегающими к Китаю территориями – Приморским и Хабаровским краями, Амурской и Еврейской автономной областями. По-прежнему сохраняются отрицательные миграционные показатели, как для Дальнего Востока, так и для сопредельных территорий КНР – провинции Хэйлунцзян и Цзилинь. При этом на Северо-Востоке Китае, как и на российском Дальнем Востоке, будет снижаться доля населения в рабочем возрасте, что само по себе будет сдерживать миграцию китайского населения в Россию.
В настоящее время, на наш взгляд, главные угрозы для российских территорий на Дальнем Востоке в целом и для прилегающих к китайской границе Хабаровского и Приморского краев и Амурской и Еврейской автономной областей в частности кроются не в так называемой «китайской угрозе» заселения мигрантами территории Дальнего Востока, а в политике центра, ориентированного в основном на Европу и не оказывающего реальной экономической помощи территориям Сибири, Дальнего Востока. Хотя в последний год наблюдается перелом данной ситуации в положительную сторону – Дальний Восток становится зоной особого внимания власти.
Поэтому при реализации демографических программ на территории Дальнего Востока главным должно быть повышение уровня и качества жизни населения, повышение естественного прироста населения за счет повышения рождаемости и снижения смертности, развития систем социальной защиты семей. Для сокращения миграционного оттока необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на повышение занятости населения, рост заработной платы и доходов населения, решение жилищной проблемы, развитие социальной инфраструктуры.
В целом представляется целесообразным вернуться к комплексу мер по стимулированию переезда населения России в районы Сибири и Дальнего Востока, практиковавшиеся с 1930-х по 1980-е годы, в результате которых происходил рост численности населения, особенно в южных районах Дальнего Востока с наиболее благоприятными для жизни климатическими условиями. Вместе с тем, для восполнения нехватки рабочих рук в ближайшие 10-15 лет еще можно будет использовать избыточную рабочую силу с сопредельных территорий КНР – провинций Хэйлунцзян и Цзилинь. В дальнейшем в Китае будет наблюдаться такая же нехватка рабочих рук как в большинстве стран мира, перешедших к режиму воспроизводства населения – «малая рождаемость – малая смертность».
Информация о работе Управление демографической безопасностью на дальнем востоке