Управление демографической безопасностью на дальнем востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ проблем демографической безопасности в Дальневосточном регионе и разработка предложений по управлению демографической безопасностью региона.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть проблемы демографической безопасности в целом;
- проанализировать проблемы демографической безопасности на Дальнем Востоке;
- предложить подходы к управлению демографической безопасностью на Дальнем Востоке.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………………….5
1.1 Демографическая ситуация в современной России………………………………...5
1.2 Динамика смертности и рождаемости в России…………………………………….7
1.3 Процессы миграции как демографическая проблема………………………………8
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ………………………………………………………………..14
2.1 Демографическая и миграционная ситуация на Дальнем Востоке……..………..14
2.2 Китаизация Дальнего Востока как угроза демографической безопасности……..19
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ………………………………….22
3.1 Прогноз демографической ситуации на Дальнем Востоке ………………………22
3.2 Способы решения проблем демографической безопасности……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31

Файлы: 1 файл

Демографическая БЕЗОПАСНОСТЬ МАКАР.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Способы решения проблем демографической безопасности

Правительство России, по заявлению министра регионального развития РФ Дмитрия Козака, к 2013 году было намерено переломить негативные демографические тенденции на Дальнем Востоке

На совещании по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья с участием тогда ещё первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева глава Минрегиона сообщил, что в результате реализации федеральной программы по развитию Дальнего Востока правительство прогнозирует сразу несколько положительных результатов.

"К 2013 году на  Дальнем Востоке будет создано  69,6 тысячи рабочих мест, а рост  внутреннего регионального продукта  к 2013 году по отношению к  2007 году вырастет в 2,6 раза", - сказал Козак.

По его словам, рост объема инвестиций в основной капитал должен увеличиться в 3,5 раза, а рост экономически активного населения в 2013 году по отношению к 2007 году - в 1,1 раза.

Учитывая все это, мы намерены остановить негативные демографические  тенденции, которые сегодня имеют место (на Дальнем Востоке)", - заявил министр.

Сегодня, по достижению указанного срока, мы можем говорить, что существенных положительных сдвигов в области демографической безопасности не произошло. Несмотря на попытки федеральной власти решить проблемы Дальнего Востока административными перестройками и программными комплексами, люди покидают данные территории, а естественный прирост не больше, чем в среднем по России.

Так с помощью каких  инструментов управлять демографической  безопасностью на Дальнем Востоке, чтобы избежать реализации рассмотренных выше прогнозов? Ответ очевиден. Необходимо решать проблему жилья для молодежи, которая в основном и стремится покинуть данный регион из-за катастрофической недоступности жилья. Меры по обеспечению граждан, в частности молодых семей, жильем должны стать первоочередными в рамках реализации программы демографической безопасности.

Чем объясняется столь  пристальное внимание к этой проблеме? Насколько удовлетворяют наших  сограждан их жилищные условия? Каковы перспективы у них в улучшении своего жилья? Возможно ли «переломить» ситуацию с помощью мер, предлагаемых правительством?

Чтобы ответить на эти  вопросы, рассмотрим структуру занимаемого  россиянами жилья. Как показывает исследование аналитиков, более 15% населения страны по существу ютятся в жилище, малопригодном для жизни. Понятно, что сами они решить проблему не смогут, поскольку 77% из них относятся к категории бедных, им денег хватает только на текущие расходы. Они также не смогут рассчитывать на получение бесплатного жилья от государства: большинство из них имеют 12 и более кв. м жилой площади на человека и, следовательно, по существующим нормативам, не могут претендовать на «бесплатное» жилье.

Ипотека не обеспечивает решение всех проблем, поскольку она сама большая проблема. Как получить ипотечный кредит? Чтобы «влезть в долговую кабалу» на много лет (а именно так воспринимают ипотеку россияне), обрекая себя на значительные жертвы с точки зрения текущего потребления. Для этого нужно быть активно неудовлетворенным своими жилищными условиями. Для получателя ипотечного кредита, нужны как минимум три условия. Во-первых, желание его взять; во-вторых, возможность его погасить; в-третьих, признание банком этой возможности у заемщика. Наше население в основной массе пока не в состоянии потянуть такую услугу, как ипотечное кредитование. Но, как  один из инструментов выхода из создавшегося тупика в части приобретения нового жилья, она имеет немалое значение.

Одна из центральных  задач национального проекта  «Доступное и комфортное жилье гражданам  России» — создать к 2010 году условия  для того, чтобы треть населения  страны смогла самостоятельно решать свою жилищную проблему, провалилась.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой «Жилище». Программа устанавливает основные количественные приоритеты: сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15–20 лет до 5–7 лет, а также обеспечение уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года.

Но уже прошел 2012 год, а Федеральная целевая программа должна была решить задачу обеспечения жильем наиболее нуждающихся в жилье граждан еще в 2010 году, но с трудом удается решить проблему обеспечения жильем участников войны.

Что же делать? Во-первых, для тех, кто живет в ветхом и аварийном жилье существуют социальные программы, но они финансируются по остаточному принципу и люди ждут квартир десятки лет. Мы предлагаем для них строить больше, так называемых доходных домов, то есть квартир и (или) домов в найме. Этот механизм у нас не используется. И бизнес к этому не повернут лицом. А если частным застройщикам дать определенные преференции, то можно было бы сдвинуть с мертвой точки эту проблему.

Во-вторых, как мы убедились, простые люди в большинстве своем не имеют возможности приобрести квартиру или построить свой дом. Поэтому предлагаем новый инструмент для решения жилищной проблемы на Дальнем Востоке.  Так, в январе—апреле 2008 года в рамках работы межведомственной комиссии при полномочном представителе президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по вопросам переселения и миграции (возглавлял комиссию тогда Ю. В. Крупнов) был инициирован и рассмотрен проект введения Государственного жилищного сертификата дальневосточника  (ГЖСД) по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Дальневосточного федерального округа и/или прибывших в Дальневосточный федеральный округ на постоянное место жительства.

Этот проект поддержали главы всех субъектов (губернаторы) Дальневосточного федерального округа. Опыт реализации программы «Жилище» позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для выполнения установленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается, если эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий, в форме государственных жилищных сертификатов. Введение ГСЖД позволит оптимизировать демографическую ситуацию на Дальнем Востоке.

Суть Государственного жилищного сертификата дальневосточника состоит в предоставлении жилья  на льготных условиях, основная часть  стоимости которого будет оплачиваться государством из средств федерального бюджета на 50% и остальные 50% оплачивает субъект федерации и соискатель (10–25%, в зависимости от доходов семьи). Механизм ГЖСД предусматривает дифференцированное предоставление субсидий гражданам ДВФО, считая приоритетными молодые семьи и ту часть населения, которая готова приехать, укорениться и создать семью на Дальнем Востоке. Введение Государственного жилищного сертификата дальневосточника, как минимум, прекратит отток населения из ДФО и может превратить Дальний Восток России в привлекательное, удобное место для жизни людей.

Какое жилье нужно  строить, чтобы оно было действительно доступное? Однозначный ответ — малоэтажное. Сложившийся в XX веке и по инерции продолжающийся сегодня тип российской урбанизации — большой город с многоэтажными микрорайонами — устарел и бесперспективен в веке двадцать первом. Всё это в целом обозначает полный градостроительный тупик. Себестоимость строительства многоэтажного дома всегда дороже малоэтажного. На практике малоэтажное жилье не только строить дешевле, но и комфортность его всегда выше сопоставимой городской квартиры. Если хотите, это компромисс — доступное и комфортабельное жилье.

Предложенный путь управления в совокупности с другими мерами позволит, на наш взгляд, сдвинуть проблему демографической безопасности с  мертвой точки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, потенциальная  опасность современной демографической  ситуации заключается не просто и  не столько в том, что в предстоящие  два десятилетия население земного  шара увеличится почти в 1,5 раза, сколько  в том, что появится новый миллиард голодающих, миллиард не находящих применения своему труду людей в городах, полтора миллиарда обездоленных людей, живущих за «чертой бедности». Такое положение было бы чревато глубокими экономическими, социальными и политическими потрясениями как внутри отдельных стран, так и на международной арене.

В России же демографическая  ситуация обратная мировой. Происходит убыль населения. Теперь Россия стала  ежегодно терять по 1 млн. человек. Эти  цифры говорят, при учете существенного  сокращения продолжительности жизни, о вымирании россиян. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении государства к демографической проблеме.

Исключительная сложность  решения проблем народонаселения  в современном мире состоит в  том, что из-за инерции демографических  процессов, чем дольше откладывается решение этих проблем, тем больший масштаб они приобретают.

С геополитической  точки зрения приоритетное положение  вопросов воспроизводства населения  в Дальневосточном регионе для экономического и социального развития региона обусловлено тремя основными причинами.

Во-первых, резкое снижение рождаемости отмечаемое в регионе в 90-х годах двадцатого столетия, как одной из составляющей воспроизводственного процесса населения региона на практике обозначает усиление роли депопуляции в общем процессе воспроизводства и прямом подрыве базы уже имеющегося простого типа воспроизводства как известно не обеспечивающего даже необходимой преемственности и смены возрастных групп.

Во-вторых, повышенный уровень смертности населения  относительно других регионов России и , что особенно важно относительно уровня других, пограничных с Россией государств, а также ее специфичность, выраженная в доминировании в ней социальных и немедицинских причин, не дает возможности в сценарные сроки подъема и развития экономики региона обеспечить необходимый демографический потенциал.

В-третьих, роль миграции как фактора демографического развития региона и своеобразного  регулятора в поддержании стабильности численности ряда половозрастных групп в 90-е годы снизилась до минимума по сравнению с 30-ми или 60-ми годами , когда она выступала в роли своеобразного фактора увеличения численности наиболее трудоактивных и молодежных половозрастных групп в связи с привлечением населения из других регионов для реализации программы создания новых промышленных центров, городов и поселков с оборонной специализацией и имеющих соответствующие репродуктивные установки.

Несмотря на то, что  правительство Российской Федерации  в последнее время стало обращать очень серьезное внимание на ситуацию в регионе, создавать различные программы по её улучшению, люди все равно стараются по возможности мигрировать в другие, более перспективные и развивающиеся районы страны, прежде всего это вызвано недоверием населения руководству страны и отсутствием веры в перспективы развития своего района.

Автором предложены ряд  подходов для решения проблем  демографической безопасности на Дальнем  Востоке, ключевой из которых направлен  на решение самой острой проблемы – проблемы доступности и комфортности жилья, особенно для молодой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Н.А. Экологическая культура Китая: государство, традиции и современность. Монография. Чита: ЧитГУ, 2011. - 192 с.

2. Антонов А.И. Социология рождаемости. М.: Финансы и статистика, 1980.-136 с.

3. Безопасность. Демографическая безопасность (Тематический выпуск). 1998 г. Март-апрель, № 3-4. 225 с.

4. Бутов В.И. Демография. М.: ИКЦ МарТ, - Ростов-н/Д: МарТ, 2003. - 592 с.

5. Возженников A.B., Прохожев A.A. Государственное управление и национальная безопасность России. -М.: РАГС, 1999.

6. Володин А. Региональная безопасность // Безопасность Евразии. - М., 2010. -№ 4 (октябрь-декабрь). С. 21-30.

7. Гераськова А.О. Социальная демография. Чита: ЧитГУ, 2004. - 77 с.

8. Гончаров С. Китайцы в России кто они? // Проблемы Дальнего Востока. - М.: Наука, 2008. - № 4. - С. 13-31.

9. Гордеев И.В. Проблемы приграничного сотрудничества России и Китая: история и современность. Иркутск: БГУЭП, 2003. — 85 с.

10. Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М.: Центр творчества «Беловодье», 2012. - 352 с.

11. Демографическое положение в России // «Круглый стол» Совета Федерации. М., 2012. Выпуск 17. - 82 с.

12. Захарова О.Д. Демографические процессы в Российской Федерации и странах нового Зарубежья // Социс: Соц. исслед. М., 1997. - № 7. - С. 6069.

13. Концепция демографической политики РФ на период до 2015 г. // Безопасность. 2001. № 5-6 (май-июнь). - С. 11-24.

14. Концепция национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300).

15. Мельников В.И. Механизм и формы участия субъекта федерации в российской политике безопасности // Власть. 2009. -№ 1.

16. Носков Ю.Г. Опасность и безопасность с позиций деятельного подхода// Безопасность. 1998. №1-2.2170 демографическом прогнозе до 2010 года // Экономика и жизнь. -1997. -янв. -№ 1. С. 36.

17. Российский стат. ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. — М., 2013.-621 с.

18. Силина Н.И. Влияние перехода к рыночной экономике на демографическую ситуацию в РФ // Безопасность. — М., 2003. № 1-2 (январь-февраль). - С. 109-116.

19. Социально-политическая безопасность: федеральный и региональный аспекты (по материалам научно-практической конференции). Курск, 1999.-178 с.

Информация о работе Управление демографической безопасностью на дальнем востоке