Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:17, курсовая работа
Цель данной работы дать характеристику доходам и расходам коммерческого банка, рассмотреть методы анализа доходности коммерческого банка.
Задачи:
- рассмотреть доходы коммерческого банка.
- рассмотреть расходы коммерческого банка.
- изучить различные методы анализа доходности коммерческого банка.
Введение 3
Глава 1. Понятие доходов и расходов коммерческого банка 5
1.1. Содержание деятельности коммерческого банка 5
1.2 Доходы коммерческих банков и их источники 6
1.3 Расходы коммерческого банка и их направления 9
Глава 2. Содержание управления доходами и расходами коммерческих банков 12
2.1 Основные методики оценки доходов и расходов коммерческих банков 12
2.2. Условный анализ управления доходами и расходами коммерческого банка 21
Глава 3. Проблемы рисков в управлении доходами и расходами коммерческих банков 25
3.1. Последствия и уроки финансового кризиса 25
3.2. Оптимизация кредитного процесса 30
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
Как показал кризис, адекватное управление рыночным риском невозможно без ясного представления о том, какие риски несут в себе финансовые инструменты и к каким взаимозависимым последствиям может привести реализация этих рисков.
Одно из главных преимуществ эффективной системы управления рисками - возможность избавиться или, по крайней мере, значительно сократить обращения к экстренным мерам, т.е. к мерам, которые необходимо срочно предпринимать в связи с непредвиденными событиями. Как правило, такие меры весьма дорогостоящие либо в смысле ущерба бизнесу, либо в финансовом отношении, а чаще и того и другого одновременно.8
Обращаясь к инструментарию анализа
и управления рыночным риском, отметим
специфические черты
Банки в ближайшее время должны научиться различать риски и быть готовыми к серьезным переменам в подходах к расчетам капитала под риск, грядущим в связи с включением компоненты операционного риска в расчет норматива достаточности капитала.
Современная концепция управления банковскими рисками не может рассматриваться вне системы банковских бизнес-процессов. Они же должны соответствовать целям кредитной организации и разработанной и утвержденной стратегии их достижения.
Бизнес-процессы банка должны быть прозрачными, что обеспечивается разделением полномочий и ответственности на каждом отдельном этапе, утвержденными внутренними порядками и регламентами, а также адекватной системой внутреннего контроля.
Негативные процессы в экономике
вызвали падение спроса во всех отраслях
и стали первопричиной значител
- недостаточный методический и практический опыт в области анализа кредитного риска;
- безынициативность в разработке усовершенствованных подходов к оценке рисков;
- отсутствие современных методик и неадекватность имеющихся;
- отсутствие внутренних нормативных документов, четко регламентирующих порядок и методы анализа, контроля и снижения рисков;
- низкая квалификация риск-менеджеров, субъективизм их мнений в связи с отсутствием единого подхода к анализу и оценке рисков. На наш взгляд, в процессе работы с проблемной и просроченной задолженностью российские банки допускают ряд типичных ошибок:
- предоставляют кредит без оценки возможной реализации негативного сценария (дефолта клиента);
- недостаточно анализируют источники погашения выданных ссуд;
- не продумывают свою залоговую политику;
- недостаточно контролируют фактическую деятельность заемщика и соблюдение им условий кредитного договора.
В 2008-2009 гг. во многих банках не производился анализ чувствительности бизнеса заемщика к тем или иным негативным факторам. Иначе говоря, не рассматривался пессимистический сценарий.
При оценке финансового положения заемщика не принимались во внимание уже имеющиеся негативные тенденции в бизнесе заемщика, не использовалось историческое моделирование. В гонке за крупным клиентом недооценивался кредитный риск, так как считалось, что заемщик «с именем» без проблем сможет взять кредит в другом банке даже при наличии высокой долговой нагрузки.
Высокая конкуренция на банковском рынке усугубила ситуацию и привела к максимально лояльному отношению к клиентам. Неадекватный анализ потребностей и возможностей клиента приводил к неправильному структурированию кредитного продукта.
Много случаев, когда некачественно готовилась кредитная документация - результат либо спешки, либо шантажа со стороны клиента, что он перейдет в другой банк. Из-за этого росли правовые риски. Допускалась регистрация договоров ипотеки без нотариата, ссуды выдавались до заключения договора о залоге, не указывались условия о повышении процентной ставки или применении штрафных санкций. Порой кредитная документация подписывалась задним числом и т.д.
При рассмотрении источников погашения выданной ссуды недостаточное внимание уделялось анализу прогнозного денежного потока, оценке его полноты, проработанности и достоверности, а также его достаточности и обоснованности для своевременного исполнения заемщиком своих обязательств перед банком. Зачастую банк принимал формальную отписку и не учитывал ряд факторов, таких как: наличие сезонности и специфики деятельности заемщика;
- платежеспособность и деловая репутация основных покупателей/ заказчиков, а также достоверность предоставленных в банк договоров;
- разовость сделки;
- наличие графиков поставок и расчетов, зафиксированных в договоре;
- правильность и адекватность составления прогноза движения денежных средств и плана доходов и расходов.9
В процессе работы с проблемной задолженностью
многие банки столкнулись с
Оценка рыночной и залоговой стоимости обеспечения часто была непрофессиональной и неадекватной.
Недостаточный контроль за соблюдением заемщиком условий кредитного договора
В большинстве российских банков не производился качественный анализ, не выяснялось, на какие цели клиент фактически использовал кредитные ресурсы, в том числе предоставленные другими банками. В результате с опозданием выявлялся эффект скрытых потерь (вывод денег из бизнеса на инвестиционные цели и на поддержание текущей деятельности аффилированных компаний), не говоря уже о мошеннических операциях. Недостаточный контроль за выполнением заемщиком условий кредитного договора привел к тому, что в кредитных организациях:
- не были подписаны договоры поручительств с собственниками бизнеса, а также соглашения на безакцептное списание средств с расчетных счетов в других банках;
- своевременно не установлены причины невыполнения условия по поддержанию оборотов;
- не анализировались причины и не применялись санкции за превышение заемщиком установленной нормы долговой нагрузки;
- не были своевременно выявлены нарушения заемщиком иных условий кредитной документации, в результате чего произошла недооценка рисков.
К негативным результатам привело и неправильное структурирование кредитного продукта (некачественный анализ потребностей и возможностей заемщика).
Порой кредитный продукт имел такие параметры (по виду, сроку, сумме), которые не давали заемщику возможности самостоятельно и своевременно погасить обязательства за счет своей основной деятельности; не учитывались договоры клиента с другими банками, в результате неправильно оценивалась его долговая нагрузка.
Устранение всех этих ошибок, на наш взгляд, необходимо начать с оптимизации кредитного процесса, после чего приступить к совершенствованию системы управления рисками.
Под оптимизацией кредитного процесса подразумевается, во-первых, структурирование сделки исходя из потребностей и возможностей заемщика. Необходимо понимать, на какие конкретные цели запрашивается ссуда и в связи с чем возникла потребность в привлечении кредитных средств. Для каждого проекта должны быть обоснованы: причины возникновения потребности у клиента в ссудных ресурсах; цель кредитования; сумма, срок и другие параметры сделки.
Чтобы адекватно оценить возможности клиента соответствующим образом обслуживать кредит, нужен качественный анализ источников погашения выданной ссуды и реальной долговой нагрузки заемщика. Денежный поток должен быть изначально выстроен таким образом, чтобы клиент имел возможность осуществлять погашение без реструктуризации кредитного продукта, рефинансирования со стороны третьих лиц и без существенного ущерба для своей текущей деятельности. Для этого необходимо:
- проанализировать контрактную
базу в части: переходящего
остатка по оплате уже
- спрогнозировать денежные
- проанализировать кредитный
В целях совершенствования
- мотивирование банком специалистов к разработке и апробации новых методик анализа кредитного риска;
- выявление ошибок в деятельности не только кредитного подразделения, но и подразделений риск-менеджмента, устранение выявленных недостатков;
- определение степени риска в процентах от величины ссуды или при помощи иного количественного показателя;
- ужесточение контроля за кредитным риском, в частности: при мониторинге фактической деятельности заемщика целесообразно разработать отчетные формы; при мониторинге состояния залога подвергнуть проверке адекватность текущей рыночной стоимости; осуществлять своевременный выезд представителей банка на место хранения предмета залога; постоянно проводить мониторинг исполнения решений и мероприятий, утвержденных кредитным комитетом банка, в том числе предложенных риск-менеджером.10
Финансовый кризис привел к появлению большого количества проблемных активов и высокой доле просроченной задолженности в кредитном портфеле российских банков. Именно поэтому в настоящее время многие банки пересматривают свои подходы к управлению кредитным процессом на всех этапах.
Оптимизация кредитного процесса - залог формирования качественного кредитного портфеля. Но, к сожалению, ошибок в системе управления рисками у отечественных банков еще немало. И пока ими не будет разработана единая методика по анализу кредитного риска, принимаемые решения и дальше будут неадекватными. Необходимо также максимально исключить влияние субъективного мнения риск-менеджера при оценке степени кредитного риска, которую предпочтительно определять как количественными, так и качественными показателями.
Основная цель деятельности коммерческого банка - получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты всех его активных и пассивных операций. Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности коммерческого банка. Размер прибыли зависит главным образом от объема полученных доходов и суммы произведенных расходов.
Анализ доходов и расходов банка
дает возможность изучения результатов
деятельности коммерческого банка,
а следовательно, и оценки эффективности
его как коммерческого
В процессе анализа финансовых результатов банковской деятельности используются различные приемы и методы:
- экономически обоснованные
- структурный анализ;
- оценка динамики показателей финансовых результатов деятельности банка по квартальным и годовым данным;
- выявление степени зависимости
показателей финансовых
- экономическая оценка
- сопоставление полученных
Проведенный анализ теоретических
и практических аспектов анализа
доходов и расходов банка позволяет
сделать следующие
1. Существует большое многообразие методик анализа доходов и расходов банка. Все они имеют ряд положительных и отрицательных характеристик.
2. Отсутствие проработанной государственной методики анализа доходов и расходов банка затрудняет анализ указанных составляющих, что оказывает негативное воздействие как на политику самих банков, так и пользователей банковскими услугами.
3. Анализ приведенных методик позволяет указать следующие их преимущества: простоту в работе, доступность информации, легкость подсчета; и следующие недостатки: невозможность составления рейтинговых таблиц с целью сравнительного анализа, ограниченность характеристик.
От того, насколько качественно
осуществляется управление доходами и
расходами коммерческого банка,
зависит эффективность его
Эффективность управления доходами и
расходами имеет большое значение в механизме
функционирования коммерческих банков
еще и по следующей причине. Важная особенность
банковского дела состоит в том, что здесь
очень высока степень риска, поэтому любая
управленческая ошибка ведет к потере
ликвидности, платежеспособности, а, в
конечном счете, и к банкротству.
Информация о работе Управление доходами и расходами коммерческого банка