Управление государственной службой в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. В постсоветское время отмечено стремительное развитие законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов.
Формирование новой российской государственности

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Государственная служба 2
1.1 Понятие и содержание системы государственной службы 2
1.2 Основные принципы государственной службы и их классификация 9
Глава 2. Управление государственной службой в России 14
2.1 Законодательство о государственном управлении в России 14
2.2 Оценка эффективности деятельности государственного управления в России 25
Глава 3. Основные направления совершенствование системы управления государственной службы 27
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 1

Глава 1. Государственная  служба 2

1.1 Понятие и содержание системы государственной службы 2

1.2 Основные  принципы государственной службы  и их классификация 9

Глава 2.  Управление государственной службой в России 14

2.1 Законодательство  о государственном управлении  в России 14

   2.2  Оценка эффективности деятельности государственного управления в России 25

Глава 3. Основные направления совершенствование системы управления государственной службы 27

Заключение 29

Список литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организующая деятельность государства охватывает разнообразные  сферы жизнедеятельности общества, поэтому государственное управление регулируется нормами законодательства РФ.

Направленность деятельности государственных служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных  социальных гарантий для государственных  служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные  для всего населения. Государственное  управление является комплексным правовым институтом и регулируется законодательством  Российской Федерации.

Государственная служба - важнейший  административно-правовой институт, которому в системе административно-правового  регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. В постсоветское время  отмечено стремительное развитие законодательства о государственной службе, появления  новых доктрин, публикации множества  научных трудов.

        Формирование новой российской государственности проходит при

возрастающем значении государственной  службы, призванной обеспечивать

реализацию функций государства. Государственная служба становится все

более важным институтом административного  права, а государственные

служащие - основными его субъектами. Данный институт действует в

аппарате всех ветвей власти и на всех ее уровнях.

Государственная служба появилась  в системе социальных отношений  как

необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как

средство обеспечения других видов  социальной деятельности, прежде всего

производства, обеспечения производства главным образом в

интеллектуальном отношении.

 

          Актуальность изучения темы «правовое регулирование государственного управления» заключается в изучении законодательства государственного управления РФ, т.е. Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Законов субъектов РФ, Постановления и решения Президента РФ и иных нормативно – правовых актов регулирующих правовое положение.

Целью курсовой работы является рассмотрение правового регулирования  государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственная служба

     1.1 Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы

В 90-е годы XX в. в России в принятых нормативных правовых документах сформировалось современное понимание сущности государственной службы и системы государственной службы.

        В советское время, как уже отмечалось, к государственным служащим практически относились все те служащие, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе и в органах государственной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета.

          Подобное понимание государственных служащих имеет место в настоящее время и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и других. При этом в разных странах используются различные термины - «государственная служба» (state servis), «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), далеко не совпадающие по своему содержанию.

Современная трактовка понятия  «государственные служащие» в постсоветской  России формировалось постепенно. Большую  положительную роль в этом отношении  сыграли, в частности, опубликованные в начале 90-х годов первые проекты  законов о государственной службе и ее реформировании.

Утвержденное Указом Президента РФ в декабре 1993 г. Положение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»1 стали первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующей эту сферу отношений.

После принятия данного Федерального закона весьма динамично и главным  образом в соответствии с ним  стало развиваться правотворчество  субъектов РФ в сфере правового регулирования государственной службы и организации госаппарата. Именно законодательный массив субъектов РФ в значительной мере дает реальное представление о состоянии правового регулирования служебной деятельности государственных служащих, численность которых в региональных органах власти и управления превышает численность федеральных госслужащих.

Становление и развитие института государственной службы в постсоветской России (в 1993-2003 гг.) шло в соответствии с законом  «Об основах государственной  службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.2

Согласно ему «под государственной  службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» (п. 1 ст. 2). При этом «Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей» (ст. 1). Причем к государственным служащим относятся не все лица, занимающие государственные должности, а только те из них, которые занимают должности категории «Б» (учрежденные для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих категории «А») и госдолжности категории «В» (учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий).3

Очень важно иметь  в виду, что лица, занимающие должности  категории «А», не относятся к  государственным служащим Российской Федерации, Кто же это конкретно? Перечень должностей категории «А»  определяется в статье 1 данного Федерального закона - это «должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов». Далее в данной статье Федерального закона приводится не исчерпывающий перечень этих должностей - Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие.

Определение понятия «государственный служащий» дано в ст. 3 Федерального закона «Об основах государственной  службы Российской Федерации:

«1. Государственным  служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Государственные служащие  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также иных государственных  органов, образуемых в соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  признаются настоящим Федеральным  законом государственными служащими  Российской Федерации».

Дальнейшее свое развитие законодательство о государственной  службе получило в ряде других федеральных  законов, указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, законов субъектов  РФ. Особо важное значение в этом отношении имеет Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».4

В связи с тем, что пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах  государственной службы Российской Федерации», в котором содержалось  нормативное определение государственной  службы, утратил силу с принятием  Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», приведем новую дефиницию, вытекающую из статьи 1 нового закона. Это обусловлено прежде всего тем, что в самой преамбуле закона о системе государственной службы подчеркивается, что именно он в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет «правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации».5

Итак, в соответствии с  Федеральным законом о системе  государственной службы:

- государственная служба  Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная  служебная деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституциями, Уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Данное законом  определение государственной службы указывает на ее сущность. Другие неотъемлемые характеристики государственной службы и, в частности ее организации, содержащиеся в иных статьях, таковы: в статье 3 — основные принципы построения и  функционирования системы государственной  службы; в статьях 4-7 - понятия федеральной  государственной службы, государственной  гражданской службы, военной и  правоохранительной служб; в статье 8 - должности государственной службы, в статье 9 - реестры должностей государственной  службы и т.д.

Следует обратить внимание на то, что формула «обеспечение исполнения полномочий» (Российской Федерации, т.е. государства, федеральных государственных  органов, субъектов Федерации и  их государственных органов) обозначает конкретное содержание самой государственной  службы как вида управленческой деятельности, включающей в себя организацию исполнения, само исполнение, контроль и надзор и другие функции.

Что касается лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов, то они  осуществляют такой вид государственно-властных полномочий, который федеральным  законом квалифицируется как  не относящийся к государственно-служебной  деятельности и, следовательно, не включенный в состав государственной службы. Таким образом, государственно-политическая деятельность по непосредственному  исполнению полномочий государственных органов (как федеральных так и региональных) лежит за пределами государственной службы.6

Особенности понятия государственной  службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», таковы:

- во-первых, это деятельность  государственно-значимого характера,  а именно государственная деятельность;

- во-вторых, она  лишь часть государственной деятельности, а именно в той ее мере, в  которой она обеспечивает исполнение  полномочий государственно-властного  характера, присущих Российской  Федерации (составным частям государства), а также лицами, замещающими государственные  должности Российской Федерации  и ее субъектов;

- в-третьих, это деятельность  профессионального характера, отвечающая  специальным требованиям, предъявляемым  к ее субъектам, в качестве  которых выступают государственные  служащие.

Характеризуя государственную  службу, важно понимать, что это  служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным  и общественным интересам. Это профессиональная деятельность по выполнению государственных  задач и функций, осуществляемая лицами, которые находятся на штатных  государственных должностях в государственных  органах. При этом их деятельность оплачивается из государственного бюджета - федерального или субъекта РФ. Иначе говоря, не являются госслужащими лица, привлекаемые к обеспечению исполнения тех  или иных государственных полномочий на «общественных началах» или с  оплатой за счет каких-либо негосударственных средств - фирм, фондов, корпораций и других тому подобных спонсоров.7

Информация о работе Управление государственной службой в России