Управление государственной службой в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. В постсоветское время отмечено стремительное развитие законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов.
Формирование новой российской государственности

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Государственная служба 2
1.1 Понятие и содержание системы государственной службы 2
1.2 Основные принципы государственной службы и их классификация 9
Глава 2. Управление государственной службой в России 14
2.1 Законодательство о государственном управлении в России 14
2.2 Оценка эффективности деятельности государственного управления в России 25
Глава 3. Основные направления совершенствование системы управления государственной службы 27
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

В то же время следует  учитывать, что отнюдь не все должности, включаемые в штатное расписание тех или иных государственных  органов, являются государственными должностями  государственной службы. Не являются таковыми, например, должности младшего обслуживающего персонала (водители, вахтеры, гардеробщицы, уборщицы и т.п.). Лица, занимающие эти должности, не относятся  к категории государственных  служащих, хотя они и числятся в  штатных расписаниях тех или  иных органов власти и управления.

Не является государственной  службой профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. С другой стороны, государственная  служба осуществляется не только в  аппаратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных  силах, но и в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов  РФ к государственной службе. Например, в Федеральном законе «О естественных монополиях» указывается, что в  сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировки нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии  и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо  указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду и то, что распространение статуса  госслужащего на ту или иную категорию работников отнюдь не равнозначно отнесению их к категории государственных служащих.8

     1.2 Основные принципы государственной службы и их классификация 

В соответствии с нормами  действующего законодательства установлено  по меньшей мере три группы принципов  государственно-служебной деятельности. Рассмотрим их в последовательности, отражающей переход от более общего (системного уровня) к более конкретному (функционально-иерархическому) уровню.

Отчасти к освещению этих принципов авторы данного учебного пособия обращались в предыдущих темах, имея в виду их сравнительно-исторический и социально-организационный аспекты. Здесь же мы детализируем собственно их нормативно-правовой аспект.

I. Начнем с основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, закрепленных в статье 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации, согласно которой к указанным принципам относятся:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее государственные органы);
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.9

Реализация перечисленных  девяти общесистемных принципов  построения и функционирования государственной  службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть предусмотрены  также и другие принципы построения и функционирования видов государственной  службы, учитывающие их специфику.

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед  государством, обществом и гражданами, как записано в данном документе, призван:

  • исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
  • осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
  • соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;
  • соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;
  • не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных Законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.10

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными  полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также  призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Рассматривая эти принципы служебного поведения государственных  служащих, надо иметь в виду, что  согласно Указу Президента РФ они  действуют впредь до принятия федеральных  законов о видах государственной  службы и рекомендованы в части, не противоречащей их правовому статусу, также и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подробно реализация основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, служебного поведения госслужащих раскрывается в последующих разделах данного учебного пособия. Здесь же отметим, что многие из законодательно закрепленных принципов в реальной действительности соблюдаются далеко не полностью, что зачастую снижает эффективность государственной службы (например, принципы верховенства Конституции РФ и федеральных законов, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, гласности, открытости государственной службы, ее доступности общественному контролю). Для их полной реализации порой не хватает у органов власти не только настойчивости и желания, но и финансовых, материальных ресурсов. Тем не менее, их законодательное закрепление имеет исключительно важное значение для организации и функционирования государственной службы, причем даже в том случае, когда те или иные принципы служат лишь общественно значимыми, хотя и не всегда достигаемыми, ориентирами.11

В целом же, поскольку  принципы построения и функционирования государственной службы закреплены Федеральным законом и законами субъектов Федерации, а общие  принципы служебного поведения государственных  служащих - Указом Президента РФ, их несоблюдение и (или) нарушение влечет за собой (может  влечь) административную или (и) уголовную, а также дисциплинарную ответственность  в соответствии с действующим  законодательством.

 

Глава 2.  Управление государственной службой в России

 

             Институт государственной службы  является неотъемлемой составляющей  правовой системы государства,  а государственные служащие –  основными исполнителями проводимых  в обществе демократических и  социально-экономических преобразований.

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных  служащих. Государственный аппарат  – это, прежде всего люди, профессионально  занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления  или правящего режима. Именно государственные  служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о  том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных  служащих, испытывает серьезные трудности  с качеством государственного управления.

       Развитие государственной службы Российской империи и ее законодательного регулирования в дореволюционной России неоднократно становились предметом научного исследования правоведов государственной (юридической) школы: И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, А.В. Романовича-Славатинского, А.И. Елистратова и других.

      В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно – правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.

        Государственная служба сложилась в период действия буржуазных конституций. Однако нельзя сказать, что до принятия писаных конституций в буржуазных государствах государственной службы не существовало (напомним, что в соответствии с принятой в буржуазных государствах доктриной правового государства, конституционность является первым признаком правового государства). Кем, например, были матросы Одиссея, главы одного из греческих государств в античности? Ответ очевиден, что они были государственными служащими. Принципы их службы были возможно, отличающимися от настоящих, однако, они выполняли функции государства по захвату чужих территорий и приобретению оттуда богатств, они являлись деятелями публичного сектора, властного сектора общественной жизни и называться частными наемниками, трудящимися (со специальностью подавления) не могли. Иначе мы не понимали бы сущностную разницу между частным и публичным секторами государственной и общественной жизни.

        Под государственной службой может пониматься любая работа, выполняемая в государственных органах и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.

 

 

 

2.1 Законодательство о государственном  управлении в России

Законодательство о государственной  службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение  государственных служащих — условия  и порядок их работы, права и  виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной  службы и т. п.

Каковы основные источники  этого законодательства? Они перечислены  в Федеральном законе “Об основах  государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. (ст. 4 п.1)12. Разумеется, и сам этот закон является одним из главных ее источников. Прежде чем мы займемся их перечислением и комментариями, напомним, что любое законодательство представляет собой систему, а в нашем случае это система двухуровневая. Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т. п. Соотношение всех этих актов наглядно представлено на прилагаемой схеме1. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.

Теперь обратимся к  конкретным источникам и прежде всего  к Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации

Естественно, мы не найдем в  ней конкретного регламента госслужбы, но увидим целый ряд положений, закладывающих  ее основы (как, впрочем, и основы многих других сторон нашей жизни). В этом и состоит ее задача – не случайно ведь Конституция называется Основным законом. Без каких же ее положений даже идеально внутренне организованная госслужба не может существовать заключаются в следующем:

Верховенство Конституции  РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 2);

Единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч. 3).

 

Рис. 1.1    

 

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст.18).

Обязанность государства  признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина (ст. 2).

Информация о работе Управление государственной службой в России