Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:58, курсовая работа
Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. В постсоветское время отмечено стремительное развитие законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов.
Формирование новой российской государственности
Введение 1
Глава 1. Государственная служба 2
1.1 Понятие и содержание системы государственной службы 2
1.2 Основные принципы государственной службы и их классификация 9
Глава 2. Управление государственной службой в России 14
2.1 Законодательство о государственном управлении в России 14
2.2 Оценка эффективности деятельности государственного управления в России 25
Глава 3. Основные направления совершенствование системы управления государственной службы 27
Заключение 29
Список литературы 31
Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10).
Равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4).
Некоторые обязанности всех должностных лиц (ст. 24 ч. 2, ст. 41 ч. 3, ст. 46 ч. 2 и др.)13.
«Как же так? Ведь государственная служба предполагает целый ряд правоограничений для состоящих на ней лиц. Не противоречит ли это Конституции?» Нет, ибо ст. 55 указывает, что такое ограничение прав допускается, но только по федеральному закону.
В связи с этим нужно отметить что. Решительно повернув к демократическим формам общественной жизни, мы претендуем на статус правового государства. Но тогда особенно важна защита прав человека, в частности госслужащего, учитывая к тому же ограничения его прав. К чести наших законодателей надо сказать, что они понимают принципиальную важность такой защиты и предусмотрели это в Основном законе страны. Ст. 42 п. 2 Конституции РФ14 прямо говорит о возможности обжалования в суд решений и действий (или без действия) органов государственной власти и должностных лиц. Но почему же ни здесь, ни в Законе РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, нет конкретного перечня таких действий и решений? Потому что даже самое подробное их перечисление не может быть полным, а значит, будет ограниченным. Закон же исходит из того, что в таком вопросе не может быть ограничений.
Мы упоминали о двухуровневой
системе госслужбы, но в Конституции
РФ об этом ничего не сказано. Конечно,
всего предусмотреть
Таким же образом применительно
к госслужбе можно разобрать
и другие положения Основного
закона. Но уже из сказанного видно,
что в Конституцию как источник
законодательства о госслужбе заложен
подход к ней не изнутри, а из вне,
с более высокого, общегосударственного
уровня. Государственная служба предстает
здесь как цельное
Федеральные законы
Продолжим наш путь по иерархической лестнице законодательства о госслужбе. В ст. 4 п. 1 Закона15 от 31 июля 1995 г. среди следующих по значению после Федеральной Конституции источников этого законодательства указаны законы. Сейчас поговорим о федеральных законах.
Если же мы упомянули
об иерархической лестнице, то сразу
скажем, что федеральное
А между тем Федеральный
закон «Об основах
И все же он остается базой
без адекватной «надстройки», что
означает массу в полной мере не
реализованных возможностей и вполне
реализованных злоупотреблений.
Что же представляет собой сам Закон о госслужбе? Думаю, что для того чтобы получил начальное представление о нем, достаточно будет перечислить названия его глав. Таких глав шесть, и они подразделены на 30 статей.
Глава 1 «Общие положения
дает содержание основных понятий государственной
службы. Глава II «Основы организации
государственной службы»
Другие федеральные законы о госслужбе на сегодняшний день не существуют. Имеется лишь один проект такого закона, подготовленный Правительством РФ, о федеральной государственной службе в Российской Федерации. Он представлен в Государственную Думу, где и ожидает своего утверждения. Поэтому переедем к рассмотрению «иных нормативных правовых актов», под которыми имеются в виду указы и распоряжения Президента и постановления правительства РФ.
Указы и распоряжения Президента
В Законе о госслужбе есть одно положение, от которого мы хотели бы оттолкнуться, начиная рассмотрение актов Президента. В нем говорится, что вопросы государственного управления, регулируемые нормативными правовым и актами Президента и Правительства РФ, могут также регулироваться Федеральным законом. Это, конечно, так. Но у законов есть свои специфические особенности. Они, например, не могут разрешать каждую конкретную ситуацию, так как по самой своей носят общий характер, т. е. не рассматривают ситуации, а обобщают их, выявляя закономерности. Кроме того, законы принимаются долго, а государственное управление (как и любая другая деятельность, регламентируемая законами) идет и требует своего регулирования.
Для того чтобы удовлетворить эти объективные требования, рядом с законами, на той же ступени законодательной иерархии стоят акты оперативного регулирования. В частности, если говорить о госслужбе, то здесь важнейшими из таких актов и по количеству, и по решаемым вопросам являются указы и распоряжения Президента РФ.
Проблематика, которую затрагивают
эти акты, свидетельствует, что практически
ни один аспект государственного управления
не остался вне поля зрения законодателей.
Основное внимание уделено организации
государственного управления. Но кроме
этого регулируются управление ею;
вопросы повышения
О важности этих вопросов говорит
и тот факт, что еще до принятия
Закона о госслужбе в 1995 г. Указом
Президента от 22 декабря 1993 г. было утверждено
Положение о федеральной
Из числа «организационных»
наиболее важным можно считать Указ
от 6 сентября 1996 г. «О первоочередных мерах
по улучшению работы с кадрами
в системе государственной
Принципиальное значение
для организации
Перечислим Указы и распоряжения по другим аспектам деятельности государственного управления:
По вопросам организации управления:
1. Указ от 6 мая 1994 г. «Вопросы Совета по кадровой политике при Президенте РФ»;
2. Указ от 7 марта 1996 г.
«Вопросы Главного управления
Президента РФ по вопросам
государственной службы и
3. Указ от 13 апреля 1996 г.
«О внесении изменений в
По вопросам повышения квалификации, переподготовки и стажировки госслужащих:
1. Указ от 23 августа 1994 г. «Об общем порядке и сроках повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих»;
2. Указ от 6 сентября 1995 г.
«О первоочередных мерах по
улучшению работы с кадрами
в системе государственной
3. Указ от 9 марта 1996 г.,
которым утверждено Положение
о проведении аттестации
По организации учебной и научной базы государственной службы:
Надо здесь заметить,
что основным учебным заведением,
которое готовит будущих
1. Указ от 6 июня 1994 г. «О
Российской академии
2. Распоряжение от 23 июня
1994 г. «Вопросы Российской
3. Распоряжение от 26 апреля
1995 г. с тем же, что и предыдущее,
названием, но затрагивающее
Постановления и решения Правительства РФ
Вопросами исполнения занимается исполнительный орган государства – это Правительство. Оно, конечно, не может решать каждый конкретный вопрос государственного управления, но делает это через свои постановления, обязательные для тех, на кого они распространяются, и через контроль за их исполнением.
Роль Правительства в организации исполнения законодательных актов очень велика, можно сказать — решающая. Оно делает это правовыми и организационными средствами. Таких средств достаточно много, и они образуют существо повседневного управления государственной службой.
Вот некоторые из них:
подготовка проектов нормативных актов по вопросам госслужбы;
организация формирования конкурсных комиссий;
организация аттестаций, конкурсов, квалификационных экзаменов;
подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Реестр государственных должностей;
определение порядка формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих;
обеспечение рационального взаимодействия с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими такую переподготовку...
Если речь зашла об обучении,
то уместно будет отметить, что
Правительство заботится о
Государственная служба требует
постоянного внимания — ведь в
ней залог эффективного функционирования
государства. Что же в этом плане
более всего заботит
В принципе это верно, что
если требуешь что-то от других, начни
с себя. Наведению порядка в
«собственном доме» и посвящено
Постановление Правительства от
5 ноября 1995 г. «О структуре центрального
аппарата федеральных органов
Информация о работе Управление государственной службой в России