Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении управления групповым и межгрупповым поведением в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации (понятие группы; межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения).
2. Проанализировать управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень» (определить степень сплочённости группы; рассмотреть межгрупповой конфликт в организации).
Глава 1
Глава 2
Введение
Теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации
1.1.Понятие группы
1.2.Межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения
Управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень»
2.1.Общая характеристика предприятия
2.2. Определение степени сплочённости группы
2.3.Межгрупповой конфликт в организации
Заключение
Список литературы
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Курсовая работа
по дисциплине: «Организационное поведение»
на тему: «Управление групповым и межгрупповым поведением в организации»
Выполнила:
студентка
Проверил:
Н. Новгород
2012 г.
План
Глава 1
Глава 2 |
Введение Теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации 1.1.Понятие группы 1.2.Межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения Управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень» 2.1.Общая характеристика предприятия 2.2. Определение степени сплочённости группы 2.3.Межгрупповой конфликт в организации Заключение Список литературы |
3
4 4
6 13 13 17 20 24 25 |
Введение
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включен в систему норм, взглядов представлений различных групп1.
Группа - реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Актуальность исследования. Кардинальные изменения в политической и социально-экономической сферах, произошедшие в России за последние годы, поставили перед руководителями организаций сложные задачи выживания в жесткой конкурентной среде. В связи с этим появилась необходимость по-новому осмыслить проблему эффективности организации, зависящую от конструктивных отношений включенных в нее формальных групп. Взаимоотношения этих групп влияют на существование организации как единого целого и на её конкурентоспособность.
Цель данной работы состоит в изучении управления групповым и межгрупповым поведением в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации (понятие группы; межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения).
2. Проанализировать управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень» (определить степень сплочённости группы; рассмотреть межгрупповой конфликт в организации).
Глава 1. Теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации
1.1.Понятие группы
Однозначного определения группы не существует, поскольку это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление, однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на группу как относительно обособленное явление двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени2.
Е.И. Рогов определяет социальную группу как «организованную устойчивую общность людей, объединённых общими интересами, значимыми целями, совместной деятельностью и определённой внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение групповых целей»3.
Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступить во взаимоотношения с окружающим миром и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Характерными особенностями группы являются следующие:
Т.И. Захарова выделяет следующие качества группы4.
Общие качества группы:
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
1.2.Межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения
Конфликт — органическая составляющая жизни общества и организации5.
Конфликт — это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. В конфликте каждая из сторон делает все, чтобы была принята только ее точка зрения6.
Признаком назревающего конфликта в коллективе может стать увеличение потерь рабочего времени, снижение производительности труда и качества продукции и услуг, что, в конечном счете, приводит к убыткам. Свидетельством зреющего конфликта является также ослабление трудовой дисциплины. Кроме того, нарушается устойчивость внутренней среды организации, девальвируются установившиеся служебные и личные отношения между сотрудниками. Это проявляется в том, что задачи, решаемые коллективом, перестают быть общими; каждый сотрудник стремится изолироваться от других, трудится сам по себе; взаимопомощь между работниками не поощряется; люди не доверяют друг другу, становятся замкнутыми. В межличностных взаимоотношениях подчеркиваются недостатки в работе коллег, преобладают негативные факты; постоянно происходит выяснение отношений между людьми, притом порой в оскорбительной форме. Наличие такой обстановки в коллективе является сигналом для менеджера о необходимости принятия срочных мер по ее нормализации7.
Основными элементами конфликта являются конфликтная ситуация и инцидент.
Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и его участников (субъектов конфликта). Объектом конфликта, способствующего возникновению и развитию конфликтной ситуации, могут быть власть, ресурсы, слава и т.д. Важным условием существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта. Например, скрытая или явная борьба за место руководителя в организации часто становится источником конфликта между кандидатами. Участники конфликта стремятся достигнуть собственных целей, видя в оппоненте препятствие, которое необходимо преодолеть. Для этого, в конечном счете, используется конфликт как способ, так или иначе устраняющий преграду.
Итак, налицо объект и участники конфликта, т.е. существует конфликтная ситуация. Но это только необходимые условия существования конфликта. Для того чтобы он произошел, нужно соответствующее действие со стороны оппонентов (столкновение, недоразумение, происшествие), называемое инцидентом. Следовательно, конфликт может возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует конфликтную ситуацию.
Инцидент может произойти как по инициативе оппонентов, так и независимо от их воли и желания вследствие каких-либо объективных обстоятельств. Таким образом, конфликт состоит в таком преобразовании исходной конфликтной ситуации, при котором одной из конфликтующих сторон удается достичь своей цели и двигаться в избранном направлении.
Разумеется, конфликт чаще имеет негативный характер. Он мешает удовлетворению потребностей работника, препятствует, в конечном счете, успешному достижению целей предприятия. Однако благодаря конфликту можно выявить разнообразие точек зрения, имеющихся в коллективе, что позволяет оптимизировать процесс принятия решений. Сотрудники же получают дополнительную возможность открыто выразить свои мысли и чувства, удовлетворяя тем самым личные потребности. Поэтому менеджеру нужно не столько опасаться развития конфликтной ситуации, сколько понимать причины ее возникновения и, главное, уметь управлять конфликтом.
Рассмотрим модели поведения групп в условиях конфликта. Межгрупповой конфликт обычно происходит, когда один или несколько членов группы испытывают раздражение, столкнувшись с препятствиями в достижении групповых целей.
В отдельных случаях
источник препятствий пытаются найти
внутри группы. Зачастую сами члены
группы, методы и процедура, оборудование,
модели взаимоотношений или
Однако чаще ведется поиск внешних источников проблем. Какая-то другая группа может рассматриваться как ограничение или даже препятствие в достижении целей данной группы.
Группа, ставшая негативным стереотипом для другой группы и воспринимаемая как источник ее неприятностей, совсем не обязательно является таковой. Например, на деле таким источником может быть менее заметная группа или группа, с которой надо поддерживать хорошие отношения (в частности, высшее звено управления)8.
Но группа, создающая стереотип, может перенести источник своей враждебности на группу, с которой пересекаются ее интересы или против которой безопаснее выступать. Следовательно, основными источниками межгруппового конфликта часто могут быть конфликты между взаимно исключающими целями; конкуренция за ограниченные ресурсы, статус, власть и тому подобные блага; различия в ценностях, нормах и личных ориентациях; потенциальные угрозы со стороны другой группы и т. д. Некоторые общие модели поведения групп, конкурирующих друг с другом, повторяются с достаточной частотой, что делает их весьма полезными при анализе межгруппового поведения.
Если группа конкурирует с другой группой, она, вероятнее всего, становится более сплоченной. Члены группы скорее всего постараются свести до минимума личные разногласия.
По мере того как конфликт с другой группой нарастает, члены группы всё большее внимание уделяют достижению целей группы и соответственно меньшее – удовлетворению своих индивидуальных потребностей. В то же время внутренняя структура группы тяготеет к большей жесткости, а ее лидеры – к авторитарности.
В общей сложности существует пять моделей поведения отдельных личностей, которые также «переносятся» и на группы9:
1) принуждение (борьба, соперничество). Та группа, которая выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки собственных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д.;
2) уход от конфликта. Эта модель характеризуется низким уровнем направленности на собственные интересы и интересы соперника и является взаимной;
3) уступка;
Направленность на собственные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т. е. группа, принимающая стратегию уступки, жертвует своими интересами в пользу интересов соперника;
4) компромисс. Характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не только не портит межгрупповые отношения, но и способствует их положительному развитию;
Информация о работе Управление групповым и межгрупповым поведением в организации