Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении управления групповым и межгрупповым поведением в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации (понятие группы; межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения).
2. Проанализировать управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень» (определить степень сплочённости группы; рассмотреть межгрупповой конфликт в организации).
Глава 1
Глава 2
Введение
Теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации
1.1.Понятие группы
1.2.Межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения
Управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень»
2.1.Общая характеристика предприятия
2.2. Определение степени сплочённости группы
2.3.Межгрупповой конфликт в организации
Заключение
Список литературы
5) сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника.
Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных и межгрупповых отношений. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство).
Рассмотрим процессы
взаимоотношений между
Такое отсутствие взаимодействия и коммуникаций укрепляет и сохраняет негативные стереотипы, формируемые группами друг о друге. В ходе конкуренции групповое восприятие может изменяться, если одна из групп «вырывается вперед» или «выигрывает».
У членов «побеждающей» группы может возникнуть благодушие, которое, в свою очередь, может снизить их внимание к задачам группы и усилить заботу об удовлетворении индивидуальных потребностей. Это обычно случается, когда группа воспринимает себя как преуспевающую в течение длительного периода и надеется на преуспевание в дальнейшем.
Этого не происходит в ситуации, когда группа только что добилась преимущественного положения и все еще воспринимает действия соперника как потенциальную угрозу. В любом случае группа вероятнее останется сплоченной, при этом почти не будет уделяться внимания критической оценке ее методов и способов поведения.
Естественно, что поведение «проигравшей» группы будет иным. Члены группы скорее всего возложат вину за поражение на какие-то внешние факторы, скажем «обстоятельства», на руководителя более высокого уровня или на неэтичное поведение другой группы. Они могут обнаружить «безличные» источники, такие, как процедура, методы, оборудование. Могут последовать обвинения в адрес лидера и т. д. Критика в сочетании с отрицательными эмоциями и напряжением делает группу менее сплоченной.
Пытаясь улучшить свою работу, группа может сменить руководство. Путем самоанализа она может вскрыть нерешенные конфликты, снять проблемы и найти более эффективные модели поведения.
Рассмотрим пути преодоления межгрупповых конфликтов. Межгрупповой конфликт не всегда является дисфункциональным, по крайней мере для больших организаций, а иногда даже для отдельных групп и их членов10. Также следует иметь в виду, что некоторые межгрупповые конфликты являются нормальными, даже неизбежными, поскольку группы всегда имеют конфликтующие цели и конкурируют за ограниченные ресурсы, достижение более высокого статуса и другие факторы успеха.
Поэтому не всегда целесообразно пытаться погасить межгрупповой конфликт. Одним из наиболее эффективных способов преодоления конфликта является нахождение обоснованных суперординарных целей, которые имеют отношение к обеим группам.
Иллюстрацией такого
варианта решения межгрупповых проблем
может служить пример, когда компания,
имеющая плохие отношения со своим
довольно сильным профсоюзом, оказывается
перед угрозой финансового
Выживание компании является суперординарной целью, поскольку крах компании означает, что ни одна из групп не сумеет достичь своих целей. Похожий способ преодоления конфликта сводится к поиску «общего врага» для обеих групп.
Имеется множество примеров, когда прежние соперники объединялись против общего врага в бизнесе, в спорте и т. п. Часто применяемый подход заключается в том, чтобы высший руководитель компании выступил в качестве арбитра и вынес решение либо в пользу одной из групп, либо нашел компромиссное решение.
Еще один вариант решения проблемы - расширение взаимоотношений и коммуникаций между группами. В данном случае исходят из предположения, что если группы имеют больший диапазон взаимодействия и коммуникаций, они начинают лучше понимать и больше ценить друг друга, а вероятность упрощенных стереотипов поведения снижается. Такое предположение, возможно, оправдывает себя в определенных условиях, но не всегда.
Например, когда две группы конкурируют за ограниченные ресурсы или когда их цели противоречивы, расширение сферы взаимоотношений вряд ли будет способствовать развитию положительных эмоций. В некоторых компаниях используется практика сведения конфликтующих групп либо «за круглым столом», либо на «совместном заседании».
Цель таких заседаний - дать группам возможность высказать свои разногласия и жалобы. Затем делается попытка преодолеть разногласия путем совместного обсуждения.
Этот вид взаимного обмена, конечно, не гарантирует гармоничных взаимоотношений, но он вскрывает разногласия и потому часто способствует лучшему взаимопониманию, которое, в свою очередь, улучшает межгрупповые взаимоотношения.
Глава 2. Управление межгрупповым поведением в
ООО ТПП «Ясень»
2.1.Общая характеристика предприятия
Полное наименование рассматриваемого предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Ясень». Сокращённое: ООО ТПП «Ясень».
Адрес: 607655, Нижегородская обл., г. Кстово, ул. 1 Мая, д. 25.
ООО ТПП «Ясень» работает на нижегородском мебельном рынке с 2002 года. Свои производственные мощности компания разместила на территории бывшего Кстовского деревообрабатывающего завода.
На сегодняшний день можно выделить следующие основные направления:
Продукция имеет гигиенический сертификат и сертификат соответствия ГОСТу 16371-93 («Мебель. Общие технические условия»), получен сертификат качества на соответствие стандарту ISO-9001.
Миссия компании – «Мы предоставляем каждому лучшую возможность обустроить свое жизненное пространство».
Генеральная цель: «Долгосрочное конкурентное преимущество на региональном рынке мебели».
В соответствии с генеральной целью предприятия построим дерево целей (рис. 1).
Генеральная цель Долгосрочное конкурентное преимущество на региональном рынке мебели |
|||||||
Цели функциональных подсистем | |||||||
Производство |
Маркетинг |
Финансы |
Персонал |
Инновации |
Качество | ||
Реализация проектов по разработке и производству мебели в установленные директивными графиками сроки с минимальными затратами и качеством, соответствующим гос. стандартам |
Выход в лидеры по разработке и производству изделий мебели |
Полноценное
обеспечение финансовыми |
Обеспечение условий для развития творческого потенциала работников и повышение удовлетворённости в оплате и содержании труда |
Совершенствова-ние технического уровня производства и применение новейших технологий производства мебели |
Поддержание качества деятельности и продукции, обеспечивающее долгосрочное конкурентное преимущество ООО ТПП «Ясень» на региональном рынке мебели |
Рис. 1. Дерево целей ООО ТПП «Ясень»
Проанализируем обеспеченность производственной программы рассматриваемого предприятия рабочей силой по категориям персонала (табл. 1).
Таблица 1
Обеспеченность рабочей силой по категориям персонала
Категории персонала
|
По плану 2011г. |
Фактически 2011г. |
Отклонение | ||||
чел. |
в % к итогу |
чел. |
в % к итогу |
чел. |
в % к плану |
в структуре | |
Рабочие, в т.ч. |
113 |
83,7 |
96 |
73,8 |
-17 |
-15 |
-9,9 |
основные |
61 |
45,2 |
56 |
43,1 |
-5 |
-8,2 |
-2,1 |
вспомогательные |
52 |
38,5 |
40 |
30,8 |
-12 |
-23,1 |
-7,7 |
Служащие |
22 |
16,3 |
34 |
26,2 |
12 |
54,5 |
9,9 |
из них: |
|||||||
руководители |
5 |
3,7 |
7 |
5,4 |
2 |
40 |
1,7 |
специалисты |
12 |
8,9 |
18 |
13,8 |
6 |
50 |
4,9 |
прочие служащие |
5 |
3,7 |
9 |
6,9 |
4 |
80 |
3,2 |
Итого персонал предприятия |
135 |
100 |
130 |
100 |
-5 |
-3,7 |
- |
По данным таблицы 5 производственная программа ООО ТПП «Ясень» на 96,3% обеспечена рабочей силой, при этом по рабочим обеспеченность гораздо ниже - 85%, а по служащим наблюдается перевыполнение плана на 12 чел. (или 54,5%).
Фактическая структура персонала ООО ТПП «Ясень» отличается от запланированной: по плану в структуре промышленно-производственного персонала доли рабочих и служащих составляют 83,7 и 16,3% соответственно, фактически структура изменилась на 9,9 пункта в пользу служащих.
Рассмотрим обеспеченность производственной программы ООО ТПП «Ясень» квалифицированными рабочими (табл. 2).
Средний тарифный разряд рабочих (план) = (1x3+2x16+3x30 + 4x28+5x34+6x2) : 113 = 3,7
Средний тарифный разряд рабочих (факт) = (1x1+2x13+3x38 + 4x25+5x18+6x1) : 96 = 3,5
Средний тарифный разряд работ = 3,7.
Таблица 2
Обеспеченность
Разряд
|
Удельный вес рабочих, % | |
План 2011 г. |
Факт 2011 г. | |
I |
2,7 |
1,0 |
II |
14,2 |
13,5 |
III |
26,5 |
39,6 |
IV |
24,8 |
26,0 |
V |
30,0 |
18,8 |
VI |
1,8 |
1,0 |
Итого |
100 |
100 |
Таким образом, плановая квалификационная структура рабочих соответствует среднему разряду работ. Фактическая структура рабочих отличается от плановой, преобладает доля более низких квалификационных групп.
Средний фактический разряд рабочих (3,5) ниже установленного среднего разряда работ, т. е. производственная программа не в полной мере обеспечена рабочими соответствующей квалификации. Данное обстоятельство может быть причиной брака и других негативных тенденций.
Оценим интенсивность движения персонала рассматриваемого предприятия (табл. 3, 4).
Таблица 3
Интенсивность движения персонала
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение |
Среднесписочная численность персонала |
115 |
130 |
15 |
Принято, чел. |
40 |
33 |
-7 |
Уволено, чел. |
32 |
27 |
-5 |
в том числе по внеплановым причинам |
15 |
12 |
-3 |
Коэффициент оборота по приему, % |
34,8 |
25,4 |
-9,4 |
Коэффициент оборота по увольнению, % |
27,8 |
20,8 |
-7 |
Коэффициент текучести, % |
13,0 |
9,2 |
-3,8 |
Информация о работе Управление групповым и межгрупповым поведением в организации