Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении управления групповым и межгрупповым поведением в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации (понятие группы; межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения).
2. Проанализировать управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень» (определить степень сплочённости группы; рассмотреть межгрупповой конфликт в организации).
Глава 1
Глава 2
Введение
Теоретические аспекты управления групповым и межгрупповым поведением в организации
1.1.Понятие группы
1.2.Межгрупповые конфликты и возможные пути их разрешения
Управление межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень»
2.1.Общая характеристика предприятия
2.2. Определение степени сплочённости группы
2.3.Межгрупповой конфликт в организации
Заключение
Список литературы
Таблица 4
Интенсивность движения персонала по категориям
Категории работающих
|
Коэффициент оборота по приему, % |
Коэффициент оборота по увольнению, % |
Коэффициент текучести, % | ||||||
2010 г. |
2011 г. |
отклонение |
2010 г. |
2011 г. |
отклонение |
2010 г. |
2011 г. |
отклонение | |
Рабочие — всего |
21,5 |
15,6 |
-5,9 |
19,4 |
19,8 |
0,4 |
7,53 |
8,33 |
0,8 |
в том числе: |
|||||||||
основные |
24,5 |
12,5 |
-12 |
20,4 |
18,4 |
-2 |
8,16 |
5,36 |
-2,8 |
вспомогательные |
18,2 |
20 |
1,8 |
18,2 |
25 |
6,8 |
6,82 |
12,5 |
5,68 |
Служащие — всего |
90,9 |
52,9 |
-37,1 |
63,6 |
23,5 |
-40,1 |
36,36 |
11,76 |
-24,6 |
в том числе: |
|||||||||
руководители |
60 |
71,4 |
11,4 |
20 |
14,3 |
-5,7 |
20 |
14,29 |
-5,71 |
специалисты |
41,7 |
33,3 |
-8,4 |
66,7 |
16,7 |
-50 |
25 |
5,56 |
-19,44 |
прочие служащие |
240 |
77,8 |
-162,2 |
100 |
44,4 |
-55,6 |
80 |
22,2 |
-57,8 |
Таким образом, для ООО ТПП «Ясень» характерно интенсивное движение рабочей силы, хотя и наблюдается незначительное замедление в отчетном году по сравнению с предыдущим. Так, коэффициент оборота по приему в отчетном году составил 25,4%, что меньше уровня прошлого года на 9,4%, коэффициент оборота по увольнению составил 20,8%, снизившись на 7%. Поскольку коэффициент оборота по приему превышает коэффициент оборота по увольнению, то происходит увеличение среднесписочной численности работников предприятия. При этом сокращается значение коэффициента текучести с 13 до 9,2% (на 3,8%), что является положительной характеристикой деятельности организации.
2.2.Определение степени сплочённости группы
Рассмотрим управление групповым поведением на примере производственного отдела ООО ТПП «Ясень».
Проанализируем социально-
Анализ социально-
Результаты проведенного опроса представлены в групповой матрице (табл. 5).
Таблица 5
Групповая социометрическая матрица
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают среди членов группы |
Количество отданных выборов | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
«+» |
«-» |
всего | ||
1 |
Китаев |
+ |
- |
0 |
- |
0 |
0 |
+ |
2 |
2 |
4 | |
2 |
Белов |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
2 |
2 |
4 | |
3 |
Сомов |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
0 |
2 |
4 |
6 | |
4 |
Ярушина |
0 |
- |
- |
+ |
+ |
0 |
- |
2 |
3 |
5 | |
5 |
Рубис |
- |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
4 | |
6 |
Вязов |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
0 |
3 |
1 |
4 | |
7 |
Руденко |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
3 |
3 | |
8 |
Дудин |
+ |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 | |
«+» |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
0 |
1 |
14 |
|||
«-» |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
18 |
|||
всего |
4 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
32 |
«+» - положительный выбор;
«-» - отрицательный выбор;
«0» - нейтральный выбор.
Исходя из данных таблицы 5 видно, что члены группы, стоящие в списке под № 1, 2, 5, 6, 7 проявляют умеренную потребность в общении (3-4 выбора из семи возможных). Высокую потребность в общении проявляют № 3, 4 (5 выборов из семи возможных). И, наконец, Дудин обнаруживает по результатам анализа наименьшую потребность в общении.
Используя, исходные данные мы можем получить соотношение, приведенное в табл. 6.
Таблица 6
Сплоченность группы
Всего получено выборов по группе |
В том числе | ||||||
положительных |
отрицательных |
нейтральных | |||||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% |
56 |
100 |
14 |
25 |
18 |
32 |
24 |
43 |
По полученным результатам группа характеризуется низкой степенью сплоченности (43% составляют нейтральные выборы, и только 25% составляют положительные выборы).
Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности группы
Jгр = [(ВП - ВО)/N*(N-1)]*100 (1)
N – число членов группы.
Jгр = [(8-5)/8*(8-1)]* 100 = 32%
Полученное значение подтверждает ранее сделанный вывод о низком уровне сплоченности группы производственного отдела.
Можно предложить следующие направления повышения уровня сплочённости данной группы.
Для многих сильным мотиватором становится принадлежность к команде. Часто этот фактор не только удерживает сотрудников от поиска новой работы, но и формирует его стремление повысить эффективность. Здесь можно выделить несколько инструментов.
1. Создание сплоченной команды, например, для работников можно организовывать игры, соревнования на природе. Как показывает практика, люди начинают ради победы делиться на лидеров и исполнителей вне зависимости от должности, начинают изобретать пути решения поставленных задач. У сотрудников, кроме незабываемых ощущений, появляются новые крепкие контакты.
2. Формирование механизма двусторонней связи внутри компании. Работнику необходимо дать почувствовать, что компания прислушивается к его мнению, ценит его идеи и предложения. Обратная связь должна быть усилена.
3. Общепринятым механизмом сплочения коллектива являются корпоративные мероприятия. Хорошим вариантом могла бы стать организация Дня предприятия. К этому празднику можно было бы приурочить вручение грамот, призов и т.д.
2.3.Межгрупповой конфликт в ООО ТПП «Ясень»
Рассмотрим пример управления межгрупповым поведением в ООО ТПП «Ясень».
Конфликт в ООО ТПП «Ясень» возник из-за нежелания производственного отдела принимать техническую документацию по изготовлению и сборке мебельных комплектов, которую предоставил отдел дизайна. Производственный отдел настаивал на том, что данная документация не соответствует установленным ГОСТам и они не желают заниматься разборкой чертежей и схем крепления.
В свою очередь отдел дизайна пошел по более легкому пути, создавая такую документацию. Она действительно не соответствовала установленным ГОСТам, но имела подтверждение в виде новейших рекомендаций по отрасли.
В результате возникшего конфликта продукция не была изготовлена, планы поставки сорваны, рабочие и оборудование простаивали.
Цель отдела дизайна, когда он разрабатывал техническую документацию исходя из данных рекомендаций, была простая – облегчить труд работников и уменьшить трудоемкость работ по её созданию. Однако не был учтен тот факт, что сотрудники производственного отдела видят такую форму изложения впервые и не имеют возможности без дополнительных затрат времени разобраться в нововведении.
Комплект документов, разработанный по новой технологии, не был согласован с директором предприятия.
Таким образом, на лицо организационно-
Процесс разрешения конфликта
Проведенная диагностика
конфликта выявила, что он носит
затяжной характер и обладает значительной
силой интенсивности. В данный конфликт
специалисты сумели втянуть большинство
рабочих, занятых изготовлением и сборкой
мебели, что вылилось в остановку работы
всего предприятия по данному проекту.
Таким образом, интенсивность организационно-
Я предлагаю для разрешения данного конфликта применить стратегию компромисса. То есть надо решить этот вопрос путем переговорного процесса между производственным отделом и отделом дизайна при непосредственном участии директора предприятия. Для этого руководителю придется применить методы, связанные с использованием им своего положения в организации, а именно приказы и распоряжения.
Переговорный процесс поможет установлению компромисса по спорному вопросу, так как нельзя сказать, что в целом идея с введением новой документации плохая. Просто необходимо детально разобраться во всех нюансах, выявить наиболее важные моменты и принять на этот раз уже то решение, которое отвечает требованиям всего предприятия. В результате ничьи интересы не будут проигнорированы, и «передышку» получит каждый из отделов, пусть даже и незначительную.
Кроме использования стратегии компромисса, можно также, на мой взгляд, использовать стратегию разрешения данного конфликта через сотрудничество. С моей точки зрения, это предполагает совместную разработку технической документации производственным отделом и отделом дизайна на основе рекомендаций, расширение всех узких мест и создание единого образца документов. Это было бы наиболее эффективно для всех сторон, а в результате выиграло бы само предприятие. Здесь также могли бы помочь методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимосвязанных подразделений, которыми и являются производственный отдел и отдел дизайна.
Выработка альтернатив, как известно, проходит три стадии:
Стадия 1. Разработка альтернатив.
С точки зрения потребностей проблема заключается в желании снизить трудоемкость процессов соответственно разработки технической документации и её расшифровки и претворения в жизнь. По большому счету это желание вполне оправдано и лежит на вполне реальных основах, а значит, может быть осуществлено.
Информация о работе Управление групповым и межгрупповым поведением в организации