Управление и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса управления и его видов. Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…..3
1. Понятие управление и основные его категории……………………..….5
1.1. Общее понятие управление……………………………………….…….5
1.2. Основные категории управления………………………………………7
2. Социальное управление и его виды…………………………………..….13
2.1. Понятие, общие черты, виды, элементы социального управления...13
2.2. Функции социального управления: понятие и виды…………………18
3. Государственное управление и исполнительная власть……………….20
3.1. Государственное управление: понятие, принципы, цели……………20
3.2. Исполнительная власть: понятие и признаки…………………………23
Заключение………………………………………………...…………………26
Список использованной литературы…………………………...…………..28

Файлы: 1 файл

управление и его виды.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

Функции управления – это внешнее проявление субъекта управления, и их можно  разделить на предметные и инструментальные.     Предметные – это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные – как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления – элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и  служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К  их числу, как правило, относят: прогнозирование, планирование, организацию (формирование системы управления и обеспечение  ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений  в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение  конкретных вопросов, возникающих в  управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой  сферы).

Признаки  системы управления – это наличие:

– цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;

– субъекта управления;

– объекта управления;

– критериев оценки эффективности  управления;

– механизмов взаимодействия субъектов  и объектов управления;

– реакции на внешнюю среду(под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.) [10, c. 114]

Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих – прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.

Функциональный  анализ  – процесс исследования, основанный на декомпозиции системы  управления с последующим определением статических и динамических характеристик  составляющих элементов, рассматриваемых  во взаимосвязи с другими элементами системы и внешней средой, который  включает в себя:

– определение и описание процесса управления реализуемого исследуемой  системой;

– декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций, выполняемых  элементами системы управления;

– определение количественных и качественных характеристик исследуемых процессов  и функций управления;

– формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы  управления;

– принятие решения о необходимости  совершенствования функциональных характеристик системы управления [13, c. 237].

Отрицательная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение  последней в сторону ослабления факторов рассогласования.

Положительная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение  последней в сторону усиления факторов дестабилизации. Отрицательная  обратная связь обеспечивает сохранение параметров системы в заданных пределах, положительная - нарушение равновесия, дестабилизацию.

Эффективность управления системой рассматривается  как мера степени достижения цели функционирования. Эффективное решение  выбирается из множества решений  с помощью правила, которое называется критерием эффективности управления (индикатором).

Индикаторы (здесь) – показатели, используемые для:

– оценки реального социально - экономического положения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, городов, районов, отраслей, видов деятельности, предприятий;

– задания уровня социального благополучия (пороговые значения индикаторов); планирования действий по достижению пороговых значений; контроля достижения запланированных  результатов; принятия регулирующих воздействий; оценки деятельности органов публичного управления.

Система индикативного управления экономикой – механизм государственного регулирования  экономики, в основе которого лежит  совокупность целей управления, критериев  оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.

Центр ответственности – единственный орган или должностное лицо отвечающий за исполнение той или иной функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальное  управление и его виды

 

2.1. Понятие социального управления

 

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными  отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два  участника управления — субъект  и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность  социального управления раскрывается в процессе анализа следующих  его аспектов:

1) управление как абстрактное понятие  (это сознательное и целенаправленное  воздействие на процессы, которые  происходят в сфере общественной  деятельности на основе использования  объективных закономерностей);

2) управление как функция (это  определенный род трудовой деятельности  в управлении, который обособился  в процессе специализации управленческого  труда);

3) управление как процесс (это  индивидуальная или коллективная  человеческая деятельность, в ходе  которой достигаются поставленные  цели и решаются социальные  задачи). Иногда говорят, что "процесс  управления — это порядок осуществления   механизма  управления"; весьма  интересным является мнение, что  управленческий процесс — это  процесс достижения нормативно  установленных целей управления  посредством использования организационно-правовых  и иных средств управленческого  воздействия;

4) управление в конкретной сфере  (это управление  в различных  сферах деятельности, имеющих специфические  особенности, с учетом которых  следует определять цели, задачи  и организацию управления, предоставление  соответствующих полномочий). В этом  смысле государственное управление  имеет существенные отличия от управления негосударственными коммерческими или некоммерческими организациями, от управления в политической партии, а управление наукой отлично от управления административно-политической сферой, равно как и управление внутренними делами, охраной общественного порядка — от управления в сфере строительства;

5) управление как конкретная организация  (это отдельный орган управления, имеющий свое специальное назначение  и особое место в механизме управления) [15, c. 215].

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование  организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий  для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение  человека и его действия. Однако человек — это и субъект  социального управления, которое  осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом  социального управления выступают  как отдельные личности, так и  организации: государственные, общественные, международные.

Социальное  управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более  широким по отношению к термину "управление". Управленческая деятельность предполагает наличие практического  элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального  управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание  организационной структуры социального  управления — необходимое, но недостаточное  условие достижения поставленной цели и решения задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его  качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций. Таким образом, управление неотделимо от понятия "власть", "государственная власть". Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его "господствующей" воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества. Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и самого управления (в широком смысле — авторитета самого государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

Центральной проблемой в социальном управлении является проблема власти (подчинения). Если в качестве примера взять государственное управление, то в литературе конца 80-х гг. мы найдем активное обсуждение таких тем, как перемещение акцентов с волевого воздействия субъекта управления на объект (т. е. управление в форме команды, управление-воздействие, директивное планирование, бюджетное финансирование, лимитированное снабжение) на отношения взаимной ответственности, партнерства, самостоятельности, договоров, координации, общего руководства. Эти рекомендации остаются актуальными и по сей день. Однако во все времена в конкретных ситуациях использовались такие функции управления, которые характеризуют административное содержание государственного управления и государственной исполнительной власти (административный акт, принуждение, контроль и надзор).

Властность  социального управления проявляется  в различных формах. Соблюдение надлежащего  порядка в общественном объединении  базируется на выработанных социальных нормах, моральных ценностях, традициях  и правилах, установленных самим  объединением. Добровольное подчинение этой власти — та основа, на которой  создано само объединение. Государственное  управление характеризуется реализацией  властных (порой принудительных) полномочий, принятием административных актов, использованием установленных законом  процедур. Осуществление власти в  коммерческих организациях исходит  из необходимости выполнения установленных  законом предписаний и базируется на моральных нормах, а также на созданных самой организацией механизмах экономической мотивации работников [14, c. 96]

Таким образом, социальное управление представляет собой общественные отношения между  субъектом и объектом управления, сущностью которых является властное, организующее либо регулятивное, воздействие  субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности. Социальное управление характеризуется тем, что оно: а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования  деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий; б) направлено на достижение целей и решение  задач управления, заключающихся  в удовлетворении публичных интересов  путем осуществления совместной деятельности людей;

г) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

д) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Информация о работе Управление и его виды