Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 22:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса управления и его видов. Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.
Введение…………………………………………………………………...…..3
1. Понятие управление и основные его категории……………………..….5
1.1. Общее понятие управление……………………………………….…….5
1.2. Основные категории управления………………………………………7
2. Социальное управление и его виды…………………………………..….13
2.1. Понятие, общие черты, виды, элементы социального управления...13
2.2. Функции социального управления: понятие и виды…………………18
3. Государственное управление и исполнительная власть……………….20
3.1. Государственное управление: понятие, принципы, цели……………20
3.2. Исполнительная власть: понятие и признаки…………………………23
Заключение………………………………………………...…………………26
Список использованной литературы…………………………...…………..28
Функции управления – это внешнее проявление субъекта управления, и их можно разделить на предметные и инструментальные. Предметные – это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные – как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления – элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).
Под
функциями управления понимаются наиболее
типичные, однородные и четко выраженные
виды (направления) деятельности управляющего
субъекта, отвечающие содержанию и
служащие интересам достижения основных
целей управляющего воздействия. К
их числу, как правило, относят: прогнозирование,
планирование, организацию (формирование
системы управления и обеспечение
ее нормальной деятельности); координацию
(обеспечение согласованных
Признаки системы управления – это наличие:
– цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;
– субъекта управления;
– объекта управления;
– критериев оценки эффективности управления;
– механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;
– реакции на внешнюю среду(под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.) [10, c. 114]
Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих – прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.
Функциональный
анализ – процесс исследования,
основанный на декомпозиции системы
управления с последующим определением
статических и динамических характеристик
составляющих элементов, рассматриваемых
во взаимосвязи с другими
– определение и описание процесса управления реализуемого исследуемой системой;
– декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций, выполняемых элементами системы управления;
–
определение количественных и качественных
характеристик исследуемых
– формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы управления;
–
принятие решения о необходимости
совершенствования
Отрицательная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону ослабления факторов рассогласования.
Положительная обратная связь – такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону усиления факторов дестабилизации. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение параметров системы в заданных пределах, положительная - нарушение равновесия, дестабилизацию.
Эффективность
управления системой рассматривается
как мера степени достижения цели
функционирования. Эффективное решение
выбирается из множества решений
с помощью правила, которое называется
критерием эффективности
Индикаторы (здесь) – показатели, используемые для:
– оценки реального социально - экономического положения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, городов, районов, отраслей, видов деятельности, предприятий;
– задания уровня социального благополучия (пороговые значения индикаторов); планирования действий по достижению пороговых значений; контроля достижения запланированных результатов; принятия регулирующих воздействий; оценки деятельности органов публичного управления.
Система индикативного управления экономикой – механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.
Центр ответственности – единственный орган или должностное лицо отвечающий за исполнение той или иной функции.
2. Социальное управление и его виды
2.1. Понятие социального управления
Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.
Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.
Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его аспектов:
1)
управление как абстрактное
2)
управление как функция (это
определенный род трудовой
3)
управление как процесс (это
индивидуальная или
4)
управление в конкретной сфере
(это управление в различных
сферах деятельности, имеющих специфические
особенности, с учетом которых
следует определять цели, задачи
и организацию управления, предоставление
соответствующих полномочий). В этом
смысле государственное
5)
управление как конкретная
Содержанием
социального управления является упорядочение
общественных отношений, регулирование
организации и функционирования
социального порядка и
Социальное
управление включает понятие социально-
Создание
организационной структуры
Центральной проблемой в социальном управлении является проблема власти (подчинения). Если в качестве примера взять государственное управление, то в литературе конца 80-х гг. мы найдем активное обсуждение таких тем, как перемещение акцентов с волевого воздействия субъекта управления на объект (т. е. управление в форме команды, управление-воздействие, директивное планирование, бюджетное финансирование, лимитированное снабжение) на отношения взаимной ответственности, партнерства, самостоятельности, договоров, координации, общего руководства. Эти рекомендации остаются актуальными и по сей день. Однако во все времена в конкретных ситуациях использовались такие функции управления, которые характеризуют административное содержание государственного управления и государственной исполнительной власти (административный акт, принуждение, контроль и надзор).
Властность
социального управления проявляется
в различных формах. Соблюдение надлежащего
порядка в общественном объединении
базируется на выработанных социальных
нормах, моральных ценностях, традициях
и правилах, установленных самим
объединением. Добровольное подчинение
этой власти — та основа, на которой
создано само объединение. Государственное
управление характеризуется реализацией
властных (порой принудительных) полномочий,
принятием административных актов,
использованием установленных законом
процедур. Осуществление власти в
коммерческих организациях исходит
из необходимости выполнения установленных
законом предписаний и
Таким
образом, социальное управление представляет
собой общественные отношения между
субъектом и объектом управления,
сущностью которых является властное,
организующее либо регулятивное, воздействие
субъекта управления на поведение (деятельность)
людей и их организаций, являющихся
участниками социально-
г) использует имеющиеся властные полномочия и функции;
д) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).