Управление и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса управления и его видов. Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…..3
1. Понятие управление и основные его категории……………………..….5
1.1. Общее понятие управление……………………………………….…….5
1.2. Основные категории управления………………………………………7
2. Социальное управление и его виды…………………………………..….13
2.1. Понятие, общие черты, виды, элементы социального управления...13
2.2. Функции социального управления: понятие и виды…………………18
3. Государственное управление и исполнительная власть……………….20
3.1. Государственное управление: понятие, принципы, цели……………20
3.2. Исполнительная власть: понятие и признаки…………………………23
Заключение………………………………………………...…………………26
Список использованной литературы…………………………...…………..28

Файлы: 1 файл

управление и его виды.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

Социальное  управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а  также процедурам управления:

1) государственное управление (управление  в области организации и функционирования  государства, государственной исполнительной  власти);

2) местное управление (муниципальное  управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

3) общественное управление (управление  в общественных объединениях  и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление  в коммерческих организациях, созданных  с целью извлечения прибыли  и распределяющих полученную прибыль между их участниками) [10, c. 70].

Виды  социального управления: государственное  управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы  социального управления: субъект  управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются  такие объекты управления, как  человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые  связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные  связи - канал информационного воздействия  объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий  цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными  задачами, составом участников.

Стадии  процесса управления: анализ управленческой ситуации; выработка и принятие решения; организация и исполнение решения; контроль выполнения решения; подведение итогов, внесение корректив.

 

2.2. Функции социального управления: понятие и виды

 

Функции социального управления - обусловленные  социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления  управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки  функций социального управления:

-обусловлены  социальным назначением управления;

-характеризуются  определенной направленностью и  стабильностью;

-представляют  собой внешнее проявление свойств  системы управления;

-представляют  собой направление его активного  действия;

-предопределяются  поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера  воздействия можно выделить следующие  функции управления: общие (присущи  всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают  условия для реализации общих  и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия  выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и  временные.

Общие функции управления:

-информационное  обеспечение – сбор, получение,  обработка, анализ и хранение  информации, необходимой для осуществления  управленческой деятельности;

-прогнозирование  – предвидение перспектив развития  событий или процессов в будущем;

-моделирование  – создание образца (модели) определенных  управленческих отношений для  предвидения решения управленческих  задач в будущем;

-планирование  – определение направлений, темпов, количественных и качественных  показателей развития процессов  в системе управления;

-организация  – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного  состава, приведение в состояние  готовности;

-координация  – согласование совместной деятельности  различных субъектов управленческих  отношений для достижения поставленных  целей и задач управления;

-распорядительство  – оперативное регулирование  управленческих отношений, дача  указания исполнителям;

-регулирование  – установление общеобязательных  требований и процедур для  объектов управления;

-контроль  – установление соответствия  или отклонения фактического  состояния системы управления  от заданных параметров;

-учет  – фиксация информации, выраженной  в количественных показателях,  о результатах состояния системы  управления.

 

 

3. Государственное  управление и исполнительная власть

 

3.1. Государственное управление: понятие, принципы, цели

 

Государственное управление – в широком понимании  – деятельность всех органов государства  по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов  исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки  государственного управления:

-это  вид государственной управленческой  деятельности;

-деятельность  носит юридически властный, исполнительно-распорядительный  характер;

-деятельность  осуществляется постоянно, непрерывно  и планово;

-деятельность  осуществляется на основании  и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

-характеризуется  наличием вертикальных (иерархических)  и горизонтальных связей;

-осуществляется  в различных формах (правовых  и неправовых);

-обеспечивается  посредством системы гарантий;

-нарушение  управленческой деятельности влечет  за собой наступление негативных  последствий (правоограничений).

Цель  государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится  субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие  цели управления:

-социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

-политические  – участие в управлении всех  политических сил в стране, выработка  позитивных предложений и процессов  в обществе и государстве, способствующих  совершенствованию государственных  и общественных структур, развитию  человека;

-обеспечительные  – обеспечение прав и свобод  граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной  безопасности, необходимого уровня  благосостояния;

-организационно-правовые  – формирование правовой системы,  способствующей реализации всех  основных функций государства  и решения всех его задач  при помощи демократических институтов  и механизмов правового государства,  а также организационно-функциональных  образований.

Принципы  государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие  в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы  делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

-демократизм  – народ выступает единственным  источником власти; он осуществляет  власть как непосредственно, так  и через органы исполнительной  власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

-законность  – деятельность органов исполнительной  власти должна строиться на  основе точного и неукоснительного  соблюдения и исполнения Конституции  и законов, соответствия прилагаемых  нормативных правовых актов актам  высшей юридической силы;

-объективность  – при осуществлении управленческой  деятельности необходимо адекватно  воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности  и учитывать их при принятии  управленческих решений и их  реализации;

-научность  – применение научных методов  сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в  ходе принятия и реализации  управленческих решений;

-конкретность  – осуществление управления должно  строиться с учетом конкретных  жизненных обстоятельств, т. е.  в соответствии с реальным  состоянием объекта управления  и ресурсом субъекта управления;

-разделение  властей – подразделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

-федерализм  – деятельность органов исполнительной  власти строится на основе  нормативного закрепления разграничения  компетенции и предметов ведения  между Российской Федерацией  и субъектами РФ;

-эффективность  – достижение целей управленческой  деятельности должно осуществляется  при минимальных затратах сил,  средств и времени.

Организационные принципы:

-отраслевой  – осуществление управленческой  деятельности, организация системы  управления строится с учетом  общности объекта управления, который  образует определенную отрасль  (управление промышленностью, транспортом,  связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и  т. п.);

-территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

-линейный  – тип организации служб и  подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную  деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

-функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

-двойного  подчинения – сочетание начал  централизованного руководства  с учетом территориальных условий  и состояния объекта управления;

-сочетание  единоначалия и коллегиальности  – наиболее важные вопросы,  касающиеся основополагающих аспектов  управленческой деятельности, принимаются  коллегиально, а оперативные, текущие,  не требующие коллегиального  рассмотрения, решаются единолично.

 

3.2. Исполнительная власть: понятие и признаки

 

Государственная власть – исходящая от государства  возможность и способность оказывать  определенное воздействие на поведение  людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной  власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная  власть - ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства  и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые  наделены исполнительно-распорядительными  полномочиями и подконтрольны органам  законодательной и судебной власти.

Признаки  исполнительной власти:

-является  самостоятельной ветвью единой  государственной власти;

-выступает  в качестве подзаконной по  отношению к представительной (законодательной)  власти;

-осуществляется  органами исполнительной власти, которые являются органами государственного  управления;

-обладает  предметно-функциональной самостоятельностью;

-обладает  единством, т. е. осуществляется  на всей территории Российской  Федерации;

-организуется  и осуществляется на началах  федерализма при разграничении  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерацией  и субъектами Федерации;

-ее  деятельность носит исполнительно-распорядительный  характер;

-носит  универсальный характер, т. е.  осуществляется постоянно и непрерывно;

-имеет  в своем распоряжении определенные  средства (ресурсы) для осуществления  принудительных функций.

Информация о работе Управление и его виды