Управление качеством образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:15, лекция

Описание работы

Первоначальным условием вхождения отечественной профессиональной школы в мировое образовательное пространство является создание в каждом ОУ системы менеджмента предоставления образовательных услуг, соответствующей международным требованиям

Файлы: 1 файл

Качество.ppt

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Управление качеством 
образования

 

 

 

 

 

 

Тенденции мирового образовательного  пространства

 

Первоначальным условием вхождения  
отечественной профессиональной школы  
в мировое образовательное пространство  
является создание в каждом ОУ  
системы менеджмента предоставления образовательных услуг, соответствующей международным требованиям  
 
 
В 2005г. Россия подписала Болонскую декларацию.

Руководство страны о  модернизации образования, роли  инноваций, направлениях развития  и изменений

 

Построение общества, которое 

задает лучшие стандарты жизни;

 

Предоставление равных 

возможностей для самостоятельной реализации талантов и умений людей;

 

Развитие экономики инновационного типа;

 

Формирование широкого среднего класса.

       Д.А.Медведев

Руководство страны о  модернизации образования, роли  инноваций, направлениях развития  и изменений

 

…Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал.

Развитие человека – это и  основная цель, и необходимое  условие прогресса.

Будущее России, наши успехи  зависят от качества образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов…

От мотивации к инновационному мышлению и поведению граждан … будет зависеть будущее России.

В.В. Путин

"Конкурентоспособность страны  начинается не в цехе фабрики  или инженерной лаборатории. Она  начинается в школьном классе".

 

Ли Якокка, исполнительный директор  
корпорации "Крайслер"

  • Уровень жизни страны определяется уровнем качества продукции и услуг, производимых ее населением

 

  • Уровень качества продукции и услуг определяется качеством менеджмента

 

(Современная формула процветания)

 

 

Проблема качества 

образования

 

усиление конкуренции на рынке  труда

 

 

условия  реализации образовательных  потребностей

 

демографическая ситуация

 

изменение образовательных потребностей 

 

вступление в европейское образовательное  пространство

  • Пожелания потребителей и ситуация на рынке образовательных услуг меняются со всё возрастающей скоростью. Сейчас быстрые побеждают медленных.
  • Поэтому руководство ОУ вынуждено серьезно перестраивать свое управление и бизнес на основе современного менеджмента качества.
  • В сфере образования  важнейшим стало обеспечение гарантий качества в рамках Болонского процесса.

 

9

 

Гарантии качества образования

 

Планирова-ние качества

 

Деятельность, направленная на  формирование стратегии, политики  и связанных с ними целей  и требований по качеству

 

Управление качеством

 

Методы и виды деятельности  ОУ оперативного характера, используемые  для достижения требований к  качеству     

 

Оценка качества

 

Подтверждение того, что требования  к качеству выполнены (или не  выполнены)

 

Улучшение качества

 

Деятельность ОУ, направленная  на увеличение способности выполнить  требования к качеству

 

Обеспечение качества

 

Деятельность, направленная на  создание уверенности, что требования  к качеству будут выполнены

«Знание терминологии – первый принцип 
построения системы менеджмента качества» 
(Михаил Свиткин ) 

 

«Качество» - относительный термин, имеющий разный смысл для разных людей.

 

 

Понятие  «качества» по своему смыслу можно отнести к таким обобщающим и  многогранным категориям, как «любовь» и  «счастье». Каждый человек не раз в жизни сталкивался с ними, но все понимают их по-разному и не всегда могут выразить словами.

Существует около 300 различных определений «качества»

 

«Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества» 

ДЖ. Харрингтон

В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям.

 

В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные.

  •  качество в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия»;

 

  •  в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».

Историческая справка

 

 

  • Термин “качество” существует со времен Аристотеля (500л. до н.э.), который определил, что «качество – это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом, то есть эта та самая определенность, которая отличает лошадь от стола».

Эта трактовка была основной вплоть до ХХ века.

 

Аристотель в своих исследованиях заложил основы предметного понимания качества

Все многообразие существующих  трактовок категории «качество» 

можно объединить в группы:

 

 

Качество как абсолютная оценка.

 

У. Шухарт определял качество как добротность, совершенство товара, т. е. качество товара представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам.

Согласно этому подходу качество нельзя измерить - оно является принадлежностью товара.

В этом значении качество является синонимом превосходства.

 

Например, если студент лучше других усвоил все знания, которые установлены программой и продемонстрировал их на экзамене, то его обучение считают качественным. Но при этом упускается ряд важных моментов: соответствие программы его будущей деятельности, его способностям и др.

 

Качество как свойство продукции

 

 В этом значении качество является производной от какого-то измеримого количественного параметра продукта.

Чем больше параметр, чем выше качество.

 

Например, считается, что чем больше часов в образовательной программе, тем выше качество образования.

Качество как соответствие назначению

 

В данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции.

Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования.

 

Гениальная образовательная программа , обеспеченная классными преподавателями, может быть не востребована в регионе, где нет потребности в данных специалистах.

Качество как соответствие стоимости

 

 В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Харрингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потребителей за цену, которую он себе сможет позволить, когда у него возникает потребность

 

Качественным является такой продукт, который по своим полезным свойствам соответствует аналогичным продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит их по своим характеристикам при равной цене

 

 

.

Качество как соответствие стандартам

 

В соответствии с данным производственным подходом качество образования определяется как соответствие стандартам, которые включают в себя требования к уровню подготовки специалиста.

 

Качество как степень удовлетворения запросов потребителей

 

Определение категории «качество» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, является закономерным подходом.

 

С начала ХХ в. стало складываться так называемое «общество потребления», которое окончательно сформировалось к середине столетия. Главной фигурой такого общества является потребитель.

Международное определение качества

 

 

 

Старая редакция  до 200Ог.

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

(ИСО 8402:1994 «СМК. Основные положения и словарь»)

Новая редакция

Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

(ГОСТ Р ИСО 9000-2001  «СМК Основные положения и словарь»)

 

«Качество …(ЧЕГО?) — степень соответствия совокупности присущих характеристик… (ЧЕГО?) требованиям……(ЧЬИМ?) »

Качество 
образования 
(в широком смысле)

 

  • Сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам);

 

  • Системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы)

 
 КАЧЕСТВО образования —   это сложное понятие,  
которое определяется факторами: 

 

1. Качество субъекта получения образовательных услуг (учащегося).

2. Качество объекта предоставления образовательных услуг (образовательного учреждения), в том числе:

  • качество управления (назначение, цели, принципы, методы, структуры, организация планирования);
  • качество проекта предоставления образовательных услуг (структура и содержание программ обучения);
  • качество ресурсного обеспечения процесса предоставления образовательных услуг: материально-технического, методического, кадрового, финансового и так далее.

3. Качество процесса предоставления образовательных услуг, в том числе:

  • качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательного процесса, мотивационные факторы);
  • качество контроля над процессом предоставления образовательных услуг;
  • качество контроля результатов предоставления образовательных услуг.

Ключевые факторы качества  образования

 

п/п

 

Ключевые факторы качества образования

 

Они определяют

 

1

 

Качество содержания образования, т.е. качество конкретных образовательных  программ, построенных на основе  ГОСтов

 

Чему мы учим?

 

2

 

Качество обучаемых

 

Кого мы учим?

 

3

 

Положительная мотивация обучающихся

 

Хотят ли они учиться?

 

4

 

Качество методического и материально-технического  обеспечения образовательного процесса

 

Как обеспечено обучение?

 

5

 

Качество преподавательского состава

 

Кто учит?

 

6

 

Положительная мотивация персонала

 

Хотят ли они хорошо  учить?

 

7

 

Качество технологий обучения

 

Как учат?

 

8

 

Качество технологий контроля  и проверки знаний и навыков

Информация о работе Управление качеством образования