Управление карьерой в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России касается не только форм хозяйствования, ориентирующих ее на эффективное использование ограниченных ресурсов, в том числе на рациональное использование кадрового и интеллектуального потенциала личности. В этих условиях все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации, предприятия более полно раскрывать и использовать интеллектуальной потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Карьера – основные понятия……………………………………………….4
Виды карьер………………………………………………………………...7
Этапы карьеры………………………………………………………………11
Выбор карьеры………………………………………………………………12
Основные этапы управления карьерой…………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………….18

Файлы: 1 файл

психология труда.docx

— 68.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

 

Санкт-Петербургский  государственный  университет технологии и дизайна 

 

 

 

                                                                                                               Кафедра: менеджмента

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

По дисциплине: Менеджмент

 

Тема: Управление карьерой в  организации

 

Студента: Ильина Дмитрия  Петровича

 

Специальность: Экономика

 

Курс, группа: III курс, 3-ЭЗ-2с

 

Шифр  зачетной книжки : 0931285

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………..3

Карьера – основные понятия……………………………………………….4

 Виды карьер………………………………………………………………...7

Этапы карьеры………………………………………………………………11

Выбор карьеры………………………………………………………………12

Основные этапы управления карьерой…………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………..17

Список использованной литературы……………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

      Развитие  рыночных отношений в России  касается не только форм хозяйствования, ориентирующих ее на эффективное  использование ограниченных ресурсов, в том числе на рациональное  использование кадрового и интеллектуального  потенциала личности. В этих условиях  все более важное место занимает  карьера, которая позволяет на  уровне организации, предприятия  более полно раскрывать и использовать  интеллектуальной потенциал своих  работников, а персоналу дает  возможность удовлетворить более  широкий спектр потребностей.

 

      Учитывая  важность карьеры как для организации, так и для индивида, вопросом ее развития посвящен ряд исследований. Значительная часть из них направлена на исследование содержания карьеры, ее видов, типов, этапов развития и не изучает современные представления персонала о карьере, побудительные причины карьерных стремлений и их согласованность с методами управления карьерой на отечественных предприятиях.

 

      Вышесказанное  предопределило выбор темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРЬЕРА – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

     

 

      Карьера  (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

 

      Выбор карьеры  является одним из наиболее  важных решений, которое человек  принимает в своей жизни, так  как достижения человека в  той или иной сфере деятельности  зависят от соответствия между  его личностью и характером  его работы, а также от совмещения  личных ожиданий в области  личной карьеры с возможностями  организации.

 

      Понятие  служебной карьеры существует  в широком и узком смысле.

 

      В широком  понимании карьера – профессиональное  продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего  к профессионализму.

 Результатом карьеры  является высокий профессионализм  служащего, достижение признанного  профессионального статуса. Критерии  профессионализма могут меняться  в течение трудовой деятельности  человека.

 

      В узком  понимании карьера – должностное  продвижение, достижение определенного  социального статуса в профессиональной  деятельности, занятие определенной  должности. В данном случае  карьера – сознательно выбранный  и реализуемый служащим путь  должностного продвижения, стремление  к намеченному статусу (социальному,  должностному, квалификационному), что  обеспечивает профессиональное  и социальное самоутверждение  служащего в соответствии с  уровнем его квалификации.

 

      Сущностной  составляющей понятия карьеры  является продвижение, то есть  движение вперед. В этом отношении  карьера – процесс, определяемый  как прохождение, последовательность  состояний системы.

 

     Такое понимание  карьеры ориентирует на соответствующий  методологический подход к ее  исследованию. В его основе лежит  тенденция современной науки  изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния. Общество  и его компоненты рассматриваются,  как процессы, а не как статичное  состояние, как непрерывный бесконечный  поток событий. Человек включен  в этот поток и вынужден  непрерывно двигаться в нем,  приспосабливаться к нему, преодолевать  отклоняющиеся его течения, собственное  изменение в этом процессе  и изменение его составляющих. Чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление.

 

      Отсюда понимание  карьеры, как активного продвижения  человека в освоении и совершенствовании  способа жизнедеятельности, обеспечивающего  его устойчивость в потоке  социальной жизни. С этих позиций  определяется подход к моделированию  карьерного процесса и основы  стратегического управления карьерой. Карьера – это процесс движения  по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе  или организации. 

 

       Таковыми  являются:

- должностные ступени,  уровни иерархии;

- ступени квалификационной  лестницы и связанные с ней  разряды, дифференцирующие навыки  и знания людей по уровню  мастерства;

- статусные ранги, отражающие  величину вклада работника в  развитие организации (выслуга  лет, рациональные предложения  и т.д.), его положение в коллективе;

- ступени власти как  степени влиятельности в организации  (участие при принятии важных  решений, близость к руководству);

- уровни материального  вознаграждения, дохода (уровень зарплаты  и разнообразие социальных льгот).

 

      Таким образом,  карьера – это процесс профессионального  роста человека, роста его влияния,  авторитета, статуса в среде, выраженный  в его продвижении по ступеням  иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

 

      Сложность  карьеры определяется обусловленностью  ее множеством факторов, прежде  всего связанных с особенностями  личности работника, делающего  карьеру, и среды, в которой  развивается карьера (далее –  карьерная среда), а так же особенностями  и уровнем развития общества, в котором действуют человек  и организация. Для более полного  изучения, понимания и овладения  механизмами воздействия на характер  карьеры необходимо учитывать  как сложные связи образующих  элементов, так и сложность  и особенности самих этих элементов.

 

Комплексность карьеры предполагает необходимость  рассмотрения ее с  различных сторон, использования  при ее исследовании различных подходов.

 

      Многоаспектность  карьеры выражается в ее наполненности  различными составляющими. Карьера  комбинирует в себе такие направления  деятельности как совершенствование  уровня профессионального, личностного,  общего культурного развития, мероприятия  по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.

 

      Карьера  – динамическое явление, постоянно  изменяющийся и развивающийся  процесс и рассматривать его  надо как последовательность  стадий во времени. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ  КАРЬЕР

 

    

 

     Многогранность  и сложность явления карьеры  отражается и в многообразии  ее видов, разнообразии ее подходов  к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев

 

      Различают  несколько видов карьеры:   

 

По среде рассмотрения  карьеру традиционно делят на профессиональную и организационную (внутриорганизационная и межорганизационная).   

 

 Профессиональная карьера  - сотрудник в процессе профессиональной  деятельности проходит различные  стадии развития: обучение, поступление  на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Профессиональная  карьера может идти по линии  специализации (углубление в одной  профессии, выбранной в начале  деятельности) или   транспрофессионализации   (овладение   другими,   смежными областями знаний и навыков). 

 

    Внутриорганизационная  карьера - охватывает последовательную  смену стадий развития работника  в рамках одной организации.  Внутриорганизационная карьера  по направленности бывает:  

 

  - вертикальная - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае карьерное продвижение наиболее зримо, подъем на более высокую ступень структурной иерархии;    

 

  - горизонтальная - перемещение в другую функциональную область деятельности или выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.), расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, адекватные изменениям вознаграждения);  

 

- центростремительная - движение к центру, руководству организации (приглашение работника на не доступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации; доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства). 

 

  - ступенчатая - осуществляется посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Может быть внутриорганизационной и межорганизационной.  

 

  - специалиста - ориентирована на профессиональный рост. 

 

  - управленца - должностной  рост в управленческой сфере.    

 

 Межорганизационная -  в процессе своей профессиональной деятельности работник проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию - последовательно работая в разных организациях  на различных должностях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной (разнопрофильная).    

 

 В  зависимости от  объективных условий: перспективной  или тупиковой - у сотрудника  может быть либо длинная карьерная  линия, либо очень короткая.    

 

По содержанию происходящих изменений   в процессе карьерного движения можно выделить такие виды карьеры, как властная (рост влияния), квалификационная, статусная, монетарная (карьера дохода).  

 

-  Властная карьера   связана либо с формальным  ростом влияния  в  организации   посредством  движения  вверх   по  иерархии управления, либо  с ростом неформального авторитета  работника в организации.  

 

-  Квалификационная  карьера   предполагает профессиональный  рост, движение по разрядам тарифной  сетки той или иной профессии.  

 

-  Статусная карьера  - это увеличение статуса работника  в организации, выражаемое либо  присвоением очередного ранга  за выслугу лет, либо почетного  звания за выдающийся вклад  в развитие фирмы. 

 

-  Монетарная карьера  - это повышение уровня вознаграждения  работника, а именно: уровня оплаты  труда, объема и качества предоставляемых  ему социальных льгот.    

 

По характеру протекания различают линейный и нелинейный типы карьеры. При линейном типе развитие происходит равномерно и непрерывно, тогда как нелинейный тип характеризует  движение, осуществляющееся скачками или прорывами. Как частный случай данных типов выделяют застой (стагнация, тупик), стадию отсутствия каких-либо существенных изменений в карьере.   

 

По степени устойчивости, непрерывности   оправдано деление  карьеры соответственно на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную.   

 

По возможности осуществления  карьеру делят на: 

 

- потенциальную (лично выстраиваемый человеком жизненный трудовой путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей); 

 

- реальную (то, что удалось достигнуть на протяжении определенного отрезка времени).    

 

По скорости, последовательности прохождения карьерной лестницы различают скоростную, нормальную, суперавантюрную, авантюрную, типичную, последовательно-кризисную и другие виды карьеры. 

Информация о работе Управление карьерой в организации